Поступательное развитие психологических особенностей низкоуспевающих подростков в условиях оздоровительной организации

Афанасьева Ольга Павловна

Актуальность психологических исследований проблемы успешности учебной деятельности представляется особенно значимой. В реалиях образовательной среды современного общества обозначено противоречие между высокими требованиями к формированию успешного обучающегося-подростка и недостаточностью работ по изучению и развитию эмоциональных и личностных особенностей, определяющих успешность учебной деятельности подростков, обучающихся в образовательной оздоровительной организации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поступательное развитие психологических особенностей низкоуспевающих подростков в условиях оздоровительной организации

О.П. Афанасьева, СПбГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк», г. Санкт-Петербург

Актуальность психологических исследований проблемы успешности учебной деятельности представляется особенно значимой. В реалиях образовательной среды современного общества обозначено противоречие между высокими требованиями к формированию успешного обучающегося-подростка и недостаточностью  работ по изучению и  развитию эмоциональных и личностных особенностей, определяющих успешность учебной деятельности подростков, обучающихся в образовательной оздоровительной  организации. Современные российские подростки воспринимают успех, как ценность и имеют установку на успех. Однако общая незрелость личности, её активное развитие и совершенствование создают на пути к успеху подростка самые разные препятствия, обусловленные  возрастными особенностями, несформированностью Я-концепции и эмоциональной нестабильностью [С.Л. Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1997]. Особую актуальность данная проблема приобретает в образовательных  оздоровительных организациях, в условиях которых необходимо максимально эффективно совместить оздоровительный и образовательный процессы. В этой связи  необходима помощь специалистов - педагогов, психологов, социальных работников, обеспечивающая профессиональную поддержку процесса становления целостной, гармоничной и успешной личности.

 В диссертационном исследовании принимало участие 80 обучающихся-подростков 10-13 лет образовательной оздоровительной  организации и 80 обучающихся-подростков  10-13 лет  общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования явились положения комплексного и деятельностного подходов, позволяющие в процессе образования выделить и учитывать основные психологические особенности, определяющие успешность обучающихся-подростков. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что  полученные научные результаты исследования развивают положения и методы, применяемые в педагогической психологии по изменению в учебной деятельности самого субъекта, осуществляющего эту деятельность.

Предполагалось, что успешное обучение обучающихся-подростков в образовательной оздоровительной  организации возможно на основе развития самооценки, индивидуальных ценностных предпочтений (достижение, универсализм, щедрость (открытость)  и коррекции  напряжённости, отношения к болезни. Для этого необходимым явилось выявление психологические особенностей высокоуспевающих и низкоуспевающих обучающихся-подростков с разными условиями образовательного процесса и  их сравнительный анализ.

Формирующий эксперимент  проводился на базе Санкт-Петербургского Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Восстановительного Центра Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк»  и включал основные этапы.  В учреждении здравоохранения проходят курс лечения дети и подростки 4-17 лет с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Общеобразовательная школа является структурным подразделением оздоровительной организации.

Необходимость оказания специализированной психологической помощи обучающимся-подросткам с низким уровнем успеваемости определили необходимость создания модели психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся-подростков в оздоровительной организации. Данная модель психологического сопровождения определяется специфичностью условий пребывания подростка в оздоровительной организации:

-спецификой образовательной оздоровительной  организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание оздоровительного  и образовательного процессов, режим пребывания, условия временного детского коллектива и  пр.);

-необходимостью формирования грамотного отношения подростков к заболеванию, которое зависит от многих факторов: тяжести болезни, ограничения движений, успехов лечения, возраста, темперамента, зрелости или незрелости самосознания, мотивационной сферы, половой принадлежности, психосоциального развития, обстановки в семье, родительского восприятия болезни.

Целью формирующего этапа была апробация программы психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости. Основу программы составляет операциональный  блок включающий в себя  четыре подблока:  диагностический, коррекционный, консультативный, информационный.

Целью диагностического блока явилось получение данных об особенностях психоэмоционального состояния и психологических особенностях обучающихся-подростков 10-13 лет. Коррекционный блок включал в себя программы, техники и приёмы оказания психологической помощи и поступательного развития психологических особенностей, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся-подростков. Рекомендуемые программы подкреплялись предметными декадами, дополнительными занятиями по  предметам. Кроме педагога-психолога в реализации программ коррекционного блока участвовали учителя, воспитатели,  педагог-организатор, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель.

Оценка эффективности реализации программы  позволила выявить статистически достоверные различия средних значений психологических особенностей в экспериментальной и контрольной выборках обучающихся-подростков  с низким уровнем успеваемости  при поступлении и по окончании эксперимента.  Динамику успеваемости в экспериментальной группе считаем положительной, так как средний бал по предметам выше по сравнению с данными на начало эксперимента.

Полученные данные  демонстрируют положительную динамику развития всех психологических особенностей, определяющих успешность учебной деятельности, выделенных в процессе констатирующего эксперимента, как нуждающихся в оптимизации.

Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей обучающихся-подростков оздоровительной организации с низким уровнем успеваемости  оказалась эффективной и может быть рекомендована к внедрению  в других образовательных оздоровительных организациях,  практическим психологaм в коррекционно-развивающей работе с  подростками.

Список литературы:

1. Губин В.А., Афанасьева О.П. Психолого-педагогическое сопровождение  подростков, обучающихся  в условиях образовательной оздоровительной организации./В.А.Губин, О.П.Афанасьева//Ярославский пед. вестник: Науч. жур. – Ярославль,  2014.- Том 2 (Психолого-педагогические науки).- № 3. – с.  270-272.

      2. Рубинштейн,  С. Л.  Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -  СПб.: ПИТЕР, 2011. – 720 с.