Консультирование по поводу низкой самооценки

Карабанова Гульнара Хамитовна

В данной работе представлены особенности консультирования по поводу низкой самооценки:  что такое неуверенность, какие компоненты включает, как проявляется, какие причины бывают возникновения  неуверенность и низкой самооценки, основные техники и правила повышения самооценки, особенности процесса консультирования людей с низкой самооценкой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультирование по поводу низкой самооценки Работу выполнила: магистр 2 курса Назипова Гульнара

Слайд 2

Проблемы преодоления неуверенности в себе

Слайд 3

Компоненты Описание Эмоциональный Ощущение страха, тревожности, раздражительности, нервозности Когнитивный (мыслительный ) Появление у человека негативных ожиданий, установок, неадекватности по отношению к себе Поведенческий Отсутствие сформированных навыков социального поведения Межличностный (социальный ) Сложность в установлении контактов и трудности в межличностной коммуникации Чувство неуверенности , как психическое состояние, включает следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и мыслительный.

Слайд 4

Мыслями : боюсь, я не справлюсь кажется, у меня не получится для меня это сложно я не самый лучший … будут смеяться а что, если я запнусь во время доклада ? меня не одобрит … наверно, не очень прилично так делать, что обо мне могут подумать … Эмоциями : Страх Тревога Подавленность Беспомощность Бессилие Уныние Досада Раздражение стеснительность Проявления неуверенности в себе

Слайд 5

Как проявляется неуверенность в себе Неуверенности в себе, как и любое психическое состояние, находит свое проявление как во внутренней (психической) активности человека, так и во внешних реакциях (поведении, поступках и деятельности). О том, что у человека может быть сформировано чувство неуверенности, можно говорить если: он зависим от мнения, действий и решений других людей; стремиться избегать; отличается пассивностью и не любит проявлять инициативность; у него могут появляться страхи, которые связаны с межличностными контактами и построением взаимоотношений (страшится возможности неодобрения со стороны окружающих, избегает оценки своих действий, старается не попадать в центр событий, сторонится внимания к своей персоне и боится услышать отказ); характерный низкий уровень как самооценки, так притязаний; не отличается склонностью спонтанно проявляться свои желания и эмоции; в качестве психологической защиты может проявляться чрезмерная самоуверенность; у него наблюдаются трудности в определении границ в общении и контактах (например, человеку сложно как отказать другому, так и что-то попросить).

Слайд 6

Причины неуверенности в себе Неуверенность в себе, как и любое другое состояние человека, не может возникать без причины. Поэтому для того, что бы понять, как побороть в себе неуверенность и каким образом сформироваться уверенность, необходимо понять, чем же было вызвано подобное состояние человека. На самом деле причины неуверенности в себе могут скрываться как в физиологических и психологических особенностях человека, так и возникать в процессе его жизни в социуме. Н аиболее весомые причины неуверенности в себе: особенности типа нервной системы ; так называемый «генетический код» (подобный стиль поведения наблюдается в предыдущих поколениях), но здесь следует отметить, что эта причина является самой спорной среди психологов, так как многие современные исследователи утверждают, что никакой наследственности поведения нет, только лишь идентификаций и подражание; копирование модели поведения взрослых в детском возрасте; особенности стиля воспитания в семье, а затем и в других социальных институтах;

Слайд 7

Наиболее весомые причины неуверенности в себе : влияние социальной среди и принятых в нем норм и «культов» (особенно воздействует пропаганда «шаблонности» и стереотипности); воздействие на психику человека средств массовой информации (популяризация не выделяться из толпы, забивание инициативности и уникальности каждой личности с помощью демонстрации негативной информации и насилия, способствуя этим развитию чувства неуверенности в завтрашнем дне); дестабилизация экономики в конкретном государстве и мире в целом (человек ощущает шаткость своего положения); «синдром отличницы» (когда постоянное завышенное ожидание со стороны родителей, друзей, самого себя, в конце концов, перерастает в бездействие, дабы не совершить ошибку и не разочаровать значимых людей). наличие негативного прошлого опыта;

Слайд 8

Механизмы Особенности Подражание окружающим и идентификация в детстве В детстве ребенок бессознательно перенимает модель поведения взрослых, он идентифицирует себя с ними и естественно во всем подражает (поэтому, если родители довольно часто проявляют неуверенность, ребенок будет делать то же самое) Выученная беспомощность Этот механизм также активно работает в детстве, когда различные внешние события и обстоятельства ребенок не в состоянии изменить. Так формируется тенденция ничего не делать и не менять. Довольно часто проявляется у детей, воспитанных в детских домах, которые подвергались частым наказаниям или же наоборот у тех, кого постоянно оправдывали и баловали Негативные оценки со стороны Неуверенность может сформироваться как стойкое образование вследствие того, что человек может потерять веру в эффективность своих действий и начинаний в силу постоянной негативной оценки прошлых своих попыток. Таким образом происходит закрепление низкой самооценки и недостаточного уровня притязаний, человек уменьшает свои желания и перестает ставить перед собой амбициозные цели М еханизмы формирования неуверенность в себе

Слайд 9

Т ехники и правила для повышения самооценки и формирования более высокого уровня уверенности в себе: аутогенная тренировка, самовнушение (следует чаще говорить себе, что все получиться и замечать даже самые незначительные победы) и релаксация; нужно постараться вспомнить момент или же ситуацию, когда человек был уверен в себе и благодаря этому он добился в чем-то успеха (даже если это выступление на школьном концерте); необходимо записать и проанализировать все свои страхи, которые мешают человеку принимать решения (это страхи оценки, непринятия, осуждения, отказа, своей неполноценности и несостоятельности); стремиться повышать собственную самооценку (нужно не только видеть в себе недостатки, но и подчеркивать имеющиеся достоинства, кроме того следует как можно чаще хвалить себя и говорить комплименты, а также учиться принимать их и от других людей );

Слайд 10

нужно развивать в себе привычку отстаивать свое мнение и принимать решения; научиться брать ответственность за свои действия и поступки; пытаться чаще вступать в контакты и межличностное взаимодействие (уметь не только высказывать свое мнение, но и выслушивать чужое), но если человек испытывает серьезные трудности в общении, ему стоит посетить коммуникативный тренинг; стараться сдерживаться от самокритики и самобичевания; нужно любить себя и уважать; ставить перед собой реальные цели и не предъявлять к самому себе неадекватно завышенные требования; следует заниматься самопознанием и саморазвитием своей личности. постараться избавится от привычки сравнивать себя с идеалами и кумирами;

Слайд 11

Консультирование по поводу низкой самооценки

Слайд 12

В школьный кабинет ко мне вошла девятиклассница Таня С. Тихо и медленно подошла и села на кончик предложенного ей стула. Спина неестественно выпрямлена, ноги напряженно сдвинуты, руки судорожно теребят носовой платочек, глаза опущены. Молчание. Я жду, выдерживаю паузу. По мере того как длится наше молчание, девушка начинает мучительно краснеть и все ниже опускает голову. "Сейчас она расплачется", - думаю я и понимаю: начинать общение придется мне. Встаю из-за стола и сажусь на диван. Нога на ногу, руки свободно раскидываю и потягиваюсь. Девушка поднимает на меня глаза. "Устала я сегодня! Так хочется потянуться, сбросить напряжение! Но одной скучно. Давай вместе! - говорю я. - Садись рядом со мной! А так можешь сесть? А свободнее - нога на ногу? А расслабить плечи сможешь?" Постепенно девушка садится свободнее, прячет свой платочек, облегченно вздыхает и решается впервые посмотреть мне в глаза. Итак, первый шаг сделан, при помощи простых телесных упражнений, освобождающих мышечные зажимы, Таня стала немного увереннее и свободнее . Но прежде чем приступить к консультации, такой клиентке можно предложить несложные упражнения для полного снятия зажатости в позе, движениях, манере держать себя. Внешнее расслабление даст толчок к нейтрализации внутренней скованности. Начало консультации (пример из практики психолога)

