Программа психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ

Федорова Наталья Ивановна

Пример индивидуальной программы психолого-педагогической помощи для подростка с множественными нарушениями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа для подростка с ОВЗ52 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная индивидуальная программа психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ

Составитель педагог-психолог ППМСЦ АР Федорова Н.И.

Программа была реализована в 2016-17 учебном году на базе МБУ«Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района»

Пояснительная записка.

Программа по индивидуальной психолого-педагогической помощи для девочки-подростка, 13 лет. Заключение ПМПК: «развитие в условиях множественных нарушений: дефицитарности опорно-двигательного аппарата (с грубыми нарушениями функций передвижения), парциальной недостаточности когнитивного и регуляторного компонента деятельности, тотального недоразвития высших психических функций легкой степени, недостаточности зрительного анализатора, нарушение языковых и речевых функций тяжелой степени». В связи с этим была разработана индивидуальная программа психолого-педагогической помощи. С учетом структуры дефекта предложены специальные приемы коррекции, основанные на взаимосвязи выявленных особенностей нарушений, занятия в условиях сенсорной комнаты, где большое внимание можно уделить работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии.

Данная индивидуальная программа разработана на основе уже созданных программ: О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)», «Программы коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» ДО г. Москвы психолога Пономаревой Г.А., а также программы «Подросток. Встречи с самим собой» ППМСЦ АР.

Основная цель психолого-педагогической работы – улучшение адаптации в окружающем мире.

Задачи программы:

- смягчение эмоционального дискомфорта с помощью формирования

приемов релаксации и осознавания своего тела;

-осознавание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;

-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения;

-обучение навыкам взаимодействия с окружающими;

          -повышение навыков вербальной и невербальной коммуникации;

-развитие уверенности в себе;

-создание условий для формирования внутренних ориентиров поведения.

Структура курса.

В программу входят три блока:

1.Развитие нравственных качеств личности, воли, самопознания и эмоциональной сферы ребенка. (1-9 занятие)

2.Формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими  и преодоление трудностей.  (10-20 занятие)

3.Повышение самостоятельности и уверенности в себе.  (21-28 занятие)

Программа рассчитана на 28 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в условиях сенсорной комнаты, продолжительность занятия 40 минут.

Примерное календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Входная диагностика

1

2

Мои чувства. Что такое мимика.

1

3

Радость. Передача радости прикосновениями, жестами.

1

4

Грусть. Когда мне грустно.

1

5

Страх.

1

6

Как справиться со страхом.

1

7

Гнев. С какими чувствами он дружит.

1

8

Обида. Что она скрывает.

1

9

Мои разные чувства.

1

10

Кто я? Какая я? Какие другие?

1

11

Учусь понимать чувства другого человека.

1

12

Кто такой сердечный человек?

1

13

Положительные и негативные качества в каждом.

1

14

Моя семья.

1

15

Трудные родители и трудные дети.

1

16

Правила нашей семьи. Мои права и обязанности.

1

17

Мои ценности. Копилка ценностей.

1

18

Образ физического «Я». Я расту, я меняюсь. Как я выгляжу.

1

19

Мои достоинства и недостатки. Как превратить недостатки в достоинства.

1

20

Дружба. Как можно подружиться.

1

21

Как пережить отказ и потерю друга.

1

22

Я умею быть доброжелательной.

1

23

Я умею сказать «нет».

1

24

Я умею расслабляться.

1

25

Я умею учиться на ошибках.

1

26

Я умею играть с другими.

1

27

Я умею справляться с плохим настроением.

1

28

Выходная диагностика

1

Итого:  28 часов

Оборудование сенсорной комнаты : сухой душ, сухой бассейн, светильник «Пламя», интерактивный стол с управляемой подсветкой для рисования песком,  мягкие модули,  дорожка «Здоровье», дорожка «Гусеница»,  развивающий набор «Дары Фребеля», тренажер «Велосипед», музыкальный центр и музыкальные диски.