Консультация для воспитателей "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ"

Чиркова Светлана Владимировна

В консультации представлен теоретический материал по адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, а также игры на снижение тревожности и освоение ребенком окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Адаптация детей

младшего дошкольного возраста

             

                                                                         

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 29»

Чиркова С.В.   

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которой платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

Именно поэтому, необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Соответственно выделим следующие цели во время адаптационного периода у детей:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Формирование чувства уверенности в окружающем.

 Пройдёт немного времени и малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведёт к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми и воспитателями. Именно поэтому, одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненней освоиться в новой ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают; в каком помещении он живёт и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается всё первое полугодие (до января). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

  • Знакомство и сближение детей между собой.
  • Знакомство с воспитателями, установление доверительных отношений между воспитателями и детьми.
  • Знакомство с группой (приемная, игровая, спальная и др. помещения).
  • Знакомство с детским садом (мед. кабинет, кухня, спортивный и музыкальный залы...).
  • Знакомство с персоналом и педагогами детского сада.
  • Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Знакомство с окружающим (помещениями д/с) организуется в форме развивающих игр.

Проведение таких игр требует от взрослого знание и чёткое выполнение определённых правил. И прежде чем рассмотреть приёмы формирования чувства уверенности в окружающем, познакомимся с этими правилами.

Правило №1

Первое и самое важное правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребёнок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребёнок сам включается в игру. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять следующее правило.

Правило №2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли – участника и организатора. Причём совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило №3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоедала, необходимо выполнять следующее правило.

Правило №4

Наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т. д.) нельзя превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило №5

Взрослый не должен оценивать действия ребёнка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте возможность ребёнку проявить себя, выразить, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить всё это!

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

Игры, направленные на освоение ребёнком окружающей среды.

Под окружающей средой ребёнка в данном случае подразумевается:

  • помещение группы ( игровая, спальная, умывальная и др. комнаты),
  • помещение детского сада (медицинский кабинет, кухня, музыкальный зал, спортивный зал, и пр.),
  • взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, кастелянша, преподаватели и др.),
  •  дети, посещающие другие группы.

Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.        

1. Игра «Найди игрушку».

Ведущий (сначала воспитатель, а потом – дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Сначала найти её не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в приёмной (раздевалке)». Затем – сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

После того, как игрушка найдена, нужно сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).

Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через её действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.

Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразно использовать тематические экскурсии), знакомиться с людьми, работающими там.

2. Игра «Чьи вещи?»

Цель: закрепить имена работников детского сада.

 Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий. Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и все они забыли какую-нибудь  свою вещь. И он просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чья вещь.

Дети должны не просто называть профессию, но и называть имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».

Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям (или вещь берёт тот, кто правильно назвал её хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру…

   

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 29»

Чиркова С.В.                                                    

                                                              ( по книге Р.Р. Калининой «Тренинг развития личности дошкольника»)