Консультация «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАСЛАЖДЕНИЯ» Тренинг: "НАСЛАЖДЕНИЕ"

Горецкая Татьяна Сергеевна

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАСЛАЖДЕНИЯ»

Люди в хорошем настроении большего достигают в жизни. Ни для кого не секрет, что человек в хорошем настроении лучше работает и достигает больших успехов. Получая удовольствие от успешной и продуктивной работы, такие люди берутся за выполнение все более сложных задач и выполняют их, получая новые поводы для удовольствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsii_naslazhdeniya.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАСЛАЖДЕНИЯ»

ТРЕНИНГ: «НАСЛАЖДЕНИЕ»

                                                                                                                     

Педагог-психолог: - «Сегодня мы будем с вами сегодня учиться наслаждению. С индивидуальной точки зрения именно удовольствие позволяет человеку различать позитивные и негативные чувства, при участии разума (но на основе прошлого или будущего удовольствия) осуществляется выбор и оценка поведенческих альтернатив. Наслаждение результируется из множества повседневных удовольствий.

Попробуем проанализировать здесь психологические предпосылки тренинга наслаждения. Обобщая пятнадцатилетний опыт применения "Маленькой школы удовольствия", Райнер Лутц сформулировал ряд доводов в пользу тренинга наслаждения, которые мы позволим себе дополнить, прокомментировать и проиллюстрировать примерами:

"Завершите как можно скорее все неприятные дела, начиная с самого неприятного, и начинайте как можно чаще заниматься тем, что вам доставляет удовольствие. Реже встречайтесь с неприятными людьми и чаще – с приятными". То, что человек, как и любое живое существо, стремится к приятным предметам и занятиям и избегает или боится неприятных, – факт совершенно банальный и очевидный не только для психологов. Более того, стремясь к удовольствию, человек в состоянии переносить довольно долгие периоды неудовольствия, заниматься малоприятными для него вещами. Удовольствие выполняет очень важную для всего человечества и для каждого его члена функцию управления деятельностью, оно управляет активностью человека, заставляет жить и изменяться, приспосабливаясь к физическому и социальному окружению. Удовольствие небезгранично и имеет неприятное свойство угасать с течением времени. Для того чтобы наслаждаться жизнью, человек вынужден менять объекты удовольствия, а это удается ему, если он обладает способностью получать удовольствие от множества вещей (стимулов удовольствия) или отдельных качеств этих вещей, от собственных действий и их результатов.»

Наслаждение лечит

        С давних пор известно, что позитивные эмоции, удовольствие и хорошее настроение как минимум способствуют быстрому выздоровлению соматических и психических больных, а иногда сами по себе становятся признаком здоровья.

Переориентация внимания человека с болезненных событий и явлений на события и явления, доставляющие удовольствие, ведет к улучшению здоровья. Концентрация внимания не на симптоме, а на альтернативных приятных объектах в большинстве случаев существенно улучшает самочувствие.

  1. Наслаждение защищает от неприятностей:

Помимо позитивного влияния на здоровье при наличии болезненных симптомов, способность получать удовольствие имеет большое профилактическое значение. Люди, чье внимание сосредоточено на позитивом, меньше реагируют на болезненные стимулы и, соответственно, оказываются в большей степени защищенными от их воздействия.

Да и сами неприятности с ними происходят реже. Наше восприятие очень тесно связано с нашими действиями. Образно, в деталях представив себе неприятность, сосредоточив внимание на ее сигналах, мы повышаем вероятность того, что неприятность случится в реальности. И наоборот: вообразив себе удовольствие, мы способствуем осуществлению этого удовольствия в реальной жизни.

Купив новые туфли на шпильке, девушка может просто наслаждаться вниманием юношей и получать от этого удовольствие. А может сосредоточиться на мысли о том, как бы не угодить тонким каблуком в водосточную решетку и не сломать его, спускаясь по лестнице. В первом случае она получит внимание, во втором – сломанный каблук. Люди, которые верят в себя, часто переоценивают вероятность успеха в делах, но такая переоценка шансов на успех приводит к тому, что они чаще добиваются успеха.

  1. Люди в хорошем настроении большего достигают в жизни.

