Консультация «Значение общения в жизни человека»

Горецкая Татьяна Сергеевна

Консультация с элементами тренинга

 

«Значение общения в жизни человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_obshchenie.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация с элементами тренинга

«Значение общения в жизни человека»

Цели: Развитие способности принимать друг друга.

Задачи: Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека и способности принимать друг друга.

Методическое оснащение: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия

 Включает в себя: обмен своим состоянием и настроением. 

Упражнение «Вверх по радуге».

Сидя на стуле все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.

Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

Психолог: - «Здравствуйте ребята».

  1.  Вступительная часть

БЕСЕДА: Что значит улыбка?

Педагог — психолог:  - «Что значит улыбка? Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали! Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Итак, если вы хотите нравиться людям
 — улыбайтесь.
Участники группы делятся впечатлениями и обсуждают услышанное.

  1.  Основная часть

Психолог: - «Ребята, кто из вас  может попытаться раскрыть понятие «общение»?»  (Ответы детей)

Психолог: - «Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?» (Ответы детей)

Психолог: - «Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком».

(Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость).

Психолог: - «Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит?»(Ответы детей)

Психолог: - «Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»? Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? Кто может объяснить, что такое откровенность?

Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других».

Тест-игра «С тобой приятно общаться».

Психолог: - «Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся». В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.

(Психолог раздает детям небольшие листочки для записи, на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика).

Расшифровка баллов написана:

+2 - с тобой очень приятно общаться

+1 - ты не самый общительный человек

0   - не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1  - с тобой иногда неприятно общаться

-2 - с тобой очень тяжело общаться

Психолог: -  «Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздаёт их «адресатам» предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать». 

Психолог  сообщает детям, какое общение выбрали большинство учащихся.

Психолог:  - «Если результаты Вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что всё зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению. А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке: «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно», а на другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения».

Психолог: - «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В.О.Ключевский).

Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению.  Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих). Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество».

Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации. Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении?

Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

4. Заключительная часть

Психолог: - «Что вам понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки». 

5.  Ритуал прощания

Психолог: - «Молодцы ребята. До свидания!»

Список литературы:

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.;

 2. Тренинг для подростков: «Профилактика асоциального поведения». Галина Ивановна Макартычева;

 3.«Детский психолог». Авторы и составители материалов: М. Ю. Кондратьев

И. Ф. Мягков, Е. И. Рогов,А. О. Прохоров, А. С. Прутченков,В. И.;

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. –М., 2000. –304с.;

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.

  Работа по теме занятия.

Психолог. Подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия?

В процессе обсуждения желательно вспомнить, о значении эмоций в жизни человека.

Психолог. А теперь давайте послушаем «Притчу о змее».

Притча о змее.

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому она была очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Психолог. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Учащиеся делают запись в тетради:

Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.

Психолог. Подумайте, в какой форме чаще всего проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Упражнение «Выставка».

Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните три, четыре раза. Представьте, что вы попали на большую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.

После упражнения происходит обмен мнениями: Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

Психолог. Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем друг друга. Сейчас я вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе по смыслу.

Нет такого человека, чтоб век без греха.

Всякая неправда – грех.

От судьбы не уйдешь.

Риск – благородное дело.

Денег наживёшь – без нужды проживешь.

Когда деньги говорят, правда молчит.

И с умом воровать – беды не избежать.

Раз украл – навек вором стал.

Кто сильнее – тот и прав.

С кем поведешься – от того и наберешься.

Умная ложь лучше глупой правды.

Убежал – прав, а попался – виноват.

Ведущий просит участников объяснить свой выбор и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.

Психолог. Послушайте пример проблемной ситуации.

Двое братьев попали в скверную историю – одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если они не вернут деньги. Каждый из братьев решил проблему по-своему. Один – одолжил деньги у очень доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери (хотя она была здорова). Другой влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Так братья решили свою проблему и раздобыли деньги.

Психолог. Согласны ли вы, что они решили свою проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения этой проблемы?

Психолог задает учащимся вопросы: Кто подумал дома над своими трудностями и может сейчас их назвать? Что же такое проблема? Много ли схожих проблем у разных людей?

Психолог. Подумайте, что лучше: воровство или обман?

Психолог подводит итог обсуждения – решение проблемы не должно приводить к появлению новых проблем.

Игра-шутка «Пойми меня».

Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке друг другу.

 4.Заключительная часть

 Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы? Нужно ли учиться снимать агрессию? Можете ли вы оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния? Хорошо ли мы знаем друг друга? Важно ли учиться понимать друг друга? Кто лучше всех понимал других?

  

   Домашнее задание.

Психолог. Попробуйте в моменты нахлынувшего гнева и возмущения поругаться смешными словами, например: «Тих – тиби дух», и отмечаете, как раздражение и злоба уходят.

5 Ритуал прощания

Наши  занятия подошли к концу. Вы многое узнали о себе, многому научились. Хотелось бы, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. Почаще заглядывайте в себя — там есть все необходимое для вашей поддержки и уверенности в себе. Не забывайте о том, что рядом есть ваши верные друзья, которые всегда готовы придти на помощь!

Я попрошу вас в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

Психолог благодарит  за участие в  занятиях: - «Молодцы ребята. До свидания!»

Список литературы

 

1.    Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. –М.: ТЦ Сфера, 2002. –88с.

2.      Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.

3. Аверин В.А.     Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 сю

4.«Детский психолог». Авторы и составители материалов: М. Ю. Кондратьев

И. Ф. Мягков, Е. И. Рогов,А. О. Прохоров, А. С. Прутченков,В. И. Страхов

Гл. редактор   Е.   И.   РОГОВ