ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Нестерова Наталья Владимировна

Нестерова Наталья Владимировна

студентка 3 курса, Института психологии и педагогики

ФГБОУ ВПО Сахалинского государственного университета,

г. Южно-Сахалинск, РФ

Е-mail: rimma.85@list.ru

ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

АННОТАЦИЯ

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации. В статье раскрывается влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования с детьми раннего возраста. Доказано положительное влияние малых форм фольклора на уровень развития речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 113292_nesterova.pdf1.21 МБ
Файл nesterova_n.v.-statya.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нестерова Наталья Владимировна

студентка 3 курса, Института психологии и педагогики

ФГБОУ ВПО Сахалинского государственного университета,

г. Южно-Сахалинск, РФ

Е-mail: rimma.85@list.ru

ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

АННОТАЦИЯ

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации. В статье раскрывается влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования с детьми раннего возраста. Доказано положительное влияние малых форм фольклора на уровень развития речи детей раннего возраста.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Фольклор, речь, ранний возраст, дети, психология

С развитием речи детей, повышается роль речи взрослого как средства воспитания. Связи с этим, основными задачами развития речи детей раннего возраста являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Л. С. Выготский рассматривал речь как средство мышления человека. Человеческое мышление не только выражает себя в речи, но и осуществляется в ней. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство [3, с. 44].

Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Развитие речи ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому развитие речи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка

Согласно С.Л. Рубинштейна, речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь – это язык в действии [5, с. 139].

 Речь и язык в психологии - это система условно принятых символов, которые помогают передавать слова, в виде сочетания звуков, обладающих для людей определённым смыслом [5, с. 140].

Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

  • формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
  • формируется слушание и понимание произведений малых фольклорных форм, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно - окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику [4, с. 18].

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания.

В раннем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения малого фольклора. Именно фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий развития развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора. Исследование проводилось в первой младшей группе на базе МБДОУ «Золушка» города Холмска. В нём приняли участие 16 испытуемых в возрасте от 2 до 3 лет. Для определения уровня развития речи использовалась экспертная оценка, результаты которой показали, что у 6 человек из группы (37%) средний уровень развития речи. У большинства детей, 8 человек (50%) низкий уровень развития речи и у 2 человек (13%) уровень развития речи высокий.

В период с октября 2015 по февраль 2016 года реализовывалась программа по развитию речи детей раннего возраста с использованием фольклора.

После чего повторно проведена диагностика уровня развития речи. В результате: вместо 8 человек, теперь 2 детей из группы (13%) имеют низкий уровень развития речи, у большинства детей, 10 человек (62%) результаты показали средний уровень развития речи. Улучшился показатель с высоким уровнем, с 2 он повысился до 4 человек (25 %).

Данные представлены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1 Уровень развития речи испытуемых до и после реализации программы

Для проверки эффективности реализованной программы, мы воспользовались методом математической статистики Т-критерием Вилкоксона. Согласно данного критерия эмпирическое значение попало в зону значимости, что говорит о положительном влиянии малых форм фольклора на уровень развития речи детей раннего возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста также эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, малые фольклорные формы вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие речи детей.

По результатам исследования педагогам были даны следующие рекомендации:

  1. Педагоги в работе с детьми, начиная с 1,5 лет, должны больше уделять внимания развитию активной речи: побуждать малыша произносить те слова, которые он не только понимает, но и наиболее часто использует: названия предметов, действия с ними, их качества.
  2. Во второй половине 2-го года жизни ребёнка педагог постепенно в общении с ним должен всё реже употреблять «облегчённые» слова. Необходимо поощрять замену звукоподражательных слов «общеупотребительными» (вместо «тик – так» – часы, вместо «ав – ав» - собака).
  3. Необходимо использовать приём активизации речи ребёнка – приём поручений. Например, спрашивать: «Что ты принёс? Куда положил? Что у тебя в руках? Где ты взял?»
  4. Целесообразно переводить эмоциональные, двигательные, мимические и речевые реакции. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию через пальчиковые гимнастики, чтобы ребёнок повторял действия с ними.
  5. В воспитательно-образовательной работе с детьми использовать интегрированную форму работы, как на НОД так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты).
  6. Необходимо делать режимные моменты и все виды самостоятельной деятельности детей содержательными, развивающими, а, следовательно, результативными для развития активной речи. (Например, показывая детям, какие-либо объекты во время режимных моментов, воспитатель называет их, а иногда, эмоционально обыгрывая ситуацию потешками, поговорками, зазывалочками).
  7. На занятиях необходимо конкретизировать и уточнять знания об окружающем, вносить в ближайшее окружение элементы новизны чрез потешки, поговорки, сказки ит.
  8. На 3-м году жизни для малыша характерна ситуативная, непроизвольная речь. Следовательно, организуя игры с детьми, необходимо предоставлять им свободу волеизъявления, выражения чувств. Нужно давать детям возможность действовать новыми предметами, игрушками, картинками по своему усмотрению: обследовать их, непроизвольно высказываться, выражать свои чувства, впечатления.
  9. На этапе 3-го года жизни крайне важно организовывать деятельность детей так, чтобы она отличалась ритмичностью. Речь идёт об играх организованных объединяющих всю группу, подгруппу, или индивидуальных. 

10.Следует побуждать детей к участию в совместных играх с взрослым, вызывать желание подражать, повторять. 

11.В ходе знакомства с потешками использовать пальчиковую гимнастику, что способствует развитию речи.

12. Через дидактические игры развивать умение пользоваться диалогической речью.

13. В процессе разучивания колыбельных песен, формировать развитие артикуляционного и голосового аппарата, отчётливого произношения изолированных гласных и согласных звуков.

14. С помощью театрализованных представлений развивать умение следить за действием игрушек, сказочных героев, способствовать навыкам перевоплощения в образы сказочных героев, звукоподражание.

15. Расширять словарный запас через русские народные сказки,  сопровождая показом картинок тем самым  способствовать запоминанию текста произведений и персонажей сказок.

Список использованной литературы

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для пед. Училищ. М.: Просвещение, 1988. с. 96.
  2. Выготский, Л.С. Психология. М.: Академия, 2000. с. 71.
  3. Гавриш, Н.В. Русские народные потешки в жизни малышей М.: ВЛАДОС, 2002. с. 120.
  4. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. Барнаул: БГПУ, 2001. с. 168.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. с.451.
  6. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб.: Детство пресс, 2005. с. 258.
  7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. с. 336.
  8. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. с. 72.
  9. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. 1995. №1. с. 59-66.
  10. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. 1998. №9. с.71-78.

© Нестерова Н.В., 2016