«Человек дождя или что такое аутизм? Особенности развития, воспитания детей с РАС»

Горецкая Татьяна Сергеевна

Заседание клуба «Мы вместе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_dozhdya.docx132.8 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание клуба

«Мы вместе»

«Человек дождя или что такое аутизм?

Особенности развития, воспитания детей с РАС»

кто такой человек дождя

Составитель:

                                                                                  педагог-психолог отделения

                 диагностики и разработки  планов

                                                                                  социальной реабилитации

                                                           Горецкая Т. С.

ст. Тбилисская

В средневековой Британии родители должны были тщательно присматривать за ребенком, особенно хорошеньким, - его в любой момент могли похитить феи. Ведь, как известно, волшебные существа любят человеческих детей и с удовольствием воспитывают их в своем царстве. А на их место подкладывают собственных отпрысков, заколдовав подменышей так, чтобы они были внешне очень похожи на пропавших. Но отличить эльфийского ребенка можно было по ряду признаков - в их число входили необщительность малыша и его неравномерное развитие, а также неожиданная любовь и способности к одному роду деятельности (как правило, к музыке).

Среди некоторых ученых и писателей, исследовавших историю аутизма, существует мнение, что за подменышей принимали детей с разными нарушениями развития - в том числе и с регрессивным аутизмом (когда ребенок развивается нормально до одного-двух лет, а потом начинает проявлять симптомы расстройства).

С укреплением позиций христианства вера в фей постепенно перетекла в веру в сатанинские проделки. Один из предполагаемых случаев аутизма был упомянут в записях застольных бесед Мартина Лютера - там говорилось о 12-летнем мальчике, предположительно страдавшем этим нарушением развития. Вердикт Лютера был безжалостным: он посоветовал задушить ребенка (по другой версии - утопить), считая его порождением дьявола -телом, не имеющим души.  

В 1747 г. брак шотландского дворянина Хью Блэра с дочерью местного врача был аннулирован из-за странного поведения жениха. По воспоминаниям современников, Блэр слабо разбирался в приличиях и нюансах общения (например, мог без спроса прийти в гости), всегда носил одну и ту же одежду (на прохудившиеся места он ставил заплаты, вырезая их из новой одежды - часто заимствованной у окружающих), коллекционировал птичьи перья и всегда заявлялся на любые похороны в городе вне зависимости от того, знал ли умершего. Впрочем, расторжение брака произошло не без участия Джона, младшего брата Хью, который был не заинтересован в появлении новых наследников поместья и титула. 

По мере развития науки стало ясно, что странности в поведении вызваны не феями и демонами, а дисбалансом в психических и неврологических процессах.

Термин «аутизм» (от греческого, «сам») в 1910 г. придумал швейцарский психиатр Юджин Блейлер. Правда, тогда он применял его в первую очередь для обозначения симптома шизофрении.

А в 1944-м австрийский психиатр и психотерапевт Ганс Аспергер описал четверых детей с ограниченной эмпатией, физической неловкостью, узконаправленными интересами и слабыми способностями к невербальной коммуникации. Годом ранее его соотечественник Лео Каннер, иммигрировавший в США, описал такое же расстройство. Шла война, поэтому долгое время работы Аспергера оставались незамеченными в США. Лишь в 1991 г. его труды были переведены на английский язык и стали доступны широкому кругу специалистов.

Первая половина 1940-х была не самым удачным периодом для людей с психическими расстройствами и отклонениями в развитии. Подробности взаимоотношений Аспергера с нацистами неизвестны, но, согласно популярной точке зрения, Третий рейх, заинтересованный в евгенических проектах и избавлении от всех «лишних», поддерживал исследования психиатра. Но Аспергер сознательно преувеличивал положительные стороны своих пациентов и доказывал их необходимость для общества, чтобы спасти от истребления. Доктор называл своих подопечных «маленькими профессорами» и предрекал, что их необычные способности найдут применение в будущем. Ближе к концу Второй мировой войны он открыл школу для детей с «аутистической психопатией» - но ее разбомбили, и большая часть работ психиатра была потеряна. Людям с синдромом Аспергера свойственны узконаправленные интересы, проблемы с коммуникацией и другие особенности восприятия и поведения, но их речевые и когнитивные способности развиты настолько, что позволяют им более или менее адаптироваться в обществе, а в каких-то случаях и преуспеть.

