Выступление "Умственная отсталость. Олигофрения."

Киселева Юлия Эдуардовна

Умственная осталость. Причины. Виды. особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennaya_otstalost.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое умственная недостаточность?

Под умственной отсталостью понимается остановка интеллектуального, эмоционального и речевого развития из-за аномалии головного мозга.

Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% - умеренная, у 4% - тяжелая и у 1% - очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость является следствием перенесенного заболевания и не характеризуется регрессом. может проявиться в результате:

  • генетической аномалии (отличие числа хромосом или наличие генов, мутация которых вызывала слабоумие);
  • поражения ЦНС нейротоксичными веществами в период онтогенеза (излучение, медикаменты, сифилис);
  • глубокой недоношенности, травмы при рождении, асфиксии;
  • травмы черепа или гипоксии;
  • педагогической запущенности в раннем возрасте.
  • В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделили.
  • Неблагоприятное течение беременности, связанное с:
  • 1) болезнями матери во время беременности;
  • 2) хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности;
  • 3) токсикозами, особенно во второй половине беременности;
  • 4) токсоплазмозом;
  • 5) интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • 6) несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
  • Патология родов:
  • 1) травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких как, например, щипцы;
  • 2) асфиксия новорожденных и ее угроза.
  • Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные периоды.

Термин «олигофрения» предполагает тотальный психический дефект, врожденный или приобретенный до трехлетнего возраста. Так, здоровый физически человек с олигофренией находится по уровню умственного развития значительно ниже, чем его сверстники.

Формы умственной отсталости: олигофрения и деменция. Термин «деменция» указывает на снижение интеллектуального коэффициента, то есть на приобретенное слабоумие. Деменция может возникнуть на фоне старческого заболевания или при алкоголизме. В отличие от олигофренов у больных с деменцией отмечается разнообразие эмоциональных реакций, относительно богатый словарь, способность к абстрактному мышлению, проявляются полученные ранее знания. Деменция возникает в ответ на поражение развитого мозга. Если у ребенка сформировалась речь, и он начал проявлять признаки умственной недостаточности, то это деменция, а не олигофрения.

Умственную отсталость нужно отличать и от шизофрении. При шизофрении недоразвитие интеллекта частично, в клинике присутствуют аутизм, кататония (двигательные расстройства), патологическое фантазирование.

Степени умственной отсталости у детей-олигофренов

Умственная отсталость классифицируется по степени тяжести, времени возникновения, локализации поражения.

По степени умственной отсталости олигофрения подразделяется на:

  • дебильность (слабоумие слабо выражено);
  • имбецильность (слабоумие средней степени);
  • идиотию (крайняя степень слабоумия).

Дебильность. Легкая и часто встречающаяся степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта колеблется в пределах 50-70 условных единиц. Дети с дебильностью обучаются в специализированных коррекционных школах.

Если отсутствуют отягчающие нарушения психики, а учебные мероприятия проводятся с раннего возраста, то дети с данной степенью отсталости могут жить обычной жизнью. Их можно обучить несложной профессии, что поможет адаптироваться в социуме и быть самостоятельными. Они могут трудиться на производстве или в сфере обслуживания, но внести некие усовершенствования, чтоб облегчить себе работу они не могут.

Большинство детей с дебильностью подвержены внушениям, попадая под плохое влияние, они способны нарушить закон. Отсталые признаются вменяемыми, так как способны предвидеть последствия своих действий и руководить ими.

Имбецильность с латинского переводится как незначительный. Интеллектуальный коэффициент 20-49. У людей с имбецильностью заметны недостатки психофизического развития, проявляются и внешние признаки, например, аномалии строения костей или черепа. Наблюдаются значительные расстройства когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, это ведет к неспособности учиться в коррекционных школах.

Единственный тип мышления, на который способны эти люди, это наглядно-практический (посмотреть и повторить). Словарный запас небольшой и ограничен теми предметами, которыми они окружены. Большинство имеют дефекты произношения.

Дети-имбецилы находятся в домах-интернатах. При умеренной степени умственной отсталости при помощи специально созданных программ, дети способны овладеть некоторым объемом знаний и умений. Детей-имбецилов учат основам письма, арифметики, чтения. Их можно научить читать по буквам или по слогам, написать свою фамилию, имя и адрес, вычитать и суммировать до 20, но они не способны умножать или делить. Они овладевают элементарными трудовыми навыками.