Ни для кого не секрет, что человек в хорошем настроении лучше работает и достигает больших успехов. Получая удовольствие от успешной и продуктивной работы, такие люди берутся за выполнение все более сложных задач и выполняют их, получая новые поводы для удовольствия.

  1. Способность наслаждаться улучшает межличностные отношения.

Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне, поэтому часто в столь приятное занятие вовлекаются и окружающие, что ведет к росту взаимной симпатии в кругу людей, способных получать удовольствие от жизни.

Если бы в дело не вмешивались суровые реальности жизни и люди, не способные к наслаждению, то, возможно, тренинг наслаждения никому бы и не понадобился. Но, к сожалению, существует немало помех на пути к счастливой жизни.

Всем известны люди, одно присутствие которых оживляет компанию, вносит динамику и заставляет время течь быстрее. Эти люди умеют наслаждаться компанией и жизнью. Всем также известны мрачные типы, от которых веет холодом, подозрительные и холодные, способные убить веселье в любой компании. Этим людям имеет смысл поучиться веселью.

  1. ЧТО МЕШАЕТ НАСЛАЖДЕНИЮ?

Первое, что приходит в голову в ответ на этот вопрос, так это отсутствие объекта наслаждения. Какое может быть удовольствие в том, что жить негде, денег не хватает, здоровье шалит, а люди злобны и неприветливы? Относительно людей, которые приводят эти или другие – множество других – доводы к тому, чтобы быть несчастным, вероятно, следует сказать, что они не научены получать удовольствие от жизни.

Окружающий нас мир слишком разнообразен, в нем в любой момент времени есть масса вещей, которые могут нас расстроить, и не меньшее множество вещей, которые могут нам понравиться, если мы обратим на них внимание. Отвлекитесь на секунду от чтения этой книги и взгляните вокруг себя. Можете ли вы найти вокруг вас что-то, что вам нравится, что вам доставляет удовольствие? Если таких вещей нет, то очень странно, что все это вас окружает и вы это терпите. Может быть, все эти неприятные вещи стоит терпеть, чтобы получить большее удовольствие в будущем? Возможно и так. Но стоит ли терпеть? Может быть, стоит скорее приступить к тренингу удовольствия?

Итак, вряд ли внешний объектный мир несет ответственность за наше плохое самочувствие и неспособность находить в нем объекты наслаждения. Дело, вероятно, в нас самих, в наших привычках и отношении к этому миру.

  1. НЕКОТОРЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО НАСЛАЖДЕНИЯ

В отношении наслаждения в обществе существует множество преувеличенных и странных убеждений, особенность этих заблуждений состоит в том, что они нередко образуют пары, противоположные по своему смыслу и относящиеся как бы к разным экстремальным полюсам одной шкалы. Попробуем рассмотреть наиболее часто встречающиеся в тренинге полярные заблуждения:

  1. Наслаждение стоит больших денег

Гегеций, философ киренской школы: "Бедность и богатство не имеют никакого значения в отношении приятного, ибо мы видим, что богачи имеют не больше радостей, чем бедные. Точно так же рабство и свобода, аристократическое и неаристократическое происхождение, известность и отсутствие известности безразличны в отношении приятного".  

То, что наслаждение полностью зависит от количества денег, – такое же заблуждение, как и утверждение о том, что счастливы лишь те, кто не заботится о своем материальном благосостоянии. Реклама в средствах массовой информации упорно проводит мысль о том, что наслаждение тесно связано с потреблением, а потребление требует материальных затрат. Иными словами, платите деньги и будете счастливы, и чем больше заплатите, тем большее наслаждение получите, – вот главная идея, которая должна заставить людей расстаться с деньгами.

Разве ж это не так? – спросите вы.

Так. Но лишь при условии, что, во-первых, человек купит именно то, что ему доставляет удовольствие, и, во-вторых, если человек умеет получать удовольствие, знает законы и правила наслаждения и следует им. Иллюзия тесной связи между потреблением и удовольствием часто находит выражение в следующем заблуждении, столь же тщательно разрабатываемым работниками рекламной индустрии.