Кстати, образ героя фильма «Человек дождя» Реймонда Бэббита, которого среднестатистический зритель воспринимал как стопроцентного аутиста, на самом деле был списан с человека с совершенно другим диагнозом. Его прототип американец Ким Пик родился с черепно-мозговой грыжей и повреждением мозжечка. Особенности строения мозга сформировали феноменальную память - Пик запоминал до 98% поступающей информации. Это яркий пример савантизма - невероятной одаренности человека с отклонениями в развитии. Около 50% cавантов -аутисты, но только 10% аутистов становятся савантами.

Самая яркая черта и самая серьезная проблема людей с синдромом Аспергера - сложности с коммуникацией и в первую очередь непонимание контекста и невербальных сигналов. Им сложно уловить то, что находится «между строк», поэтому они либо воспринимают все буквально, либо начинают теряться в гипотезах о том, что может означать то или иное слово либо жест.

Такому человеку сложно прочесть эмоции визави по его интонации или мимике, понять, что уместно говорить, а что нет, интересен ли собеседнику разговор или он давно перестал слушать, могут впадать в ступор, когда с ними здороваются, потому что им сложно выбрать один из нескольких вариантов приветствия.

В фильме-биографии «Игра в имитацию» юный Алан Тьюринг - в будущем талантливейший математик, криптограф и основоположник информатики - узнает от своего друга Кристофера о том, что такое криптография: «Сообщения, которые никто не может увидеть и про которые никто не знает, что они означают, пока у тебя нет ключа». «А чем это отличается от разговора?» - спрашивает Алан. И хотя в фильме много художественных преувеличений, а доказать наличие у Тьюринга синдрома Аспергера уже не представляется возможным (хотя есть много спекуляций на эту тему), это хорошая метафора, помогающая понять, как коммуникация может быть загадкой для людей с расстройствами аутистического спектра.

Большинство людей трактуют существующие в обыденной жизни негласные правила интуитивно - они понимают, как одеваться, как держать себя, как говорить, какие позы принимать. А у людей с аспергером своего рода социальный дальтонизм - они могут говорить слишком громко, подходить к собеседнику слишком близко, не понимать юмора, буквально воспринимать вопросы или проявлять честность там, где ожидается деликатность и ложь во спасение. Они могут откровенно сказать, что суп невкусный, а платье вас полнит, совершенно не предполагая, что на это можно обидеться (за что же тут обижаться, если это правда?).

Поэтому их поведение в обществе часто кажется наивным, а иногда и грубым. Вот что говорит про себя один из людей с синдромом Аспергера: «Как дела?» и «Что интересного?» я перевожу как «Давай поговорим, только я не знаю о чем». Поскольку мне всегда не о чем говорить, отвечаю «никак» или «ничего». Больше вопросов не возникает». Но честность и прямота - ценные качества. Человек с синдромом Аспергера не будет лгать, лицемерить или нарушать взятые на себя обязательства.

Инструкция к общению

Считается, что у людей с синдромом Аспергера слабо развита эмоциональная эмпатия - им сложно понять и разделить чувства других людей. Недостаток эмпатии многие ассоциируют с потенциальной угрозой: «Если он не может поставить себя на мое место, значит, ему будет легко причинить мне боль». Но это не так - помимо эмоциональной существует и когнитивная эмпатия, когда человек пытается проанализировать чувства окружающих и отреагировать так, как другой этого ожидает.
Несмотря на то, что в этой области у аутистов тоже есть проблемы, от них можно избавиться с помощью обучения и опыта. К тому же есть этические рамки, в которых можно держаться, опираясь на рассудок, а не на эмоции. Эти способы вполне доступны аутичным людям.
Существует и противоположная теория, за которую выступают, в частности, психологи Генри и Камилла Макрам из Института изучения мозга (входящего в состав Швейцарского федерального института технологии в Лозанне): людей с синдромом Аспергера настолько остро воспринимают окружающий мир (в том числе и чужие эмоции), что просто не успевают переработать эту информацию. Происходит эмоциональная перегрузка, и именно этим объясняются скупые реакции на слова и действия окружающих. В любом случае слабые реакции не означают, что аутичные люди эмоционально черствы. Проблема в том, что они не всегда способны придать своим чувствам форму, понятную другим. Поэтому переживаемые ими эмоции часто не соответствуют произносимым словам, интонациям или выражению лица. Многие люди с синдромом Аспергера учатся имитировать «нормальное» социальное взаимодействие. Они могут наблюдать и запоминать манеры и интонации наиболее успешных людей из своего окружения, работать над ошибками и продумывать алгоритмы социально приемлемого поведения для разных ситуаций. В помощь им разработаны программы по обучению распознаванию чужих чувств - аутистам показывают ролики с лицами людей, испытывающих разные эмоции, и объясняют их поведение. Одни из них асоциальны и не интересуются окружающими, другие хотели бы общаться с людьми, но плохо понимают неписаные правила коммуникации, и их утомляют попытки в этом разобраться.