Слайд 13

Упражнение "Походка" Психолог обращается к своей клиентке: "Смотри, как я хожу! Какая у меня походка? Быстрая или медленная? Можешь ли ты что-нибудь сказать о моем характере, наблюдая за тем, как я двигаюсь? А теперь попробуй пройтись сама! Хорошо у тебя получается !" " А можешь пройтись так, как будто тебе вообще все безразлично: смотрят на тебя или нет? А можешь пройтись так, как ходят женщины в 50 лет с тяжелыми сумками? А как ходят-подпрыгивают девчонки 9-10 лет? А как может пройтись девушка, которая уверена в том, что она самая красивая ?« Каждое предложение о выполнении той или иной походки психолог сначала показывает сам, предлагая своей клиентке повторить, основываясь на своей манере ходьбы . Упражнение "Интегративное дыхание" Упражнение выполняется стоя. Ноги - на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки - вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох ). Упражнение рекомендуется проделать 4-5 раз в течение 5-7 минут.

Слайд 14

Процесс консультирования Беседа с девушкой или юношей, страдающими болезненной застенчивостью, скованностью и заниженной самооценкой, выстраивается особым образом. Можно сказать, что весь разговор имеет "психотерапевтическую окраску ". Главное - транслировать теплое, принимающее отношение к клиенту. Тепло проявляется в глазах психолога (прямой, открытый и доброжелательный взгляд), его голосе (мягком, с теплыми интонациями), выражении его лица (принимающем и ненапряженном). Не критиковать и не оценивать. Слушать, чувствовать, понимать. Хвалить в тех моментах беседы, в которых это будет к месту. Поддерживать тогда, когда юноша или девушка рассказывают о своих неудачах. Можно поделиться, если он есть, собственным опытом преодоления застенчивости. Это будет особенно эффектно в том случае, если в момент беседы психолог производит впечатление уверенного в себе и респектабельного человека. Содержание беседы может носить общерекомендательный характер.

Слайд 15

Как стать уверенным в себе (девять правил Э.Смита ) Человек, уверенный в себе и в своей жизни, свободно руководствуется собственными ценностями и нормами поведения. Каждый человек - сам себе высший судья, имеет полное право оценивать свои мысли и чувства, свое поведение так, как считает нужным. Каждый человек имеет право ни перед кем не оправдываться и не извиняться за свои поступки. Каждый человек сам для себя решает, хочет ли он отвечать за чужие проблемы. Каждый человек имеет полное право менять свое решение, потому что он может и хочет быть самим собой. Человек вправе изменить свое мировоззрение, свой взгляд на те или иные проблемы. Каждый человек имеет право на ошибку. Каждый человек имеет право что-то не знать. Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других, даже тех, которые для него значимы или от которых он чего-то ждет. Каждый человек может принимать нелогичные решения - по своему желанию. Каждый человек имеет право не понимать намеков.

Слайд 16

На консультации полезно широко применять игровые упражнения, помогающие подростку или старшекласснику разобраться в самом себе. Упражнение "Нарисуй автопортрет ! " Перед школьником - чистый лист бумаги и набор цветных карандашей. Инструкция: "Ты можешь нарисовать самого себя в любой манере и любой позе, в полный рост или только лицо. При этом - назови свой рисунок". После того как рисунок будет готов, психолог активизирует обсуждение тех моментов, которые помогают развитию самоанализа подростка или старшеклассника. Какую часть листа занимает рисунок? Рисунок выполнен резкими, энергичными линиями или, наоборот, мягко, " в пастельных тонах"? Все ли элементы лица или тела изображены на рисунке? Чего не хватает? Какие цвета выбраны? Какие впечатления вызывает рисунок? Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?

