Дезадаптация дошкольника в адаптационный период

Казакова Елена Васильевна

Что такое дезадаптация ее признаки и причины. Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст для выступления21.28 КБ
Файл Раздаточный материал302.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дезадаптация дошкольника в адаптационный период

 Выступление

Каждый ребенок индивидуален и каждый ребенок по своему реагирует на детский сад. Кто-то сразу вливается в коллектив, начинает общаться, играть и каждое утро с хорошим настроением идет в садик. А есть такие, кому очень сложно быть в группе. 

Они с неохотой идут в сад, часто плачут. Даже по прошествии полугода они не могут привыкнуть к воспитателям и другим детям. В этом случае можно говорить о том, что адаптация к детскому саду затягивается или вовсе терпит крах. И называется такое поведение дезадаптацией.

Дезадаптация это нарушение приспособления ребенка к новым условиям (режим детского сада, развивающая среда общение со сверстниками и т.д.), и проявляется она тревожными признаками,

Признаки дезадаптации:

1. Нарушение сна. Если ваш ребенок начал плакать по ночам, разговаривать во сне, писать в постель, хотя давно этого не делал, это тревожные сигналы, это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш пережил в течение дня.

2. Повышенная активность или апатия дома после детсада, которая продолжается больше 3-6 месяцев. Ребенок становится более капризным, просится на руки, ноет или проявляет признаки агрессии. Это тоже нормально, так он избавляется от негативных эмоций.

3. Нарушение стула. У ребенка могут начаться запоры из-за того, что он боится ходить в туалет в группе, или жидкий стул перед детским садом, так как он сильно нервничает.

4. Нежелание идти в детский сад, сопровождающееся плачем, истериками не только по утрам, но и в другое время.Я говорю не о первой неделе детей в садике, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде. Ребенок начинает плакать, как только его будят и может проплакать целый день.  Но здесь важно учесть, что первые 3-6 месяцев ребенок может плакать, т.к. он привыкает еще к детскому саду. Если же прошло более 6 месяцев, а у ребенка истерики, он жалуется, что ему в садике плохо, его ругают или обижают – тут стоит задуматься.   5. Если ребенок неделю ходит в детский сад, а потом три недели болеет, это тоже сигнал дезадаптации.Значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Неудивительно, что ребенок заболевает даже от легкого сквозняка. Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления, снова проходит адаптацию.6. Ребенок с плохим аппетитом может совсем перестать есть в детском саду, причем попытки накормить его сопровождаются тошнотой, а то и рвотой. Он плохо реагирует даже на запах еды в садике, просит забрать его пораньше, чтобы не кушать в группе.7. Еще один негативный фактор – некорректное поведение воспитателей. Излишняя придирчивость, строгость педагога способна вызвать отторжение даже у самого общительного и контактного малыша.

Причины дезадаптации

Одна из причин, по которой ребенок может тяжело привыкать к новым условиям жизни – это его неподготовленность. Двухлетнему малышу нельзя сказать, что завтра он начинает ходить в садик, его надо долго и тщательно готовить к трудному периоду в жизни.

Второй причиной поведение родителей. Если дома, придя из детского сада, родители устраивают ребенку допрос о том, кто его обижал, как его наказывали и т.д., проявляют свою тревогу и беспокойство, ребенок будет приходить в группу настороженным, нервным, тревожным, ждать обид, бояться наказаний. В таком варианте дезадаптация это результат родительских не совсем корректных действий.

Третья причина – индивидуальные особенности ребенка. Если он чересчур привязан к матери, тяжело расстается с ней, даже оставаясь дома, то в детском саду ему будет во много раз труднее. Если же он спокойный, стеснительный, не умеет играть с детьми, то в группе малыши будут отбирать у него игрушки, обижать, обходить в общих играх.

Четвертая причина – несдержанность педагога. К сожалению, не все педагоги могут сдержать себя при виде испачканной одежды, оставленной на тарелке еды, мокрых штанишек. Ребенок, которого постоянно ругают на глазах других детей, находится в состоянии стресса, что и приводит к дезадаптации.

Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму? Приведем несколько советов

• Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама        придет”, – он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.

• Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.

• Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы моете посуду, попросите помочь убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время будете вместе с ним.

• Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.

• Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.

• Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.



Предварительный просмотр:

Дезадаптация дошкольника в адаптационный период

Дезадаптация -

Признаки дезадаптации:

  • неуемные истерики ребенка (не может успокоиться долго и в отсутствие родителей) или наоборот - полная апатия, отсутствие контактов с воспитателями и детьми в группе. Замирание всех жизненных процессов: не ест, не спит, не ходит в туалет, не разговаривает;
  • длительные заболевания ребенка с осложнениями (более 30 дней), или смена одного заболевания другим;
  • глубокий интерес ребенка в развитии: утрата прежних привычек и нежелание к ним возвращаться даже после четырех месяцев (самый длительный период адаптации).
  • нарушение сна, аппетита.

Причины дезадаптации:

  • неподготовленность ребенка к условиям, режиму детского сада.
  • поведение родителей,  сами родители очень тревожны или имеют свой негативный опыт посещения дошкольного учреждения, гиперопека.
  • индивидуальные особенности, ребенок по своей природе замкнут, застенчив и тревожен.oshibki3.gif
  • несдержанность педагога.

Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму?

  • Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама        придет”, – он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.

  • Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.

  • Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы моете посуду, попросите помочь убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время будете вместе с ним.
  • Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.

  • Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.

  • Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги и пр.

Примеры игр с детьми в адаптационный период

              Игры знакомства (игры - обращения).

  1. «Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках игрушечную собаку и говорит:

Гав – гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо».

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

  1. «Назови по имени»

Дети сидят на коврике. Педагог выводит одного из детей в центр и приговаривает:

Раз,два, три, четыре, пять.

Постарайся отгадать.

Я с тобой рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Дети должны назвать имя ребенка.

  1. «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

  1. «Ласковое имя»

Дети встают в круг держась за руки. Один ребенок выходит в центр круга. Педагог (называет ребенка в центре круга по имени ) говорит :

Ваню в круг мы вызывали,

Ласково все называли…. Ванечка (Ванюша).

Дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга. Затем  каждый из детей по очереди выходит в центр, и игра продолжается.

  1. «Возьми - Отдай»

Дети стоят в кругу (или сидят на стульчиках в ряд). Игру начинает воспитатель. Он берет небольшую игрушку , чтобы ребенок хорошо и удобно держал ее владошке, и, протягивая ребенку игрушку, воспитатель говорит : «Возьми». Ребенок должен взять игрушку, а затем протянуть ее другому, своему сверстнику. При этом воспитатель каждый раз комментирует действия ребенка словами: «Возьми - отдай».

  1. «Передай улыбку»

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: (начинает напевать).

От улыбки с каждым днем светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется…

(Обращаясь к детям.) И мы с Вами будем улыбаться друг другу, учиться делиться своей улыбкой. Я улыбнусь Пете, Петя улабнется Алине. Алина улыбнется Ване и т.д. (При этом нужно повернуться к ребенку  и улыбнуться ему. Воспитатель комментирует действия детей.)

  1. «Погладь ладошку»

Дети стоят в кругу.

Воспитатель (говорит нараспев, протягивая свою ладонь одному из  детей).

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке…

Ребенок  должен  протянуть ладошку воспитателю. Он гладит  ладошку, и так со всеми детьми. Потом по цепочке каждый из детей протягивает ладошку другому и гладит ее.

8. «Раздувайся, пузырь»

Дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).