Программа курса "Я принимаю вызов" для учащихся 5-7 классов

Вербицкая Евгения Сергеевна

Программа по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ "Я принимаю вызов" нацелена на то, чтобы помочь обучающимся подготовиться к успешному решению сложных, трудных жизненных задач и ситуаций, в том числе ситуаций, связанных с риском для здоровья в связи с употреблением психоактивных веществ, осознать свою личную ответственность за поведение в ситуациях социального риска. Программа построена таким образом, чтобы у учащихся во время занятий была возможность внутренне принять ценности и нормы здорового образа жизни, основы правовой культуры как ключевого вектора, определяющего поведение человека в обществе, научиться осознавать свои эмоциональные состояния и управлять ими, совершенствовать умения проектирования для достижения учебных целей и успешной социальной самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5-7_klassy_ya_prinimayu_vyzov.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма                                                                    

                                                                Согласовано

                                                                                      заместитель директора

                  по УВР _______ Баженова И.В.

                                                                                          «___»___________2017г.

Рабочая программа курса

"Я принимаю вызов"

5-7 класс

                                                                                           

                                                                                             Педагог дополнительного образования: Вербицкая Е.С.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

        Подростковый возраст – период, когда закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. Одним из факторов, способных помешать нормальному становлению личности подростка, может быть перенесенный стресс. Реакцией подростков на стресс зачастую становится появление эмоциональных и поведенческих проблем. Злоупотребление психоактивными веществами может стать способом разрядить стресс или временно справиться с проблемами, которые подросток не способен решить более адаптивно. У подростков, как правило, репертуар использования стратегий совладающего с проблемами поведения невелик. Важной педагогической задачей становится расширение репертуара стратегий совладающего поведения подростков, что способствует повышению стрессоустойчивости и формированию механизма психологических защит личности подростков в различных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях социального риска, связанных с ПАВ.

         Программа по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ "Я принимаю вызов" нацелена на то, чтобы помочь обучающимся подготовиться к успешному решению сложных, трудных жизненных задач и ситуаций, в том числе ситуаций, связанных с риском для здоровья в связи с употреблением психоактивных веществ, осознать свою личную ответственность за поведение в ситуациях социального риска. Программа построена таким образом, чтобы у учащихся во время занятий была возможность внутренне принять ценности и нормы здорового образа жизни, основы правовой культуры как ключевого вектора, определяющего поведение человека в обществе, научиться осознавать свои эмоциональные состояния и управлять ими, совершенствовать умения проектирования для достижения учебных целей и успешной социальной самореализации.

Цель программы: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.

Задачи программы:

1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.

2. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

3. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях, связанных с социальными рисками, риском употребления ПАВ.

4. Содействовать развитию мотивации  к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.

5. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов. Наряду с личностными результатами освоения программы обучающимися, результатами выступают следующие метапредметные умения, рассматриваемые как соответствующие УУД.

Регулятивные УУД

- умение самостоятельно определять цель обучения;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выражать в случае необходимости уверенный отказ при наличии рисков вовлечения в ситуации, связанные с угрозами для здоровья или асоциальным поведением.

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

        Реализация программы способствует достижению трех уровней результатов.

        Первый уровень результатов - приобретение и усвоение обучающимися в процессе взаимодействия ученика с ведущим взрослым как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ.

        Второй уровень результатов - развитие социально значимых отношений, получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом, способствующих формированию установок к здоровому образу жизни и неприятию ПАВ в процессе взаимодействия обучающихся между собой в защищенной, дружественной среде.

        Третий уровень результатов - приобретение подростком опыта самостоятельного социально значимого действия, направленного на пропаганду ценностей здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

Оценка результативности программы

  1. С целью оценки степени усвоения положительного социального знаний и представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ, на первом и заключительном занятии заполняется бланк "Шкала наблюдений" и фиксируется динамика показателей у каждого из участников программы. Необходимо наблюдение за личностными особенностями обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ.
  2. С целью оценки динамики развития социально значимых отношений, получения опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом используется методика "Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей".

Учебно-тематический план (5 классы)

2017-2018 учебный год

Название модуля

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

«Я принимаю вызов»

9

9

1.1

Вводное занятие. Учимся сотрудничать.

1

1

1.2

Мир человеческих отношений – мир эмоций.

1

1

1.3

Конфликтовать конструктивно.

1

1

1.4

Вселенная моего «Я».

1

1

1.5

Стрессы в нашей жизни. Принимаем ответственные решения.

1

1

1.6

Реклама и антиреклама.

Закон и право.

1

1

1.7

Интернет – зона безопасности.

1

1

1.8

Быть здоровым – здорово!

1

1

1.9

Проектирование будущего.

1

1

Учебно-тематический план (6 классы)

2017-2018 учебный год

Название модуля

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

«Я принимаю вызов»

9

9

1.1

Вводное занятие. Учимся сотрудничать.

1

1

1.2

Мир человеческих отношений – мир эмоций.

1

1

1.3

Конфликтовать конструктивно.

1

1

1.4

Вселенная моего «Я».

1

1

1.5

Стрессы в нашей жизни.

1

1

1.6

Принимаем ответственные решения.

1

1

1.7

Закон и право.

1

1

1.8

Быть здоровым – здорово!

1

1

1.9

Проектирование будущего.

1

1

Учебно-тематический план (7 классы)

2017-2018 учебный год

Название модуля

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

«Я принимаю вызов»

9

9

1.1

Вводное занятие. Я и другой.

1

1

1.2

В мире эмоций и чувств.

1

1

1.3

Конфликтовать конструктивно.

1

1

1.4

Вселенная моего «Я».

2

2

1.5

Стрессы в нашей жизни.

1

1

1.6

Принимаем ответственные решения.

1

1

1.7

Быть здоровым – здорово!

1

1

1.8

Проектирование будущего.

1

1

Литература

  1.  Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов
  2. М.М.Безруких, А.Г.Макеева,  Т.А.Филиппова  «Все цвета, кроме черного»  для начальных классов
  3. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец,
  4. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,  
  5. А.Л.Соловова  «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)
  6.  «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,
  7.  «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной
  8.  А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов.