Лекция для родителей: "Что такое семья?"

Горецкая Татьяна Сергеевна
Лекция для родителей  "Что такое семья ?"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_chto_takoe_semya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция

«ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?»

Вступление.

Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.

–Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал: – Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

–Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

–Что же она сказала тебе? – спросил мудрец.

–Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?».

(Елена Раянова)

Просмотр презентации «Трещина в кувшине».

Жила-была женщина, у которой было два больших кувшина.  Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время, как другой был безупречным и вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому женщины, кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь на половину. В течение двух лет это происходило каждый день: женщина всегда приносила домой только полтора кувшина воды. 

Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые казалось, убедили его в бесконечной непригодности, кувшин обратился к женщине: - Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода. Женщина усмехнулась: - Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на другой стороне - нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.

Обсуждение.

Педагог-психолог: - «У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее!

 Итак, все мои друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей
стороне тропинки!»

 Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка.

 Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.

Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.

Л. С. Выготский доказал, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье. Большинство обращений к психологу связано с проблемами, возникающими в процессе воспитания детей. Конечно, не всегда эти вербально предъявляемые проблемы отражают истинное положение ребенка в семье и даже смысл обращения к психологу. Зачастую родителю проще обратиться к профессионалу, ссылаясь на трудности с воспитанием детей, нежели попросить помощи в решении своих непростых «взрослых» проблем.

С каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями, приводящими к полной инвалидности. Проблема интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов остается актуальной.  Важную роль в адаптации детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями играет семья.  Ребенок с ограниченными возможностями здоровья способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях»–путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолеть трудности. Именно семья и ее члены являются той движущей силой, которая приводит к созданию условий для интеграции ребенка в общество. Для нормального психического развития ребенка необходима любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. От действий и отношений членов семьи к ребенку зависит успешность его развития.

Зачастую родителям недостает физических и моральных сил, они нуждаются в психологической поддержке и потребности поделиться своими переживаниями и трудностями. В гармонично развивающейся семье ее члены не замыкаются на проблеме и отношениях только между собой, у них есть свои интересы, любимые занятия. Эти связи являются источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем. К сожалению, не все семьи, столкнувшись с такой проблемой, могут справиться с ситуацией. Пытаясь решить многочисленные проблемы, родители вынужденно ограничивают круг общения, сокращают время своего досуга, оставляют работу, так как ребенок требует их постоянного присутствия и присмотра. Столкнувшись с трудностями, семьи нередко распадаются, возникают предпосылки для социального сиротства такого ребенка.

Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейных взаимоотношений видоизменяются с течением времени. Семьи, воспитывающие детей с отклонением в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений.

Первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, с получением точного диагноза, с эмоциональным привыканием, информирование других членов семьи о случившемся. Первыми реакциями семьи на диагноз врачей могут быть шок, невротические реакции, разочарование. Депрессия, поиски виновных в случившемся, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации, затем постепенно развивается привыкание.

Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребенка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них, могу иметь определяющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребенку, осознанием того, что интересы нашего общества часто расходятся с интересами семей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Третий период связан с поступлением ребенка в школу, уточнение форм обучения, переживание реакций сверстников, хлопоты по устройству внешкольной деятельности.

Четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости детей. Если подростку в этот период  не удается завершить переход в следующий этап жизненного цикла, – он остается зависимым от своих родителей. Семья может стать и причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствующих его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Неблагоприятное влияние на развитие ребёнка может оказывать так называемая «семейная тревога» у обоих или у одного из членов семьи. В основе «семейной тревоги» лежит неуверенность, чувство беспомощности.

В данном случае работа с семьей проводится с целью создания благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии.

Приоритетными выступают следующие задачи:

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полному самовыражению;
  • формирование позитивных установок в сознании родителей;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • гармонизация супружеских отношений;
  • совершенствование коммуникативных форм поведения;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Необходимо, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с нарушениями, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Но не во всех семьях могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут быть полезны специалисты по социальной реабилитации.  Все вышеперечисленные проблемы показывают необходимость совместной деятельности специалистов и семьи с «опорой на ресурсы» семьи. Семья перестраивается под нужды ребенка и становится реабилитационным пространством для ребенка с его нарушениями.

Советы родителям:

«Ошибки родителей в воспитательных воздействиях и установках»

  • ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе. Следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений: «Ты плохо сделал», а НЕ «Ты плохой». В противном случае у ребенка формируется комплекс неполноценности. Невротизация ребенка как раз и начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых;
  • родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказываний;
  • недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой, формируют негативизм, эгоизм, зависть;
  • родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно, лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки;
  • взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует оставлять за ребенком свободу решения;
  • родители должны общаться с ребенком с позиции равенства. Разговор «сверху вниз» с детьми приводит к тому, что дети в свою очередь также «сверху вниз» говорят с родителями;
  • среди дисциплинарных мер похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно и концентрировать его внимание на лучших способах поведения;
  • основная задача семейного воспитания – помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства;
  • внимательно слушайте ребенка, таким образом, родители показывают, что к мнению ребенка прислушиваются, его ценят, укрепляя чувство уважения к самому себе;
  • родители должны проявлять собственные чувства без агрессивности. Честно говорите о том, что испытываете сами, уважая при этом чувства ребенка. Дети учатся жить у жизни.

Знаете ли Вы, что, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря». Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки.

Общайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью,  и тогда их уважение к Вам будет идти из глубины сердца!

Список литературы:

1. О.Г. Прохорова. Основы психологии семьи и семейного консультирования., М., Творческий Центр., 2005.

2. Интернет ресурсы: http://www.resobr.ru/article/44071-konspekt-zanyatiya-s-roditelyami; 

3. Сборник информационно-методических материалов для специалистов ОПСН государственных учреждений социального обслуживания

Краснодарского края, 2003 г.

4. Сборник информационно-методических материалов для специалистов, Краснодар, 2013 г.