  1. Чем больше – тем лучше. Малым не насытишься

Иллюзия о том, что, добыв вожделенный объект наслаждения, можно наслаждаться им бесконечно, не выдерживает никакой критики. Даже обыденное наблюдение показывает, что по мере потребления объекта удовольствие снижается. Несмотря на это, многие люди упорно пытаются восполнить недостатки наслаждения накоплением объектов наслаждения (денег, квартир, женщин, автомобилей или зависимых от них людей), тем самым разрушая свою собственную способность наслаждаться.

Иногда стремление заменить наслаждение его объектами приводит к так называемому злоупотреблению субстанцией. Бездетная семья строит дом для себя, в котором четыре этажа, двадцать три комнаты и три ванны. В итоге необходимые для поддержания дома в порядке заботы перекрывают потенциально возможное удовольствие от житья в собственном "гнездышке".

Если в сознании происходит подмена наслаждения обладанием, то есть человек получает удовольствие от одного обладания объектом наслаждения, то возникает неприятная коллизия, которая в обыденном сознании обозначается как скупость и скаредность.

  1. ПРАВИЛА НАСЛАЖДЕНИЯ
  1. Наслаждение требует времени

Наслаждению нужно уделить достаточно времени.

  1. Наслаждению служит повседневная жизнь

В каждом мгновении жизни есть свое наслаждение.

  1. Каждому – свое

Наслаждение у каждого свое собственное.

  1. Само собой наслаждение не приходит

Наслаждение требует усилий и концентрации внимания.

  1. Позволь себе наслаждаться

Никто не может запретить наслаждаться, если наше наслаждение никому не мешает.

  1. Чем меньше, тем больше

Самоограничение ведет к большему наслаждению. Избыточность портит наслаждение.

  1. Опыт предшествует наслаждению

Тонкости наслаждения приходят с опытом.

  1. Наслаждение внутри нас

Наслаждение – это чувство, а не предмет. Между объектом наслаждения и наслаждением стоит наше умение наслаждаться.

  1. Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне

Разделенное с близкими людьми наслаждение не уменьшается, а увеличивается.

  1. Наслаждению нужно учиться

И есть люди, которые могут научить наслаждаться жизнью.

  1. КРИТЕРИИ ЦЕЛИ, СОЗДАЮЩЕЙ УДОВОЛЬСТВИЕ

Концентрируйтесь на удовольствии, а не на проблеме.

Плохо. Устранить течь крана в душе.
Хорошо. Сделать так, чтобы душ по утрам приносил удовольствие.

Сначала думайте о цели, потом ищите средства.

Плохо. Купить новый кран.
Хорошо. Получить максимум наслаждения от душа завтра утром.

Разделяйте глобальные цели на маленькие достижимые шаги.

Плохо. Душ всегда должен доставлять мне удовольствие.
Хорошо. Постараюсь получить максимум удовольствия от душа завтра утром.

Ставьте перед собой достижимые цели.

Плохо. Моя ванная комната должна быть лучшей во всем городе (недостижимо).
Хорошо. Получить максимум удовольствия от душа завтра утром (достижимо и зависит только от меня).

Концентрируйтесь на целях с максимальной свободой собственных действий.

Плохо. Муж должен, наконец, закончить ремонт в ванной (зависит от воли другого человека).
Хорошо. Получать максимум удовольствия от душа по утрам, а для этого помочь мужу закончить ремонт в ванной (зависит только от собственной инициативы).

При возможности устанавливайте временные и количественные критерии достижения цели.

Плохо. Закончить ремонт в ванной как можно скорее (фиксация на средстве, отсутствие критерия, зависит от воли другого).
Хорошо. Получить максимум удовольствия от душа завтра утром и помочь мужу закончить ремонт в ванной до нового года.

  1. КРИТЕРИИ ЦЕЛИ, НЕ ПРИНОСЯЩЕЙ УДОВОЛЬСТВИЯ

  1. Постоянно думайте о проблемах, которым трудно найти решение.
  2. Концентрируйтесь на отсутствующих у вас средствах.
  3. Ставьте перед собой глобальные цели.
  4. Ставьте перед собой труднодостижимые цели.
  5. Концентрируйтесь на том, на что вы не имеете никакого влияния.
  6. Не утруждайте себя определением сроков и критериев.