Людей с имбецильностью в зависимости от преобладающего настроя можно поделить на 2 группы. Одни покладистые и добродушные, чаще находятся в веселом настроении, вторые агрессивные, угрюмые и раздражительные.

В международной классификации болезней среди имбецилов выделяют легкую и выразительную степень слабоумия. При выразительной имбецильности нарушена координация и скорость движений. Они не могут прыгать или бегать, нарушена мелкая моторика, что приводит к затруднению в самообслуживании. Память отличается малым объемом, а при воспроизведении информация подвергается изменению. Мышление является конкретным, они не могут обобщать, думать абстрактно.

Умеренная умственная отсталость или легкая имбецильность коэффициент интеллекта имеет от 35 до 50. Отмечаются нарушения координации, дети не могут выполнять действия требующие точности или произвольной регуляции. Речь их обедненная, без соблюдения грамматики, не используют обобщающих или абстрактных слов. Сложные грамматические конструкции не воспринимают. Способны удерживать внимание несколько минут.

Умеренная умственная отсталость позволяет развить элементарное наглядно-действенное и образное мышление.

Идиотия (с латинского переводится как невежество) самая тяжелая степень умственной недостаточности, коэффициент интеллекта ниже 20. Проявляются нарушением психофизического развития, патологией эндокринной системы, аномалии строения скелета. Заметно расстройство походки и стояния, неразвитость моторики, они не имеют пространственного представления.

При выраженной форме слабоумия люди не встают с постели, речь у них несформирована, эмоции возникают только при удовольствии или неудовольствии и выражаются криком. Они не понимают происходящего, не могут выработать навыки самообслуживания. У таких людей может часто возникать сексуальное возбуждение, которое они снимают при помощи онанизма.

При более легкой форме слабоумия люди могут произносить некоторые слова или словосочетания. Человек воспринимает раздражители, но не способен задерживать внимание. В случае неудовольствия могут проявлять агрессию и аутоагрессию. Вместе с глубокой интеллектуальной недостаточностью может проявляться феноменальная механическая память, способность к музыке или рисованию. Дети с идиотией нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому они направляются в специальные социальные учреждения.

На сегодняшний день врачи чаще используют классификацию из МКБ-10, в которой выделены следующие стадии олигофрении:

Классификация врожденного слабоумия по Певзнер

Для определения степени умственной отсталости в отечественной педагогике и медицине может быть использована классификация М. С. Певзнер. Она делит олигофрению в зависимости ее проявления и этиологии. Певзнер выделила 5 форм:

  • неосложненную;
  • олигофрению с расстройством нейродинамики (возбудимости и торможения);
  • олигофрения с патологией анализатора;
  • олигофрения с психоподобным поведением;
  • олигофрения с лобной недостаточностью.

1. При неосложненной форме нет выраженных недостатков эмоционально-волевой сферы и сильных нарушений в функционировании анализаторов. Проявляется в результате диффузного мозгового поражения. Дети, как правило, спокойные, послушные, легко адаптируются к коррекционной школе. Дети эмоционально привязаны к родственникам, друзьям, учителям. Сильно отличаются друг от друга по способности к обучению, что связано со степенью недоразвития. 

2. При слабоумии осложненном гидроцефалией нарушены процессы возбуждения и торможения.

У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе. Иногда конфликты возникают по мелким поводам.

Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные. Эта замедленность проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, они безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками. Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности.

У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание.

3. При олигофрении с психоподобными формами поведения проявляется расстройство эмоционально-волевой сферы. Часто этот вид олигофрении следствие инфекционного заболевания или результат травмы головы. Здесь сочетается психическая недоразвитость с аффективной возбудимостью. Люди проявляют склонность к воровству, чрезмерной сексуальности, прожорливости. Дети бывают опасны во время аффекта, они не могут следовать правилам. В некоторых случаях аффективное состояние купируется медикаментами. Если они становятся неуправляемыми, их переводят на домашнее обучение. 

4. При дисфункции лобных долей мозга появляется расстройство познавательной деятельности. Некоторых можно охарактеризовать как с заторможенностью, вялых, пассивных, а других как расторможенных и импульсивных. Интеллектуальное недоразвитие у них глубокое (до имбицильности), бестактны, возможно антисоциальное проведение, биологические потребности увеличены, нет чувства страха или обиды, стеснения. Речь полна штампов, бессодержательна, многословна, повторяют без осмысления чужие фразы. наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные. В поведении детей проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) повышены. Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.