Аутизм - это поведенческий синдром, объединяющий несколько конкретных признаков отклонения в психическом развитии, связанного с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к эмоциональным проявлениям индивидуальности при таком заболевании практически отсутствует.

Отличительной особенностью детей с аутизмом является однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий. Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением.

Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.

Симптомы становятся очевидны на втором году жизни, с двух до пяти лет формируются аутистические защиты: в это время дети максимально уходят в себя. Все симптомы аутизма можно встретить у трех-пяти детей из 10 тысяч. В мягкой форме он проявляется у 40 из 10 тысяч детей, причем у мальчиков втрое чаще, чем у девочек.

На что необходимо обратить внимание?

• В первые два года жизни аутизм может быть выявлен при наблюдении недостаточной привязанности ребенка к своей матери. Ребенок предпочитает оставаться один, и при этом он полностью поглощен контактом с окружающими его неодушевленными предметами. Речь ребенка развивается с задержками. Но даже когда речь достаточно развита, ребенок не очень охотно ей пользуется.
• У ребенка отсутствует сколько-нибудь длительный контакт «глаза в глаза» даже с матерью, не говоря уже об остальных людях;
• Ребенок не откликается на имя при сохранном слухе;
• Дефицит совместного внимания (то есть ребенок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
• Ребенок никогда не обращается за помощью, не пытается чем-либо поделиться, не обращает ни малейшего внимания ни на кого из присутствующих, либо обращается с людьми как с неодушевленными предметами (обходит, отодвигает с дороги).
• У таких детей можно наблюдать склонность к сохранению всего в неизменном виде. Они не любят каких- либо изменений в окружающем их мире и активно им противостоят. Малейшие изменения вызывают у них вспышки гнева или чувство тревоги.
• Аппетит и сон таких детей нельзя назвать хорошими. Развитие интеллекта может быть как нормальным, и даже ускоренным, так и отстающим и неравномерным.

Поставить диагноз «детский аутизм» невероятно сложно. Перечисленные симптомы часто свойственны абсолютно здоровым детям, поэтому насторожить должно не столько их наличие, сколько систематическое проявление. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения: зачастую для уточнения диагноза необходимы повторные или даже многократные приемы, тесты и консультации.

Если диагноз «аутизм» установлен.

Первое - следует принять, что этот диагноз - на всю жизнь. К сожалению, аутизм не проходит и не излечивается.

Второе - с аутизмом можно и нужно работать, чтобы смягчить его проявления. Помогать в этом должны специалисты. Очень помогает общение с родителями детей с аналогичным заболеванием: чужой опыт помогает иногда избежать собственных ошибок в воспитании и развитии ребенка.

 Гипотезы происхождения синдрома РДА

Гипотеза 1.

Аутизм обусловлен особенностями центральной нервной системы.

Комментарий психолога: особенности нервной системы во многом определяют поведение человека. Даже в пределах нормы люди с разными типами ЦНС ведут себя по-разному (холерики и меланхолики, интроверты и экстраверты). Кстати, поведение интроверта (самоуглубленного человека) может в деталях напоминать поведением аутиста. Зайдя в комнату, где находятся два ребенка, аутист и интроверт, вы не сможете определить, кто из них болен, пока не войдете в контакт с ними.

Вероятность синдрома увеличивается при органическом поражении ЦНС, которое может быть обусловлено патологией беременности и родов.

Гипотеза 2.

Причина заболевания кроется в генах.

Комментарий психолога: исследования показывают, что у близких родственников аутистов часто проявляются некоторые симптомы этого недуга. Сестра может иметь склонность к странным повторяющимся действиям или быть чрезмерно робкой; у брата могут быть речевые затруднения и проблемы в социальной адаптации. Таким образом, если один из однояйцовых близнецов - аутист, в 60% случаев другой также будет страдать этим заболеванием, и более чем в 75% случаев близнец без аутизма будет проявлять схожие черты.

Гипотеза 3.

Дети не рождаются аутистами, а становятся ими из-за холодных, бесчувственных и слишком "правильных" матерей.

Комментарий психолога: развитие аутизма у ребенка действительно гораздо чаще наблюдается в семьях, где нарушен контакт в системе "мама-ребенок".

Однако эту гипотезу можно опровергнуть по результатам многочисленных наблюдений за матерями с детьми, страдающими аутизмом, а также по результатам исследований органических и генетических факторов.

