Консультация для родителей «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ…»

Иванова Оксана Викторовна

 

Ваш малыш боится…, стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Спешим Вас успокоить, так как психологи считают детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей. Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их возрастные особенности. Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_delat_esli_rebenok_boitsya.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Что делать, если ребенок боится…»

 Ваш малыш боится…, стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Спешим Вас успокоить, так как психологи считают детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей. Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их возрастные особенности. Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Прежде чем говорить о возрастных особенностях проявления детских страхов вспомнить, что такое страх. Страх –  это эмоциональное состояние, которое идет от инстинкта самосохранения. Детские страхи, их виды, причины и особенности проявления являются наиболее опасными из эмоций, так как они нарушают адаптационные возможности ребенка. А процесс взросления детей часто сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности. Рассмотрим их появления на разных возрастных этапах.

От 0 до 6 мес.

Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.

7 мес. – 1 год

Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.

1-2 года

К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.

2-3 года

Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.

3-5 лет

Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.

5-7 лет

Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.

7-8 лет

Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.

Среди причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • Конкретный случай, напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей.
  • Детское воображение, благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • Частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • Взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • Наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.
  • Личностные особенности родителей: чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов; авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • Особенности семейной ситуации: одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи; ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины; чрезмерная забота со стороны близких людей; неполная семья.

 Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада. Предлагаем вам следующую стратегию поведения для родителей, если ребенок чего-то боится:

Этап первый «Не высмеивайте и не ругайте». Не стыдите ребенка за то, что ему страшно, не называйте его трусом. Будет только хуже, если ребенок, что не потерять вашу любовь, будет скрывать, что ему страшно и плохо. Страхи уйдут внутрь. Что может отразиться на его физическом и психологическом здоровье.

Этап второй «Отвлечь». Если страх слабовыраженный и проявляется лишь время от времени, то лучше всего отвлечь ребенка, занять его сказкой, интересной историей, поговорить о том, что вы будете делать завтра. Слушая вас, ребенок уснет в хорошем настроении, не зафиксировав внимание на страхе. Много страхов рассеиваются, как дым, если ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

Если действия первого и второго этапа не помогли справиться со страхом, переходим к третьему и четвертому этапам.

Этап третий «Объяснить». Ребенок боится обычных вещей: шума лифта, груды одежды, резких звуков  терпеливо объясните, что откуда берется, как работает.

Этап четвертый «Наблюдать». Если ребенок боится кошек или собак, не заставляйте сразу их гладить. Пусть вначале понаблюдает издалека.

Если действия предыдущих этапов не дали положительных результатов, то переходим к пятому и шестому этапам.

Этап пятый «Нарисуй свой страх». Пусть ребенок подробно расскажет, как выглядит его страх, и нарисуйте: какие у него страшилки голова – руки – ноги, что он ест и т.д. Нечто абстрактное – ужасное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легко бороться.

Этап шестой «Рассмешить и пожалеть». Смешное  не может быть страшным. Поправьте рисунок так, чтобы из страшного он стал смешным. Или попробуйте представить, что чудовище заболело и оно очень одиноко. И окажется, что его надо пожалеть, а не бояться.

Этап седьмой «Обратись за помощью». Если вам самостоятельно не удалось помочь ребенку преодолеть страх, обратитесь за помощью к психологу.  Так как наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка – это показатель невротического состояния. Поэтому требуется помощь квалифицированного специалиста.

Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста:

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7

9

12

Чтобы не угнетать страхи и уменьшить их уровень, необходимо:

  • Прежде всего, любить ребенка и принимать таким, какой он есть.
  • Не унижать достоинство ребенка частыми наказаниями.
  • Не предъявлять к ребенку завышенных требований и не создавать непосильных нагрузок.
  • Не заражать ребенка страхом преувеличивая опасности окружающего мира.
  • Оберегать детей от беспокойств, вызванных семейными конфликтами, родительским невниманием, отсутствием любви.
  • Признавать детские страхи, проявлять внимание и понимание, помогать ребенку преодолеть страхи.
  • Создавать психологически безопасное для ребенка пространство в семье и в социуме.
  • Терпеливо объяснять не понятные вещи.
  • Чаще обнимайте, сажайте на колени, берите за руку.
  • Формировать и постоянно поддерживать положительную самооценку ребенка.