5. При нарушении деятельности анализатора развитие психики замедляется. Среди глухих 10% страдают от умственной неполноценности, следи слепых эта цифра вдвое больше. При слабоумии с дисфункцией отдельных анализаторов отмечается нарушение слуха, зрения, речевого или опорно-двигательного аппарата. ; наличие умственной отсталости у глухих и слабослышащих составляет примерно 10%, а среди слепых и слабовидящих примерно в два раза больше.

Пограничная умственная недостаточность или ЗПР.

К пограничной умственной недостаточности относят легкое слабоумие находящееся на границе нормы и умственного недоразвития.

Пограничная умственная отсталость незаметна у детей раннего возраста, а обнаруживается в средней школе, поскольку требуется абстрактное мышление. Коэффициент интеллекта 70-80 балов. Пограничная умственная отсталость может быть скорректирована до нормы при условии грамотного педагогического и медицинского вмешательства.

Самооценка

Повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Такая самооценка может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

      Познавательные процессы            

    Недоразвитие познавательных процессов. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Известный исследователь Сеген говорил, что олигофрен ничего не знает, не может и не хочет. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

   Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом — требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. При обучении это проявляется в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. 

Характерна узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно; пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, им требуется постоянное понуждение. Поэтому снижается возможность дальнейшего понимания материала. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо управлять; в учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Умственно отсталые дети испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8 —9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе; ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Дети плохо распознают отношения событий во времени и пространстве; понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» улавливаются ими с трудом. Умственно отсталые дети значительно позже своих нормально развивающихся сверстников начинают различать цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета.

Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями.

Основные процессы памяти – запоминание. Сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют специфические особенности, т.к. формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние. Иногда случайно зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых страдают также все стороны развития речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. В результате наблюдаются трудности различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

нарушении эмоционально-волевой сферы. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости неожиданно может смениться печалью, смех – слезами и т.п. переживания их неглубокие, поверхностные. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не значит, что оно не поддается коррекции. Некоторые исследователи отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом и психологическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

 Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близ кие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за со бой, благодаря овладению необходимыми социально бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Б них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с нарушениями интеллектуаль ного развития в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер

Аутизм - это неспособность мозга отсеивать, всю информацию, мозг постоянно перегружен информацией. не отбирает то что считается нужным.

  • Аутизм с умственной отсталостью — это такая же умственная отсталость, как и всякая другая, но на первом месте в индивидуальной картине находятся черты аутизма. Аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга или другими причинами.  Вирус краснухи ,^ Вирус итомегалии,^ Вирус простого герпеса , ^ Candida.

Наша школа началка занимается по программе Воронковой.

Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

 Главную роль играет трудовое обучение и практическая направленность. Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

 главным направлением профориентационной работы в школе являетсявоспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обученияРешение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе.


Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т. е. широко распространенный характер.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.

Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены ( от греч. оligos - мало, phrenos - ум). Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, недоразвитие и нарушения психики, возникает уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год-полтора жизни, т. е. до появления речи.

Умственная отсталость, возникшая в более поздний период жизни ребенка, встречается относительно редко. Особые случаи, те, когда у ребенка интеллектуальное недоразвитие сочетается с текущим психическим заболеванием - эпилепсией, шизофренией, деменцией и др.

Дети - олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием сферы познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сферы.

ричины появления на свет умственно отсталого ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы умственной отсталости, которые относятся к числу врожденных. Однако существенную роль в возникновении нарушений играют вирусные заболевания матери (краснуха), отравление плода алкоголем, наркотиками, неумеренное употребление лекарств, эндокринные заболевания матери, хромосомные нарушения. Определенное значение имеют травмы головного мозга ребенка, которые он может получить во внутриутробном периоде развития, во время родов или в первый год жизни. В настоящее время все большую роль начинает играть ухудшение экологической и экономической обстановки.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой

Сферы.

Личностная сфера формируется у умственно отсталых детей замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Развитие эмоций умственно отсталых детей определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом.

Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными переживаниями.

В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека. Тем более дети проявляют отчетливо выраженное эмоциональное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей.

Волевая сфера умственно отсталых детей до школы находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев социальной активности личности являются его интересы.

Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых детей до школы и на начало обучения также находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, ситуативны, неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами.

Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.

Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

Уровень притязаний, с одной стороны, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой - с самооценкой человека, мерой ее адекватности и высоты.

Самооценка является важной составляющей самосознания, определяющей не только отношение к себе, но и создающей основу для построения отношений с другими.

Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям.

Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений.

Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или если психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения

Она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