Тренинг по профориентации «Я — стоящий человек»

Горецкая Татьяна Сергеевна

Цель:

получение обобщенной картины уровня профессионального самоопределения учащихся старших классов.

 Задачи:

- оценить  профессиональную перспективу подростка.

-активизировать профессиональное самоопределение участников;

- дать возможность участникам соотнести свои возможности и возможности

своих сверстников  с требованиями различных профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_proforientirovanie.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тренинг по профориентации
  2. «Я — стоящий человек»

Цель: 

получение обобщенной картины уровня профессионального самоопределения учащихся старших классов.

 Задачи:

- оценить  профессиональную перспективу подростка.

-активизировать профессиональное самоопределение участников;

- дать возможность участникам соотнести свои возможности и возможности

своих сверстников  с требованиями различных профессий

Оборудование: стулья, бумага, ручки или простые карандаши, магнитофон.

Приветствие -разминка:  «Музыкальное движение».

а) Все должны закрыть глаза. Не используя голоса и не открывая глаз, отбивайте какую-нибудь мелодию руками, ногами и телом.
б) Найдите предметы из окружающих вас, которые могут издавать звуки. Не используя голоса, не открывая глаз и не вставая с места, издавайте звуки с помощью этих предметов.
в) Извлекайте звуки с закрытым ртом, при этом нужно закрыть глаза и не вставать с места.
г) Извлекайте звуки с открытым ртом, при этом нужно закрыть глаза и не вставать с места.
д) Отбивайте мелодию руками, ногами, телом, предметом, издающим звук, а также извлекайте звуки с открытым или с закрытым ртом, но при этом нужно закрыть глаза и не вставать с места

Вступительная часть

Упражнение: «Мой выбор»

Цель: развитие способности самоопределения. 

Участникам предлагается  прийти в магазин, но выбирать придется не предметы, а социальные роли, будущие профессии. Ведущий будет продавцом, который записывает на карточках, по желанию каждого участника, его будущую социальную роль или профессию и отдает ее «покупателю». Разрешается выбрать несколько профессий. Когда все участники побывают в «магазине», они объясняют свой выбор.

Педагог-психолог спрашивает их: насколько этот выбор был сложен для них?  По каким критериям выбиралась профессия: модно быть кем-то, большая зарплата, нравится специальность, желание родителей, хочется попробовать себя в этой деятельности, не хочется расставаться с другом, так как придется учиться в других городах?

Следует объяснить ребятам, что профессия — это конкретная специальность, а социальная роль — это домохозяйка, отец семейства, многодетная мать, «вечный студент», пенсионер. Можно выбрать для себя и социальную роль, нет в этом ничего странного.

Упражнение по теме: «Я — стоящий человек»

Каждый  произносит три раза фразу: «Я стоящий человек» с разной интонацией, используя мимику и жесты.

Цель: Выработка личных отношений к социальным ролям.

Выбирается какая-либо социальная роль: это может быть родитель, ребенок, учитель, учащийся, директор школы, кондуктор в автобусе, продавец в магазине, рабочий на заводе, дворник и т. д. Каждый участник по кругу высказывается: «Быть ... хорошо, потому что..., а плохо, потому что...».

 Можно обсудить несколько социальных ролей.  

Затем ребятам задаются вопросы: было ли трудно найти хорошее и плохое в социальных ролях? Почему? Очень важно объяснить участникам группы, что нет плохих профессий, плохо, когда ты не выполняешь то, что обязан делать. Нужны дворники и уборщицы, иначе все окружающие утонут в грязи. Это не работа плохая, это люди плохо относятся к ней, потому что не умеют ценить труд других. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. А мы не умеем этого делать, вот и нужны люди, которые за нами убирают! А как приятно выйти в чистый двор или прийти в убранный офис! Когда мы научимся жить чисто, тогда в таких специальностях не будет необходимости, а пока нам без них не прожить.

Игра «Волшебный базар».

Участники игры получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью «Продаю» , написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.

Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества продавались? Какие качества хотели купить многие? Почему?

Как правило, большинство ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.

После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

Заключительная часть.

Получение обратной связи.

Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Ритуал прощания. Педагог встает, вытягивает вперед руку и говорит приблизительно следующее: «Спасибо». «Сегодня было здорово» и т.д.

  1. Составлен по материалам:

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.;

 2. Тренинг для подростков: «Профилактика асоциального поведения». Галина Ивановна Макартычева;

 3.«Детский психолог». Авторы и составители материалов: М. Ю. Кондратьев

И. Ф. Мягков, Е. И. Рогов,А. О. Прохоров, А. С. Прутченков,В. И.;

4.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. –М., 2000. –304с.;

5.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.