Детский рисунок:основы анализа для родителей

Ефтифеева Наталья Григорьевна

В презентации рассматриваются вопросы психологического анализа детских рисунков.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский рисунок: основы анализа для родителей Педагог-психолог Ефтифеева Наталья Григорьевна

Слайд 2

Рисование — одно из любимых занятий наших детей. Процесс рисования может быть полезным с многих сторон. Рисунок может… объяснить динамику развития личности проявить скрытые конфликты и проблемы улучшить коммуникацию и способы выражения эмоций облегчить психологический дискомфорт укрепить чувство контроля над собственной жизнью

Слайд 3

Эволюция детского рисунка Стадия головастиков . Первые рисунки детей, как правило, изображают различные виды окружностей и «головастиков». С 7 лет дети переходят в стадию смешанного профиля . И только к 9 годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации .

Слайд 4

Проективная методика «Рисунок семьи» Порядок проведения диагностики Материалы, которые необходимо предложить ребёнку, очень просты: белый лист бумаги стандартного формата (А4), простой карандаш средней мягкости и ластик. Какие-либо другие средства использовать не рекомендуется. Если тестируемый сам пожелает раскрасить изображение, то можно будет дать ему цветные карандаши (не менее 12 штук разных цветов). Инструкция: " Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется". Моменты, на которые следует обратить внимание: Порядок заполнения свободного пространства. Порядок появления персонажей рисунка. Время начала и окончания работы. Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.). Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей. Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

Слайд 5

Вот вопросы, которые следует задать: Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица? Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время? Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье? Кто в семье самый хороший и почему? Кто самый счастливый и почему? Кто самый грустный и почему? Кто больше всех нравится ребенку и почему? Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Слайд 6

В процессе наблюдайте не то, что ребенок рисует, а то, КАК он рисует. Воздержитесь от лишних вопросов, критики и руководства . Несколько моментов, на которые можно обратить внимание. Быстрое, небрежное выполнение рисунка может указывать на импульсивность. Ребенок не рассчитал объем, рисунок не поместился на бумаге — возможно, его характеризует эмоциональная несдержанность. Наклон персонажа на угол более 15 градусов говорит о нестабильности, отсутствии психического равновесия. Большие размеры персонажа — экспансивность, слабый внутренний контроль. Прозрачные элементы рисунка — незрелость, склонность к резкому проявлению своих чувств. Чрезмерная штриховка — выражение тревоги (чем темнее, тем интенсивное представление). Стирание — сознательный контроль, беспокойство . Интерпретируем способ рисования

Слайд 7

Психология трактует цвета следующим образом Преобладание в рисунке пастельных оттенков ( голубой , розовый , лиловый ) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте. Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Такой ребёнок возбудим, непоседлив и часто непослушен. Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы. Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Желтый – цвет мечтательного ребёнка с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Оранжевый цвет – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких детей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Превалирование фиолетовог о – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других. Интерпретация рисунка по цвету

Слайд 8

Б еспокойство должно вызвать преобладание темных оттенков на детском рисунке. Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц. Серый : бедность, отторжение, замкнутость. Черный : стресс, угроза и даже психологическая травма. Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние. Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу. Интерпретация рисунка по цвету

Слайд 9

Нажим на карандаш Положение и размер рисунка Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если ребёнок постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности . Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности . Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия. Если рисунок получился настолько крупным , что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

Слайд 10

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье. Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним. Посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье. СТРУКТУРА рисунка

Слайд 11

Психологический анализ детского рисунка с примером

Слайд 12

Психологический анализ детского рисунка с примером

Слайд 13

Важно! Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего ребёнка? О чём он пытается сказать своим рисунком? Больше о технике анализа детских рисунков можно найти у А. И. Захарова, В. Хьюлса , В. С. Мухиной, Р. Бернса, С. Кауфмана, В. Вульфа.

Слайд 14

Спасибо за внимание!