Слайд 17

Упражнение "Опора на самого себя " На консультации психолог и учащийся обсуждают вопрос о том, в чем находить "точку отсчета" при оценке событий, фактов, людей. Молодой человек, имеющий заниженную самооценку, робкий и стеснительный, склонен "подстраиваться" под мнение других людей и не доверять своему опыту. Разбирая ту или иную конкретную ситуацию из жизни молодого человека, психолог задает вопросы: "А как ты сам считаешь ?", "А твое личное мнение?", "Как тебе подсказывает твой внутренний ГОЛОС?", "Что говорит твоя интуиция?" Задавая такие вопросы, психолог стимулирует обращение девушки или юноши к своему "я" , принятие своего личного опыта, стремление развивать в себе собственное отношение к жизни и ЛЮДЯМ. Как правило, у молодых людей с заниженной самооценкой - пониженный энергетический тонус. Чаще всего они либо пассивны, вялы, медлительны и сверхосторожны в действиях и словах, либо излишне суетливы, многословны и возбуждены. Особенно ярко тот или иной тип поведения у застенчивого и скованного человека проявляется в новой для него обстановке, когда происходит первичная адаптация к непривычной ситуации.

Слайд 18

Для оздоровления энергетического тонуса молодого человека можно посоветовать ему упражнение "Покричи на самого себя ". Упражнение "Покричи на самого себя " Психолог советует клиенту перед ответственными ситуациями, когда необходимо стать свободным и раскованным, провести "сеанс автотерапии ". Для этого необходимо закрыться в комнате и стать перед зеркалом. Внимательно разглядывая себя в течение 2-3 минут, следует начинать кричать на себя, все громче и громче, свободнее и свободнее, что называется, "наглеть на своих собственных глазах ". Можно ругать самого себя: за слабость; за нерешительность и трусость; за скованность и робость. Закончить такой своеобразный, самокритичный эмоциональный монолог следует словами: "А теперь иди и борись за самого себя! Все у тебя получится! "

Слайд 19

В зависимости от глубины и первичности истоков можно рассматривать такие уровни проблемы самооценки: 1 ) сознательный (рациональный ); 2) бес­сознательный (эмоциональный); 3 ) телесный. С точки зрения трансакт­ной теории личности сознательный уровень относится к «Взрослому» эго-состоя­нию и сопряжен с доступностью «взрослых» (то есть осознаваемых в обычном состоянии) ресурсов решения проблем. Бессознательный ( эмоциональный) уровень относится к «Детскому» эго-состоянию 1-го порядка, его истоки нужно искать в раннем детстве и отношении родителей к маленькому ребен­ку. Сознательный уровень самооценки тоже имеет детские истоки, но здесь они связаны, скорее всего, с вытесненными (не проработанными в детстве) эмоциональными травмами. Телесный уровень самый глубокий и связан с «Детским» эго-состоянием 2-го порядка (так называемым «Соматическим Ребенком »). Этот уровень проявляется в соматических симптомах, болезнях, телесной конституции, направленных на «отрицание» себя, «само­уничтожение».

Слайд 20

Рациональные методы повышения самооценки . Для работы с первым уровнем проблемной самооценки автором разрабо­тана методика реинтер­претации личностных черт , которая базируется на представлениях рациона­ль­ной психотерапии (А. Бек, А. Эллис), позитивной психотерапии (Н. Пезеш­киан ) и авторской концепции двумерных личност­ных конструктов. Данная методика больше всего подходит: а ) для людей, склонных к раци­онализации, как методу психологической защиты; б ) для людей интеллек­туального склада ума; в ) для людей, чьи проблемы с самооценкой не имеют глубокой личностной истории (они не происходят из перинатального периода и не связаны с травматичес­ким опытом младенчества и раннего детства); то есть, они представляют собой консультативную, а не психотерапевтическую проблему.

Слайд 21

Описание процедуры 1-й шаг . Взять чистый лист бумаги и разделить его двумя линиями на три колонки примерно одинаковой ширины. В 1-ю колонку нужно выписать положительные качества, которые клиент может в себе обнаружить, а во вторую – отрицательные качества. Как правило, вторая колонка оказывается в 2-3 раза длиннее первой, что свидетельствует о проблемах с самооценкой. Клиенты, у которых все в порядке с самооценкой, и они не нуждаются в помощи, обычно вторая колонка оказывается значительно короче первой. 2-й шаг. Изучить качества из двух списков. Некоторые качества иногда фактически дублируются: одно и то же качество в положительной и отрицательной ипостасях встречается в обеих колонках, например: жадность и бережливость, или трусость и осторожность. В этом случае нужно предложить вычеркнуть одно из них, оставив то, которое для клиента значимее. Обычно клиенты с удовольствием вычеркивают негативные качества; обратное свидетельствует о том, что данный клиент, скорее всего, нуждается в помощи психотерапевта, а не консультанта.