Аутизм в Голливуде

Характерный тип аутичной личности показан в фильме "Человек дождя". Дастин Хоффман, исполнитель главной роли, в течение года жил среди аутистов и наблюдал за ними в одной из клиник Калифорнии. В результате он блестяще справился с ролью, демонстрируя типичные проявления синдрома: стереотипное мышление (покупал одежду только в одном магазине, непременно должен был в одно и то же время смотреть новости по телевизору); эмоциональную холодность (родной брат так и остался для него чужим человеком); равнодушие к окружающим, их мыслям и чувствам; внутреннее одиночество.

Аутизм в жизни

История первая. Андрей К. (13 лет) с детства избегал смотреть в глаза людям. До трех лет не разговаривал. Вскоре мальчику был поставлен диагноз "аутизм" профессором Лебединской (Москва). Синдром РДА у мальчика отягощен умственной отсталостью.

С 9 лет Андрей находится под наблюдением специалистов в Центре реабилитации детей-инвалидов. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, стремления к контактам с детьми нет. Концентрация внимания низкая: ребенок часто отвлекается от занятий. Ни с того ни с сего может начать безудержно крутиться, исполняя одному ему понятный танец.

Андрей посещает Центр 3 раза в неделю. В эти дни он требует, чтобы ему надевали одну и ту же рубашку в "клетку".

В Центре у него был свой стол для занятий. Однажды, придя туда в незапланированный день и обнаружив, что за его столом сидит девочка, разразился гневными слезами и вел себя весьма агрессивно.

Мама ребенка делает все возможное, чтобы помочь сыну. Пожалуй, не было ни одного семинара или научной конференции по проблеме аутизма, которых бы она не посетила. Регулярно консультируется со специалистами и принимает участие в психолого-педагогической коррекции поведения ребенка.

В результате за последний год наметился явный прогресс в поведении Андрея. Он стал проявлять интерес к детям и взрослым, и однажды очень удивил всех, когда зашел к заведующей и поинтересовался ее здоровьем.

История вторая. 

Роман Ч. (19 лет) до трех лет вообще не разговаривал. Однажды отчаявшийся папа посадил Рому на колени, стал трясти и спрашивать: "Когда же ты наконец заговоришь?" А мальчик вдруг спокойно ответил: "А о чем надо говорить?"

В яслях вел себя странно: не отзывался на имя, не играл с детьми, предпочитая одиночество, боялся незнакомых людей. Своеобразно принимал пищу - мог съедать рыбу с костями. Воспитатели и няни считали его не совсем нормальным, совершенно естественной реакцией взрослых стало желание изолировать мальчика от других детей. И лишь настойчивость родителей воспрепятствовала этому.

Когда Роме было четыре года, семья поехала отдыхать на море. В спешке они забыли дома игрушки, пришлось приобрести объемную азбуку. Ребенок научился самостоятельно складывать слова и обнаружил удивительно богатый словарный запас.

Однако диагноз "аутизм" был поставлен Роману в возрасте 5 лет.

Серьезные проблемы у мальчика и родителей начались с поступлением в школу. Поведение Ромы оставалось нестандартным, вычурным. Это будоражило одноклассников. Его даже били за то, что он не такой, как все.

Родители перевели ребенка в лицей "Логос". Там ситуация улучшилась. Обнаружилась высокая познавательная активность мальчика, которую родители пытались "гасить", опасаясь, что это отразится на его нервной системе. А мальчик между тем занимал первые места на всех возможных олимпиадах по математике, физике, химии, причем решал задачи столь нестандартным способом, что ставил в тупик преподавателей.

Памятью обладал поистине уникальной. Кроме всего прочего, еще с детства Рома проявил музыкальную одаренность. Обладая абсолютным музыкальным слухом, он играет на фортепиано и без всяких нот исполняет произведения Моцарта и Бетховена.

Сегодня Рома - студент университета. Проявление болезни выражается в постоянной погруженности в себя. Несколько нескладен, скуп в движениях, стесняется своей неуклюжести. В одежде предпочитает классический стиль, не признает джинсы, летняя одежда Ромы исключительно белого цвета.

По настоянию родителей общается с сокурсниками, хотя предпочитает работу с научной литературой, словарями и энциклопедиями. Деликатен, доброжелателен. Родители считают, что юноша не приспособлен к жизни в социуме. Даже для посторонних очевидны странности в поведении Ромы.

В помощь родителям

Если ваш ребенок отличается от сверстников, и вы наблюдаете в его поведении характерные симптомы, не спешите делать выводы. Это могут быть лишь возрастные проявления или личностные особенности. Но если вашему ребенку поставлен диагноз аутизм или синдром Аспергера (легкая форма аутизма), не отчаивайтесь - постарайтесь принять этот факт и научитесь жить с ним.

Кто такие дети дождя и дети солнца?

