Программа курса "Я принимаю вызов" для учащихся 5-7 классов
Программа по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ "Я принимаю вызов" нацелена на то, чтобы помочь обучающимся подготовиться к успешному решению сложных, трудных жизненных задач и ситуаций, в том числе ситуаций, связанных с риском для здоровья в связи с употреблением психоактивных веществ, осознать свою личную ответственность за поведение в ситуациях социального риска. Программа построена таким образом, чтобы у учащихся во время занятий была возможность внутренне принять ценности и нормы здорового образа жизни, основы правовой культуры как ключевого вектора, определяющего поведение человека в обществе, научиться осознавать свои эмоциональные состояния и управлять ими, совершенствовать умения проектирования для достижения учебных целей и успешной социальной самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-7_klassy_ya_prinimayu_vyzov.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Согласовано
заместитель директора
по УВР _______ Баженова И.В.
«___»___________2017г.
Рабочая программа курса
"Я принимаю вызов"
5-7 класс
Педагог дополнительного образования: Вербицкая Е.С.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Подростковый возраст – период, когда закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. Одним из факторов, способных помешать нормальному становлению личности подростка, может быть перенесенный стресс. Реакцией подростков на стресс зачастую становится появление эмоциональных и поведенческих проблем. Злоупотребление психоактивными веществами может стать способом разрядить стресс или временно справиться с проблемами, которые подросток не способен решить более адаптивно. У подростков, как правило, репертуар использования стратегий совладающего с проблемами поведения невелик. Важной педагогической задачей становится расширение репертуара стратегий совладающего поведения подростков, что способствует повышению стрессоустойчивости и формированию механизма психологических защит личности подростков в различных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях социального риска, связанных с ПАВ.
Программа по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ "Я принимаю вызов" нацелена на то, чтобы помочь обучающимся подготовиться к успешному решению сложных, трудных жизненных задач и ситуаций, в том числе ситуаций, связанных с риском для здоровья в связи с употреблением психоактивных веществ, осознать свою личную ответственность за поведение в ситуациях социального риска. Программа построена таким образом, чтобы у учащихся во время занятий была возможность внутренне принять ценности и нормы здорового образа жизни, основы правовой культуры как ключевого вектора, определяющего поведение человека в обществе, научиться осознавать свои эмоциональные состояния и управлять ими, совершенствовать умения проектирования для достижения учебных целей и успешной социальной самореализации.
Цель программы: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.
Задачи программы:
1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
2. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
3. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях, связанных с социальными рисками, риском употребления ПАВ.
4. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.
5. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов. Наряду с личностными результатами освоения программы обучающимися, результатами выступают следующие метапредметные умения, рассматриваемые как соответствующие УУД.
Регулятивные УУД
- умение самостоятельно определять цель обучения;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выражать в случае необходимости уверенный отказ при наличии рисков вовлечения в ситуации, связанные с угрозами для здоровья или асоциальным поведением.
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Реализация программы способствует достижению трех уровней результатов.
Первый уровень результатов - приобретение и усвоение обучающимися в процессе взаимодействия ученика с ведущим взрослым как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ.
Второй уровень результатов - развитие социально значимых отношений, получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом, способствующих формированию установок к здоровому образу жизни и неприятию ПАВ в процессе взаимодействия обучающихся между собой в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов - приобретение подростком опыта самостоятельного социально значимого действия, направленного на пропаганду ценностей здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
Оценка результативности программы
- С целью оценки степени усвоения положительного социального знаний и представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ, на первом и заключительном занятии заполняется бланк "Шкала наблюдений" и фиксируется динамика показателей у каждого из участников программы. Необходимо наблюдение за личностными особенностями обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ.
- С целью оценки динамики развития социально значимых отношений, получения опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом используется методика "Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей".
Учебно-тематический план (5 классы)
2017-2018 учебный год
№ | Название модуля | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | «Я принимаю вызов» | 9 | 9 | |
1.1 | Вводное занятие. Учимся сотрудничать. | 1 | 1 | |
1.2 | Мир человеческих отношений – мир эмоций. | 1 | 1 | |
1.3 | Конфликтовать конструктивно. | 1 | 1 | |
1.4 | Вселенная моего «Я». | 1 | 1 | |
1.5 | Стрессы в нашей жизни. Принимаем ответственные решения. | 1 | 1 | |
1.6 | Реклама и антиреклама. Закон и право. | 1 | 1 | |
1.7 | Интернет – зона безопасности. | 1 | 1 | |
1.8 | Быть здоровым – здорово! | 1 | 1 | |
1.9 | Проектирование будущего. | 1 | 1 |
Учебно-тематический план (6 классы)
2017-2018 учебный год
№ | Название модуля | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | «Я принимаю вызов» | 9 | 9 | |
1.1 | Вводное занятие. Учимся сотрудничать. | 1 | 1 | |
1.2 | Мир человеческих отношений – мир эмоций. | 1 | 1 | |
1.3 | Конфликтовать конструктивно. | 1 | 1 | |
1.4 | Вселенная моего «Я». | 1 | 1 | |
1.5 | Стрессы в нашей жизни. | 1 | 1 | |
1.6 | Принимаем ответственные решения. | 1 | 1 | |
1.7 | Закон и право. | 1 | 1 | |
1.8 | Быть здоровым – здорово! | 1 | 1 | |
1.9 | Проектирование будущего. | 1 | 1 |
Учебно-тематический план (7 классы)
2017-2018 учебный год
№ | Название модуля | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | «Я принимаю вызов» | 9 | 9 | |
1.1 | Вводное занятие. Я и другой. | 1 | 1 | |
1.2 | В мире эмоций и чувств. | 1 | 1 | |
1.3 | Конфликтовать конструктивно. | 1 | 1 | |
1.4 | Вселенная моего «Я». | 2 | 2 | |
1.5 | Стрессы в нашей жизни. | 1 | 1 | |
1.6 | Принимаем ответственные решения. | 1 | 1 | |
1.7 | Быть здоровым – здорово! | 1 | 1 | |
1.8 | Проектирование будущего. | 1 | 1 |
Литература
- Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов
- М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного» для начальных классов
- «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец,
- «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,
- А.Л.Соловова «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)
- «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,
- «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной
- А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов.
- Мне нравится (1)