Слайд 22

3-й шаг. Исследовать список негативных качеств, и для каждого из них (по возможности) найти положительный ресурс, который в нем есть, то есть посмотреть на это качество с положительной точки зрения. Например, если клиент вспыльчивый, то ресурс этого качества в том, что человек легко выра­жает эмоции, не накапливает обиды и т. д. Если клиенту не нравится его излиш­няя ранимость, то положительная сторона этого в достаточной чувствитель­ности, умении реагировать на малейшие изменения в окружающем мире. Эту работу должен проделывать сам клиент, можно помогать ему с помощью эвристического диалога, в крайнем случае, давать подсказку. В принципе, можно найти положительный эквивалент практически любому отрица­тельному качеству. Но иногда его найти не удается, так как качество однозначно трактуется клиентом как негативное и он не может (не хочет) видеть в нем позитивный ресурс (срабатывает сопротивление). Резкое неприятие многих личностных качеств говорит об эмоциональном уровне проблемы самооценки. Во всяком случае, не обязательно доводить этот шаг « до конца», отдельные качества можно оставить «чисто негативными» и перейти к следующему шагу.

Слайд 23

4-й шаг. Он аналогичен второму шагу; нужно попарно сравнивать между собой все качества из 2-й колонки с их положительными эквивалентами из 3‑й, обязательно вычеркивая одно из пары, оставляя то, которое для клиента является более ценным. Обычно клиенты чаще вычеркивают качества из 2-й колонки, оставляя его положительный ресурс. Это говорит о том, что мы на правильном пути. Здесь (как и на 2-х предыдущих этапах) происходит психотерапевтическая переоценка качества [см. 4], то есть, клиент на рациональном уровне работает над собственной самооценкой. 5-й шаг. Нужно переписать на чистый лист бумаги, разделенный на две колонки вертикальной линией, все оставшиеся не вычеркнутыми качества из первого списка. Из 1-й и 3-й колонок качества переписываются в первую, «положительную» колонку нового списка; во 2-ю, «отрицательную», перепи­сываются оставшиеся не вычеркнутыми «негативные» качества из 2‑й колон­ки. Полученная картина разительно отличается от той, которая была на первом этапе методики. Если там «отрицательная» колонка была значительно длиннее «положительной», то здесь все наоборот. Это вызывает разные чувства у клиентов: радость, удивление, гордость за себя, что свидетельствует о пра­вильно выбранной адресности применения методики и хороших результатах.

Слайд 24

Проблема самооценки не всегда решается в рамках консультирования. Данная методика предлагает решение проблемы на сознательном (рациональ­ном) уровне. Обычно консультативная помощь эффективна, если у клиента достаточно активно Взрослое эго-состояние, и общение с консультантом на взрослом уровне устойчиво и возможно достаточно длительное время. В этом случае он находится в контакте со взрослыми ресурсами (может объек­тивно посмотреть на себя и свои личностные особенности), во всяком случае, его можно к этим ресурсам ориентировать, и он не будет сопротивляться.

Слайд 25

Признаки ситуации, когда проблема низкой самооценки не может быть решена только средствами консультирования: а ) клиент вообще не может найти у себя хороших качеств; б ) в дуальной паре качеств (когда одно и то же свойство в разных формулировках встречается в разных списках) клиент вычеркивает хорошее, а оставляет плохое; в ) клиент постоянно обесценивает позитивный результат; постоянно сопротивляется всем попыткам дать позитивные характеристики (играет в игру «Да, но…»). В этом случае человек не решает проблему, а занимается укреплением сценария. Он нуждается в психоте­рапии, а консультативная помощь ему недостаточна. Проблема, скорее всего, лежит не в рациональной плоскости, а в эмоциональной или глубже.