Тренинг: «Наслаждение»

Тренинг – это один из необычных способов получения личностного опыта. Прежде всего — это развитие умений и навыков в сфере общения; установление гармоничных взаимоотношений между родителями; детьми. Кроме того, основными направлениями  являются:

- формирование умения жить в обществе, сотрудничать;

- развитие терпимости к другим людям, другим точкам зрения;

- развитие способностей к взаимопониманию;

- формирование ответственности;

- развитие навыков общения;

- обучение разрешению жизненных проблем;

- стимулирование познавательной активности;

- тренировка навыков саморегуляции, в т.ч. развитие стрессоустойчивости;

- формирование чувства уверенности;

- развитие навыков самоорганизации (самостоятельность в планировании, самоконтроль, работоспособность, умение не перекладывать на других решение собственных проблем).

  1. ПРАВИЛА ГРУППЫ

Честность, искренность и открытость

Группа работает эффективнее, если все участники свободно и открыто выражают свое мнение, не боясь обидеть, не боясь выглядеть глупо или понапрасну отнять время у группы.

Прямое выражение чувств

В нашей группе мы занимаемся тренировкой чувств, а потому именно о чувствах мы будем говорить в первую очередь. Чтобы лучше понимать друг друга, имеет смысл называть чувства "по имени". Если слов не хватает, можно привлекать невербальные средства – изобразить, показать чувство так, чтобы это стало понятным другим.

"Я"-коммуникации

Каждый в группе обладает своим собственным неповторимым мнением. По этой причине собственное мнение и собственные чувства выражаются в речи с использованием местоимения "Я" (мне, меня, мною).

Концентрация на позитивном

Преимущества имеет выражение позитивных чувств. Если возникает необходимость сказать о негативных чувствах, начать все же лучше с позитивного.

Активное участие

Каждый участник активно принимает участие во всех упражнениях и дискуссиях. Допускается максимум 3 отказа от участия в упражнениях. Тренеров необходимо поставить в известность, если участник вынужден пропустить какое-либо занятие.

Конфиденциальность

События группы и личная информация, которая становится известной в группе, обсуждается только внутри группы.

Взаимное участие и взаимопомощь

Участники группы помогают друг другу  в выполнении упражнений.

Значение тренинга родителей

- Позволяет формировать позитивные взаимоотношения между  родителями. Приобретают опыт отношений, получают возможность сознательно выбрать стиль общения, скорректировать его, имея постоянную обратную связь.

- Раскрывает способности  родителей к взаимопониманию, взаимоподдержке, взаимопомощи, раскрывает ценности жизни в семье.

- систематическая поддержка взрослых.

-способствует конструктивному разрешению возникающих проблем.

Схема тренинга

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия.

3. Предложение ведущим темы занятия

4. Разминочные упражнения.

5. Основная  часть.

6. Подведение итогов занятия.

7. Прощание.

1.Приветствие.

Упражнение «Приветствие по «цепочке»

Педагог-психолог посылает первое пластическое приветствие одному из участников (открытая поза, улыбка доброжелательности, небольшая «диагональ» в сторону субъекта, развернутые ладони). Тот, ответив на обращение к нему, встает и посылает свое приветствие тоже пластическим и мимическим способом следующему.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия.

4. Разминочное упражнение «Я – Алла Пугачева»

 Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Основная часть.

СОВМЕСТНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ ЗАПАХОМ

Очень важен в этом упражнении выбор материалов. Необходимо подготовить большой набор приятно пахнущих предметов из разных областей жизни: овощей, фруктов, трав, цветов, специй, пахучих масел, парфюмерии, пахнущих предметов повседневной жизни. Стимульные запахи: фрукты и ягоды с характерным запахом: апельсин, лимон, яблоко, груша, киви, банан, дыня, персик; пахнущие овощи, помидор, огурец, болгарский перец; специи: гвоздика, корица, мускатный орех, перец горошком; чай, кофе, какао; парфюмерия: пробные образцы духов, ароматические масла; черный хлеб; горчица; бытовые запахи; сапожный крем; смола.  Имеет смысл использовать в качестве стимулов и запахи, соответствующие времени года или особым событиям, например, хвои, ванили или свежей клубники. Желательно раздобыть стимулы, на которые прореагировало большое количество участников при выполнении упражнения

"Разминка с пересаживаниями (приятные запахи)".

 Пахучие "стимулы" располагают в центре круга на чистой подстилке.

