Коррекция тревожности младших школьников в период адаптации в условиях оздоровительной образовательной организации

Афанасьева Ольга Павловна

Тревожность — это одна из типичных проблем, с ко­торыми сталкивается психолог, работая с детским коллективом. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жиз­недеятельности: не только на учебу, но и на общение, часто являясь источником агрессивного поведения, влияющим на здоровье и общий уровень психологиче­ского благополучия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_trevozhnosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Афанасьева О.П.

Педагог-психолог

СПб ГБУЗ Восстановительный Центр Детской

Ортопедии и Травматологии «Огонёк»,

аспирант ЛГОУ им. А.С.Пушкина

   

Коррекция тревожности  младших школьников в период адаптации в условиях оздоровительной образовательной организации

Тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается  психолог, работая с детским коллективом. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, часто являясь источником агрессивного поведения, влияющим на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. Именно тревога иногда становится фактором мобилизации потенциальных возможностей. Неслучайно в концепции Г. Селье тревога анализируется как первая фаза общего адаптационного синдрома (Селье Г., 1992). [3] Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей  школьного возраста можно перечислить:

- внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

- нарушения внутрисемейного и / или внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

 -  соматические нарушения.

 У  младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми.

Особенно актуальной является проблема тревожности детей, находящихся на лечении в оздоровительных организациях. Наблюдения показали, что  проживание  вне дома часто является  сильнейшей стрессовой  ситуацией для ребёнка, а процесс адаптации к новым условиям связан с эмоциональными переживаниями, приводящим к конфликтам, повышению тревожности, усилению агрессивности, изменению самооценки и притязаний, а также к обострению психосоматических заболеваний и трудностям в учёбе.

В целях успешной адаптации младших школьников в условиях оздоровительной организации на базе Санкт-Петербургского Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Восстановительного Центра Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк» разработана и реализуется  в рамках психолого-педагогического сопровождения программа игрового тренинга адаптивности. [1]

Программа разработана с учётом особенностей заболевания опорно-двигательного аппарата и,  в значимой мере   обусловлена спецификой  оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание образовательного и оздоровительного процессов,  режим пребывания, условия временного  коллектива и  пр.).

Задачи программы:

- создание позитивного психологического климата в коллективе;

- сплочение детского коллектива;

- нормализация психоэмоционального состояния.

Данная программа предполагает несколько этапов.

Первый этап – диагностический. На данном этапе выявляются пациенты с высоким уровнем тревожности, создаются  условия для того, чтобы  личностные изменения, демонстрируемые детьми, поддерживались и подкреплялись родителями и педагогами. С родителями и педагогами проводятся предварительные консультации. На консультации с педагогами обсуждается необходимость оказания поддержки ребёнку, посещающему группу, в потенциально тревожных ситуациях, поощрения демонстрации им конструктивных форм поведения, снижения психоэмоционального напряжения,  вовлечение во внеклассные мероприятия.

Второй этап – коррекционный  - включает занятия, объединённые в три блока.

1-й блок – игры, направленные на:

- знакомство детей друг с другом;

- освоение пространства как метод создания групповой атмосферы;

- создание положительных эмоций.

2-й блок. - игры, направленные на:

-  сотрудничество, умение договариваться;

-  повышение уровня взаимодействия в группе.

3-й блок – игры, направленные на:

- регуляцию психоэмоционального состояния;

- снятие напряжения, агрессии.

Курс состоит из 10 занятий. Продолжительность занятия не должна превышать 30-40  минут. Группы комплектуются с учётом полученной выборки.

К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности,  до уровня, соответствующего возрастной норме, коррекция самооценки, развитие культуры общения, успешная адаптация ребёнка к условиям Центра.

Для повышения эффективности программы необходимо соблюдение ряда дополнительных условий. Проблема  тревожности требует системности и комплексного подхода, работы с педагогами и родителями.

Кроме того, необходимо учитывать, что работа проводится во внеурочное время, к тому же, дети взаимодействуют не только в процессе развивающих занятий, но и в урочное время. Поэтому к основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение максимально возможной анонимности.

Третий этап – закрепляющий. По завершении психокоррекционных занятий целесообразно провести диагностические беседы с детьми и родителями.

Для оценки эффективности программы используются следующие диагностические методики: «Шкала явной тревожности для детей (CMAS)»,  адаптированная А.М.Прихожан, цветовой тест Люшера, анкета для воспитателей.  

Результаты отражают положительную динамику психоэмоционального состояния младших школьников (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей уровня тревожности младших школьников в динамике

Уровень тревожности

Первая

неделя пребывания  

Последняя неделя пребывания  

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокая тревожность

4

3,6%

-

-

Умеренная тревожность

63

55,7%

20

17,9%

Низкая тревожность

44

38,9%

86

76,8%

«Чрезмерное спокойствие»

2

1,8%

6

5,3

Количество обследованных детей

113

113

Коррекционные занятия способствовали снижению высокой тревожности до умеренной и низкой. Увеличился показатель по шкале «чрезмерное спокойствие», что не всегда является положительным моментом. Эти дети находились под наблюдением психолога в течение всего периода адаптации.

По цветовому тесту Люшера  на начало и конец занятия  отмечена  положительная динамика состояния, что подтверждают  данные по анкетированию воспитателя.

Таким образом, программа является эффективной в условиях образовательной оздоровительной организации. Оценка эффективности реализации программы  позволила выявить различия в показателях тревожности в выборке.  

Список литературы

  1. Афанасьева, О.П., Бар, Н.С. Модель системы психолого-педагогическое сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./О.П.Афанасьева, Н.С.Бар// Психолого-педагогическая работа с особенными детьми: Учебно-методическое пособие.- ., НИЦ АРТ, 2014г.-С.180-186.

2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2001.

3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.