Консультирование приёмных родителей

Карабанова Гульнара Хамитовна

В данной работе раскрываются особенности консультирования приемных родителей: задачи консультирования, основные этапы и примеры консультирования приемных родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультирование приемных родителей Работу выполнила: магистр 2 курса Назипова Гульнара

Слайд 2

Приемные родители, столкнувшись с трудностями, пытаются решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих, так как, к сожалению, наше общество не всегда готово понять семьи, решившие взять на воспитание приемного ребенка. Очень часто можно услышать отрицательные высказывания, которые отнюдь не способствуют решению проблемы, а только еще больше усугубляют ее. Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Этот острый период в жизни замещающей семьи психологи называют кризисом адаптации.

Слайд 3

О сновные запросы приемных родителей : ребенок не соответствует ожиданиям, раннее созданным представлениям, у родителей появляется неприязненное отношение к ребенку, эмоциональное отчуждение, невротические срывы. если от ребенка скрывали правду о его приеме в семью, то часто он узнает об этом от «доброжелателей». И как следствие потерянного доверия к родителям, трудности осознания этого факта - ребенок начинает демонстрировать девиантное , делинкветное поведение (побеги из дома, воровство, лживость, прогулы уроков) также , в результате семейной и социальной дезадаптации , у родителей и детей может развиться депрессивное состояние ( аутизация , суицидальные попытки). частой причиной обращений приемных родителей является и школьная дезадаптация , когда ребенок дома, в семье хорошо адаптировался, но у него возникают сложности в школе: негативное отношение к учебной деятельности, неумение налаживать конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, прогулы уроков, постоянные жалобы учителей.

Слайд 4

Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит многих к повторному отказу от приемного ребенка и возврату к прежнему образу жизни. Попытки самостоятельно разрешить проблему не оправдываются и приемные родители обращаются к психологу, на пике кризиса. И перед психологом стоит непростая задача – помочь семье разобраться в трудной для них ситуации.

Слайд 5

Основная задача психолога на первых этапах консультирования - оптимизировать эмоциональное состояние родителей, детей . Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует их картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой, с другими членами семьи. Принятие, как личности клиента, так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние.

Слайд 6

В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, обратившейся первично в кризисной ситуации и затем регулярно посещающая психолога. Приемные родители не чувствовали поддержки со стороны родственников, друзей, коллег по работе, которые с недоумением оценивали ситуацию приема 2-ух детей школьного возраста из детского дома. Своим отношением они провоцировали приемных родителей на отвержение детей и депрессивные переживания. И столкнувшись с таким непониманием, семья решила обратиться к психологу, чтобы разобраться в ситуации, почувствовать уважительное принимающее отношение к себе, утвердиться в новом для них семейном статусе. Психолог – являлся для них ресурсом, который они не дополучили в обществе.

Слайд 7

Следующий этап психологической консультации в кризисной ситуации, это - отреагирование . Приемным родителям всегда важно высказаться, не только для того, чтобы снизить уровень напряжения, выговориться, расслабиться, но и для того, чтобы почувствовать в ответной реакции консультанта принятие его переживаний. Важно уметь обеспечить катарсис, то есть освобождение от негативных переживаний путем их проговаривания, отреагирования . Проговаривание проблемы, снижая уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы, и иногда, освободившись от парализующего гнета аффекта, клиент сам начинает лучше понимать свою проблему и возможные пути ее решения.

Слайд 8

Примером могут служить приемные родители, которые в течении двух встреч высказывали свое недовольство приемной дочерью и невозможно их было переключить на что-либо другое. Они припоминали все мелочи: как она на них посмотрела, что сказала, в тот момент, когда они ожидали, что она их послушается и сделает так как они этого хотят и т.д. Папа неоднократно приводил в пример ситуацию, как он специально для нее постряпал пирожки, пока мамы не было дома (что для него не свойственно), а она не стала их есть и убежала на улицу. Психолог позволил отреагировать родителям свои негативные эмоции и только после этого они были готовы к переходу на следующий этап психологической работы

Слайд 9

следующий этап психологической работы - прояснение проблемы, проговаривание подробностей и деталей . В ряде случаев приемные родители воспринимают свои психологические трудности в самом общем виде; иногда они видят проблему под определенным углом зрения и не замечают, что в другом ракурсе рассмотрения она принимает другой вид, выглядит иначе. Поэтому консультант должен уметь отзеркаливать проблематику клиента, подставлять ему своеобразное «зеркало», в котором по-новому, в более конструктивном аспекте отражаются все психологические нюансы актуальной ситуации. Понимание – первый шаг к изменению.

Слайд 10

В качестве примера может служить обращение приемной мамы, у которой не ладятся отношения с мужем. Она просит помочь сделать так, чтобы приемная дочь, перестала воровать из дома деньги, обманывать, огрызаться, потому что именно из-за этого у нее резко ухудшились отношения с мужем. Консультант стала выяснять мотивы принятия ребенка в семью, ожидания от совместного проживания, перспективы дальнейшего развития ребенка. Выяснилось, что инициатива, взять ребенка, исходила от женщины, таким образом, она предполагала, что вернет утраченное чувство близости с мужем, которое было, пока росли их кровные дети (феномен пустого гнезда). От приемного ребенка она ожидала, что девочка будет испытывать чувство благодарности и не оставит их, когда повзрослеет (что сделали кровные дети, переехав за границу) Поняв ошибочность своих взглядов, приемная мама осознала свою ситуацию, поняв бесперспективность своих требований, что позволило прорабатывать ее проблематику уже на другом, более конструктивном уровне.

Слайд 11

Когда проблема обозначена, сфокусирована и клиент осознает ее, переходим к следующему этапу - выдвижение и анализ вариантов решения . Пристрастность и субъективизм приемных родителей в отношении проблем с ребенком часто мешает им увидеть наиболее правильный выход из сложившейся ситуации. Помощь психолога заключается в стимуляции логического мышления клиента. Позитивные и негативные последствия тщательно взвешиваются, подводится баланс, который помогает приемным родителям чисто логически вычислить наиболее верное решение сложившейся ситуации.

Слайд 12

Приемным родителям недостаточно просто принять решение по разрешению их проблемы; это решение необходимо сделать реальным и конкретным, что практически всегда требует составления плана с учетом реальных конкретных условий той или иной ситуации . Задачей психолога в этом случае будет помощь и поддержка приемной семьи при разработке ими жизненной программы.

Слайд 13

Важным этапом психологического консультирования являются контрольные встречи для профилактики рецидива . Психолог всегда должен помнить о том, что у замещающей семьи с возвращением к привычному стилю жизни, к привычным взаимоотношениям с окружающими возможны возвраты к прошлому с периодическим ухудшением состояния, обострением проблематики детско-родительских отношений. Поэтому семья нуждается во встречах с консультантом, который не только предоставляет ему психологическую поддержку, но и обеспечивает обратную связь в отношении предпринятых для урегулирования проблем действий.