"Мы подготовили здесь некоторое количество по-разному пахнущих предметов. Пожалуйста, понюхайте их и выберите один запах, который всем более или менее приятен". На этом этапе при принятии решения может потребоваться помощь тренера. Если решение принять не удается, психолог предлагает выбрать наименее неприятный для всех запах. Если, например, будет выбрано яблоко, то желательно раздобыть еще несколько яблок, если выберут духи, то можно капнуть по капельке на несколько бумажных салфеток. Вовсе не обязательно обеспечивать каждому члену группы по собственному стимулу. Наоборот, кооперация в обладании стимулом способствует реализации правила "разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне" и развитию групповой динамики. Стимулов должно быть столько, чтобы необходимость кооперации не мешала удовольствию.

"Пожалуйста, постарайтесь прочувствовать запах во всех его нюансах. Сконцентрируйтесь на запахе, только запах будет нам важен в эту минуту. Если в связи с запахом другие мысли придут к вам в голову, не противьтесь им, но и не следуйте им. Сохраняйте запах в фокусе вашего внимания".

 "Попробуйте поэкспериментировать с запахом. Отстраните яблоко (если выбрано яблоко) от лица, измените интенсивность запаха. Постарайтесь найти такую интенсивность запаха, которая вам приятна. Исследуйте интенсивность запаха". "Если запах вызвал какие-либо мысли, воспоминания или образы, то следуйте теперь этим мыслям. Постарайтесь сохранить ощущения запаха, не теряйте его в связи с новыми образами. Если вы почувствуете, что наступило "насыщение", то можете пройти на свое место".

Обсуждение

"Какие ассоциации вызвал у вас исследуемый запах? Какая интенсивность, сильная, средняя или слабая, запаха была вам приятна? Удалось ли сохранить приятное ощущение от запаха в ходе всего упражнения?"

Комментарии

Существует два варианта выполнения этого упражнения. Можно раздать всем участникам группы по собственному стимулу (например, яблоку). В этом варианте упражнение проходит быстрее и группой управлять проще. Нам все же больше нравится вариант, когда примерно на троих участников выдается один стимул. При этом варианте участникам лучше расположиться на полу (если условия зала позволяют). В этом случае в тройках возникает дополнительная задача на координацию, и все втроем вынуждены искать вариант для совместного удовольствия. Здесь могут возникнуть трудности, и мы предпочитаем держать "под рукой" запасные стимулы, которые выдаются участникам, если им не удается добиться кооперации. Обычно группа очень активно включается в выполнение этого упражнения, что способствует и развитию групповой динамики.

Обсуждение

Вспомните запахи и ароматы, которые приятны лично вам, которые вызывают приятные воспоминания и ассоциации".

Упражнение: «Золотая рыбка»

Каждый участник перед группой делает короткое сообщение на тему: "Какие три желания я попросил бы выполнить золотую рыбку, попадись она мне в руки".

Обсуждение

"Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие-либо желания забытыми? Может ли ваши желания выполнить кто-либо другой, помимо золотой рыбки? Можете ли вы сами что-либо сделать для выполнения ваших желаний?"

Комментарии

Имеет смысл тщательно фиксировать высказанные участниками желания для последующего анализа. Записи могут пригодиться при выполнении дальнейших упражнений. Некоторые желания могут быть тут же "исполнены" (драматизированы) с применением бихевиоральной психодрамы. В этом случае пользуются методикой "психодраматическая проба будущего".

Упражнение: «Остров мечты»

Инструкция: "Мы все находимся на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место для наслаждения, займите его и наслаждайтесь жизнью. Если вам чего либо не хватает для счастья – обращайтесь ко мне. У меня есть все, чего только не пожелаешь".

"Посмотрите вокруг себя. Каждому здесь хорошо. Поговорите друг с другом, узнайте, кто какую нишу для себя нашел. Пригласите к себе в гости, сходите в гости к другим".

Обсуждение.

Ритуал прощания.

Педагог-психолог: - «Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно встать в круг и  взяться за руки. Положите руки друг другу на плечи. Приветливо посмотрите друг на друга и попрощайтесь».

  1. В.Ромек, Е.Ромек
  1. ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

СПб.: "Речь", 2003