Дети дождя. Такое название они получили после выхода фильма «Человек дождя». Дождь как символ особенности. Это дети-аутисты. Дети Солнца - малыши с синдромом Дауна. Сразу отметим, аутизм и синдром Дауна не являются в строгом понимании психическими заболеваниями. Это дети с другим восприятием окружающего мира. Они требуют иного подхода к воспитанию и обучению. Часто такие дети бывают очень способными. Просто они отличаются от большинства.

С первых месяцев жизни дитя с аутизмом избегает прямых контактов и взаимодействия с взрослыми, не прижимается, когда его берут на руки. Они избегают прямого взгляда в глаза мамы, смотрят краем глаза, потому что у них сильнее развито периферическое зрение. Дети-аутисты не могут реагировать привычным образом на звуки, на свое имя.

Ребенок-аутист может оказаться способным в области математики или музыки, прекрасно рисовать, но быть беспомощным в бытовых вопросах, плохо идти на контакт с людьми. Другие сферы жизни и деятельности, не интересные аутистам, они могут вовсе не затрагивать. Коэффициент умственного развития таких детей часто превышает 70 баллов из 100 возможных.
Кто такой человек дождя? Признаки савантизма.

При правильном и терпеливом обучении, сопряженном с большими временными затратами, воспитанные в любви и заботе, такие дети могут проявить значительный творческий потенциал, быть умнее многих обычных детей.

У «детей дождя» много фобий. Они связаны стереотипами намного больше, чем среднестатистический человек. Они страшатся всего нового и непонятного. Изменение внешних условий даже в малой степени может оказаться для такого ребенка настоящей трагедией. Другой чертой аутистов бывает отсутствие видимых привязанностей к близким людям, даже к матери или брату, сестре.

Последние теории не считают аутизм наследственным заболеванием. Скорее, может передаваться наследственная предрасположенность. Появление аутизма у ребенка может быть сопряжено с родовыми травмами, из-за нарушений развития плода в период беременности, другими, пока не изученными, факторами. «Детей дождя» в мире появляется все больше.

Кто такой человек дождя?

 Ответ на это вопрос известен тому, кто смотрел картину Барри Левинсона 1988 года. Человек дождя и выражение «страдающий савантизмом» - это почти синонимы. Но что это за недуг? Каковы его симптомы? Основные признаки Кто такой человек дождя? Это тот, что страдает чрезвычайно редким психическим расстройством. Феномен савантизма до сих пор до конца не изучен. Savant в переводе с французского означает «учёный». Больному с таким диагнозом сложно адаптироваться к окружающей действительности, при этом он обладает удивительными способностями в какой-либо области. На вопрос «Кто такой человек дождя?» многие ответят: «Аутист». И будут отчасти правы.

Дастин Хоффман сыграл аутиста по имени Рэймонд, обладающего феноменальной памятью и способностью воспроизводить сложнейшие арифметические расчеты. Критики посчитали, что в фильме речь идет о синдроме савантизма, хотя диагноз ни один из героев не упоминает. Имя Raymond созвучно с Rain Man, что в переводе на русский язык и означает «человек дождя». ыражение прижилось в обществе. Стоит рассказать о нескольких реально существовавших людях, которых принято относить к савантам. Начнем с прототипа героя Хоффмана.

 Савантизм - это вторичное явление, которое сопровождает такие заболевания, как аутизм, синдром Аспергера.

Больной, проявляющий редкие способности в музыке, изобразительном искусстве, арифметических вычислениях, картографии, построении сложных трехмерных моделей или обладающий прочими способностями, поражающими окружающих, - это и есть человек дождя. Определение «савантизм» отсутствует в медицинских классификаторах. В учебниках по психиатрии, конечно же, не встречается термин «человек дождя». Он вошел в употребление с легкой руки кинематографистов.

О том, кто такой человек дождя, в конце 19-го столетия еще не знали. Термин появился значительно позже. В 1887 году учёный, посвятивший много лет изучению одной из форм геномной патологии, описал в своей монографии десять случаев из жизни пациентов-савантов. Больных с редким недугом ранее называли «учеными идиотами». Однако английский врач Джон Даун отверг этот термин, заметив, что савантизм и олигофрения ничего общего не имеют.

Известные люди с синдромом аутизма

Форрест Гамп

Истории медицины известно несколько случаев савантизма. Больные с редким диагнозом встречаются и среди персонажей известных фильмов и книг. Например, знаменитый Форрест Гамп. У героя легендарной киноленты низкий интеллект, но золотое сердце. А главное, Форрест обладает редкими способностями, что делает его богатым и знаменитым.

