Выступление на род.собрании "Формирование познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Киселева Юлия Эдуардовна

формирование познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Выступление на родительском собрании.

 Умственная отсталость - это такое  развитие, при котором страдают не только интеллект, но и ВПФ, эмоции, воля, поведение.

 Восприятие  умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей: нарушение обобщенности восприятия,  его замедленный темп. Малая дифференцированность, узость объема восприятия.

Детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.)   они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр.

 Учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Такие дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.  Характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто  эти дети не различают правую и левую сторону,  вперед-назад, ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года, значительно позже начинают различать цвета,  

Рекомендации родителям по развитию восприятия

  • Учите детей различать предметы на ощупь.
  • Формируйте умение выделять признаки в предмете.
  • Учите соотносить предметы по величине.
  • Развивайте наблюдательность; учите внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • Учите различать основные признаки разных времен года.
  • Учите анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
  •      Развивайте такие умения, как рисование, лепка, вырезание; 

    2. Память

Принято считать, что память является ведущим познавательным процессом. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.   Основные особенности памяти уо детей.

Замедленность запоминания, быстрота забывания неточность воспроизведения,  неумение целенаправленно запоминать и заучивать материал.

Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники.

Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое,  часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на  случайных ассоциациях.

Важнейшим средством укрепления памяти и преодолев забывчивости является такая организация режима их жизни, при котором могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов (продолжительность сна, правильное распределение труда и отдыха).

Чтобы прочно запомнить новый материал, необходимы многочисленные повторения не только на уроках, но и дома. Без многократных повторений учебного материала  дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее

Дома вы должны повторять все, то, что проходит ребенок в школе, но не слово в слово, а изменяя задания так, чтобы образовывались связи между новым и уже известным материалом.

Повторяя дома изученный материал:

 Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память. 

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

 * Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас

Внимание

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.

Произвольное внимание - одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей, здесь нарушения более выраженные и устойчивые. Это связано со слабостью воли. Внимание таких детей с трудом привлекается к нужным сторонам объекта, плохо на них фиксируется и легко рассеивается

Рекомендации родителям

  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  • Дома приучайте проговаривать инструкцию несколько раз, до тех пор, пока вы не убедитесь в том, что ребенок вас понял.
  • Почаще наблюдайте и обсуждайте с детьми услышанное и увиденное.
  • Учите сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
  •  Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение)

Мышление

 

Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны, дети склонны застревать на одних и тех же деталях. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений, затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.

Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте.

 Особенности:

  1. слабость обобщения – проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить.
  2. непоследовательность. Особенно ярко эта черта выражена у тех детей, которым свойственна быстрая утомляемость.
  3. слабость регулирующей  роли мышления. Дети обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Они часто не обдумывают своих действий, не предвидят их результата.
  4. Этот недостаток тесно связан с так называемой не критичностью мышления. Дети не могут критично к своей работе, они не замечают своих ошибок, не понимают своих неудач и всегда довольны собой и своей работой. Умственно отсталый ребенок скорее вспоминает, чем размышляет.

          

Рекомендации родителям по развитию мышления.

  • Учите выделять предметы по назначению и характерным признакам.
  • Учите классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учите понимать смысл  произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учите соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Учите отвечать на вопросы, полным ответом.
  • Учите малыша рассматривать предметы, сравнивать их.
  • Учите  действовать по словесной инструкции взрослых . Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.).

Особенности эмоционально-волевой сферы

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний.

Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику.

Возбудимые дети. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неустойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости выражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми.

Заторможенные УО действуют вяло, нерешительно, кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими.

Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое осознание окружающей обстановки.

У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Самостоятельное выполнение учебных заданий для умственно отсталых школьников представляет трудность, так как оказываются слабыми мотивы, побуждающие их к деятельности. Намерение выполнить задание быстро исчерпывается. Появляется «пресыщение», и дети переключаются на другую деятельность.

Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности (сон, еда, сексуальные потребности); в связи со сниженной контролирующей функцией головного мозга с годами их побудительная сила увеличивается.  Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Отсутствует гибкость, поведение стереотипное, шаблонное. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.

Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью.  Вместо решительности взрослого у ребенка с УО импульсивность поведения. В силу слабости воли ребенку обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную вещь.

В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий.. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. Дети подражают поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети.

 Многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в школе, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.

Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.

Для детей с нарушением интеллекта особенно важен понятный, чёткий ритм жизни. Проговаривайте с ребёнком то, что вы собираетесь делать в течение дня (возможно, с опорой на предметное или картинное расписание дня), то, что вы собираетесь делать в ближайшее время, озвучивайте то, что вы уже сделали (например, «мы поиграли в конструктор, сейчас мы будем пить чай, а потом пойдём гулять»).

     

Как можно чаще привлекайте ребенка к выполнению трудовых поручений; 

  •  Формируйте положительную самооценку; 
  • Во время общения вызывайте положительные эмоции; 
      
  • Расширяйте круг общения; Необходимо  много вкладываться в обучение ребенка общению с разными людьми во внешнем мире и тому, как проявлять себя разными способами. А для этого, нужно развивать эмоциональную сферу – изучать эмоции, узнавать, называть их, распознавать свое состояние и настроение окружающих людей.

Многие родители затрачивают львиную долю  усилий на развитие интеллекта, образование, совсем забывают  про необходимость обучения  навыкам самообслуживания, общения, самоорганизации, которые, в свою очередь,  способствуют успешной социализации.

Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. Обучение ребёнка, имеющего интеллектуальное недоразвитие, складывается из двух частей, каждая из которых крайне важна: коррекционной работы специалистов и ежедневной развивающей работы родителей. Родители должны понять, что залогом успешной коррекции умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, индивидуальный подход к обучению, занятия со специалистами, но и постоянный труд родителей.