Ким Пик

В 1959 году в одной из больницы Солт-Лейк-Сити на свет появился ребёнок с непропорционально большой головой. У младенца была обнаружена черепно-мозговая грыжа размером в бейсбольный мяч и врожденный порок, характеризующийся отсутствием мозолистого тела. Согласно мнению ученых, нейроны мозга создали новые соединения. Это и привело к одаренности. Пик обладал феноменальной памятью. Запоминал почти 98 % прочитанного текста. В возрасте трех лет он уже читал газеты, пользовался толковыми словарями. К семи годам выучил наизусть Новый Завет. В те годы в США еще не было школ для детей с подобными нарушениями. Обучением Кима занялся его отец. В начале двухтысячных, возрасте 50 лет, Ким Пик научился играть на пианино. Дастин Хоффман очень много общался с Пиком во время съемок фильма «Человек дождя».

В возрасте 18 лет Пик прочитал всего Шекспира. И, конечно же, выучил произведения великого классика наизусть. Прежде всего, Кима интересовала мировая история, география, спорт, кинематограф, космос, история христианства. Немалый интерес для него представляла также классическая литература. Уникальные способности Ким демонстрировал и в картографии.

Этот удивительный человек выработал собственную технику чтения. На прочтение двух страниц уходило не более десяти секунд. В памяти Пик хранил около двенадцати тысяч прочитанных произведений. При этом он абсолютно не способен был к абстрактному мышлению: не мог объяснить значение простейшей пословицы. Стоит сказать, что у этой незаурядной личности было много друзей, он был довольно общителен и даже остроумен, что редко встречается у людей с подобным диагнозом. Ким Пик ушел из жизни в 2009 году в результате сердечного приступа.

Другие знаменитые саванты

Дэниел Таммет в возрасте четырех лет перенес тяжелый припадок эпилепсии, в результате в его мозге, как предполагают медики, произошли изменения, отразившиеся на умственной деятельности. Он приобрёл способность воспроизводить сложные вычисления, состоящие из более, чем ста знаков.

Ричард Воуро - шотландский пейзажист. Он не говорил до 11 лет. При этом уже в раннем детстве демонстрировал удивительные способности к рисованию. Первая выставка Ричарда Воуро состоялось в 1969 году. Тогда ему было всего 17 лет. На сегодняшний момент продано около тысячи полотен художника. Ричард Воуро умер в 2006 году от рака.

У Стивена Уилтшира диагностировали синдром савантизма в возрасте трех лет. Этот человек обладает удивительной способностью воспроизводить пейзаж, увидев его всего лишь раз. Стивен не говорил до пяти лет. Примечательно, что первым словом, которое он произнес, стала лексема «бумага».

Фильм «Человек дождя» (Rain Man) стал поистине судьбоносным для режиссера Барри Левинсона и в 1989 году получил не только 4 награды премии «Оскар», 2 «Золотых глобуса», но и гран-при знаменитого Берлинского кинофестиваля. В главных ролях: Том Круз и Дастин Хоффман.

Сложно сказать, какую из разновидностей аутизма демонстрирует герой Дастина Хофмана; общая для всех проблема состоит в следующем: если аутиста лишить стабильности, оставить его незащищенным, он погибнет. Рей Беббит переживает о том, что кровать стоит в незнакомом месте; о том, что белье не того цвета, какой он любит, - все это кажется мелочью, не заслуживающей внимания. На самом деле, для аутиста подобные микрострессы - это трагедия. Рушится устоявшийся мир, исчезают из  виду детали, его составлявшие. Конец света для отдельной личности. И… продолжающаяся жизнь для всех остальных, а кого из нас смущает температура чая или посадка в самолет?

Зачастую даже маститые психиатры оказываются в недоумении, как обращаться с такими пациентами, не говоря уже о том, с какими сложностями сталкивается непривычный к заботе о других неудачливый делец Чарли Беббит. Он легко выходит из себя, когда его старший брат демонстрирует упорство и настойчивость, добиваясь привычных вещей и привычного окружения. То, что для аутиста является условием для выживания, для человека из мира обычных людей -  просто каприз, причуда, попросту не заслуживающая внимания. Тем не менее, Чарли находит в себе силы для того, чтобы создать брату ситуацию, обеспечивающую душевный комфорт. Ясно только одно: каким бы ни был Рэй - в названии фильма обыгрывается сходство имени Реймонда и английского «rain man», «дождевой, грустный человек», - Чарли никогда бы не смог развить в себе чуткость и сострадание, если бы в нём изначально не были заложена зёрна душевных качеств, которыми так щедро делился с ним старший брат, когда навещал по вечерам в детстве и пел колыбельные. Посеянные зерна взошли и дали урожай.

Почему-то при обсуждении сюжета критики умиляются тому, что за шесть дней путешествия Чарли забывает про деньги, которые были главным в его жизни, из-за человека, страдающего аутизмом, повторяющего одно и то же и впадающего в истерику при виде кипятка и самолёта. При этом никто не помнит о том, что в детстве Чарли не был прожженным честолюбцем; все забывают о том, что сама жизнь часто вытравливает из человека его самые лучшие качества: милосердие, душевную щедрость, такт и понимание. Но глубоко в душе, в воспоминаниях скрыт такой родной и нужный сегодня друг из прошлого, образ которого хранится лишь в ласковых незамысловатых песенках, способных растопить очерствевшее от мирских соблазнов сердце.  «Человек дождя» счастлив в своём упорядоченном существовании, Чарльз находит смысл жизни в том, чтобы сделать жизнь брата-аутиста счастливой.

         Зачем нужны эти странные, малоприятные, непонятные и малообщительные попутчики?  Зачем в жизни  появляется ходячая совесть, от которой не спрятаться, не сбежать, которую не стереть, как мел стирают с доски? Для того, чтобы лакмусовой бумагой проверить глубину нашего ожесточения. Такие люди, как герой Дастина Хофмана, нуждаются, по выражению врачей, в «пожизненном сопровождении». «Отдать жизнь за други своя» в современном мире - это подвиг, на который неспособен обычный человек. Мы стыдливо прикрываемся фразами о милосердии, счастливо вздыхая при мысли, что от нас-то уж наверняка не потребуют подобной отдачи. История Рея и Чарли  - это метафора Христового подвига во имя Человека. Не стоит, однако, проводить далеко идущих параллелей: ключевое слово здесь -  любовь. Фильм нужен, чтобы  напомнить о главном:  любовь к ближнему - не роскошь,  а условие выживания этого самого ближнего.

Описание фильма «Человек дождя»

В основе сюжета картины «Человек дождя» - непростая жизненная ситуация. После смерти отца честолюбивый Чарли узнает, что все наследство достается его больному аутизмом старшему брату, о существовании которого он узнал только на похоронах. В попытке заполучить хотя бы часть отцовских миллионов он похищает Рэймонда из клиники и скрывается. Что принесет обоим братьям их непростое путешествие?

Это история о том, как даже неполноценный человек может изменить жизнь другого, преобразить его, помочь развить положительные качества, при этом особо ничего не делая. Благодаря Рэю, он научился думать в первую очередь о чувствах других. Чарли забыл про деньги, которые были главным в его жизни. И всё это из-за! Чарли наконец вкусил, что такое родственные узы и дружба, он обрёл то, что не получил в детстве. Их отношения - тёплые, дружеские, доверительные - вызывают восхищение!

Особые образовательные потребности детей с аутистическими расстройствами

Таким образом, учитывая все особенности развития детей с РАС можно выделить их особые образовательные потребности (с учетом рекомендаций указанных в Проекте Специального Федерального Государственного стандарта для детей с нарушениями развития аутистического спектра) Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

• в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению;

 • в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения;

 • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

•в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

 • в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;

•в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

• в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

•в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, педагогом;

• в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;

•в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

•в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;

•в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;

•в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избира тельных способностей (в составлении индивидуальной образовательной программы по разным предметным областям;

 • в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;

• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

 • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;

 • в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

Условия обучения детей с РАС

Опираясь на знание потребностей, особенностей развития и адаптации детей с расстройствами артистического спектра можно предположить по крайней мере три модели включения детей в общеобразовательное пространство средней школы. В первом варианте, когда можно говорить об инклюзии, ребенок с РАС включается в общеобразовательный класс и обучается в нем, вероятно, при сопровождении специалиста тьютора, с учетом всех представленных выше условий. Такой вариант включения возможен для детей, имеющий опыт фронтального обучения, и овладевших программным материалом начальной школы по предметам основного цикла в полном объеме, инее имеющих грубых поведенческих нарушений. Второй вариант предполагает создание условий индивидуального обучения ребенка по программе средней школы, наличие всего комплекса психолого-педагогического сопровождения ребенка и его включение на фронтальные занятия с классом на предметах неосновного цикла, классных часах, на занятиях в рамках дополнительного образования вместе с другими учениками класса. Третий вариант предполагает создание специального класса, состоящего из 5-6 ти детей с различными вариантами расстройств аути& стического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного возраста. В идеальном варианте классным руководителем такого класса, и одновременно учителем ведущим отдельные предметы- например естествознание, историю, литературу - должен стать учитель-дефектолог. Основные предметы - математика, русский язык, иностранный язык и пр. ведут учителя предметники, а учитель дефектолог сопровождает похождение отдельных трудных для детей тем в часы коррекционных занятий. В таком классе обязательно работает ассистент педагога - тьютор. В этом случае должны быть создать специальные методические, организационные и содержательные условия, необходимые для адаптации детей с аутистическими расстройствам в средней школе.

Просмотр фильма «Антон здесь рядом» 

Педагог-психолог:

 - «РежиссерЛюбовь Аркус. АктерыАнтон Харитонов, Любовь Аркус, Рината Харитонова, Владимир Харитонов.

 «Анто́н тут ря́дом» - российский документальный фильм 2012 года, режиссёрский дебют киноведа Любови Аркус. Впервые был представлен публике во внеконкурсной программе 69-го Венецианского кинофестиваля и получил там награду итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь».

Изначально фильм был известен под названием «Аут».

Режиссёр фильма нашла Антона после того, как в интернете некоторое время был известен его текст «Люди», изначально опубликованный в «Сеансе»; после смерти Ринаты Антон какое-то время жил у Любови Аркус, в конечном счёте он сейчас живёт в новой семье своего отца в Ленинградской области. Фильм встретил тёплый приём критиков, отмечающих, что это не только «поразительное кино», «настоящий» фильм, но и «какой-то новый, третий вид кинематографа.

Фильм рассказывает об Антоне Харитонове, молодом человеке с аутизмом, мать которого, Рината, умирает от рака, после чего ему приходится жить в социальных приютах, где ему не обеспечивается адекватная помощь.

Награды

2012: Фильм признан лучшей документальной дебютной работой на международном кинофестивале в Абу-Даби.

В декабре 2012 года фильм получил премию «Белый слон» имени М. Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России.

XVIII международный кинофестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Приз «Новой газеты» «За непотерянное время».

2013: Премия «Золотой орёл» за Лучший неигровой фильм.

Премия «Ника» за Лучший неигровой фильм 2012 года.

Фестиваль русского кино в Тунисе - приз за лучший документальный фильм.

13-й международный кинофестиваль фильмов Центральной и Восточной Европы GoEast - Главный приз «Золотая лилия» в конкурсе документального кино.

Премия «КиноСоюза» «Элем».

Центр помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом» открылся 10 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге.

 Центр - проект негосударственного благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Петербурге», который возглавляет Любовь Аркус. Центр занимается обучением, социальной и творческой абилитацией совершеннолетних людей с аутизмом. Более 80 студентов Центра работают с мастерами и тьюторами в 5 мастерских: швейной, гончарной, кулинарной, графической и декораторской».

Обсуждение.

Педагог-психолог:

 - «Документальные фильмы нередко впечатляют сильнее масштабных блокбастеров или искусно прописанных драм. Есть и такие работы, чья сила превосходит любые ожидания. Пронзительный фильм рассказывает правдивую историю о мальчике-аутисте. Можно искать и находить множество параллелей и дополнительных тем, многие связи тут и там встречаются в рамках картины. Но до финальных тиров у вас едва ли получится оценить и понять суть фильма, которую автор хотел донести до зрителя. Не выйдет это вовсе не потому, что история невероятно сложная, а просто из-за того, что все невероятно индивидуально. И беззащитный мальчик Антон, чья судьба решена кем-то за него, - живой пример тому, каким безразличным может быть мир вокруг нас. Безликие люди, бездушные дома, одинаковые пейзажи и практически одна жизнь на всех.

После таких фильмов трудно не заплакать, но не от безысходности или пустоты, а просто потому, что до слез хочется выяснить, как же помочь тем, кто не способен обойтись без нашей поддержки. Однако вместо этого через несколько дней многие спокойно погрузятся в личные дела и бытовые заботы.

Потрясает  и побуждает ли  этот фильм  к продолжительным раздумьям?  Рекомендуете ли вы смотреть фильм  «Антон тут рядом» своим друзьям и знакомым?»

Время вопросов.

 Индивидуальное консультирование.

Список литературы:

1.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина// Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80с;

2.Ранний детский аутизм: понятие, диагностика, методы коррекции. Методический материал для специалистов и родителей / отдел организации работы по реабилитации инвалидов; [cост. Н.Ю.Филиппова]. – Краснодар: ГБУ КК «Краевой методический центр». - 2014. - 45 с.;

3.НОЧУ ВПО «МСГИ».  Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Синдром раннего детского аутизма (РДА) и расстройства аутистического спектра».

4.Интернет ресурсы

http://www.autism.ru

https://ru.wikipedia.org