Механизм, алгоритм профилактической работы по вопросам предупреждения безвестного исчезновения и самовольных уходов детей из дома

Махмутшина Лариса Мавлетяновна

Для повышения эффективности профилактических мероприятий по вопросам предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из дома по инициативе территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и при поддержке департамента образования г. Нижневартовска в городе на базе МБОУ «СШ №15» в 2011 году был создан ресурсный Центр по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семьи. Основной целью деятельности Центра является оказание методической помощи специалистам социально-психологических служб и классным руководителям общеобразовательных учреждений в организации и совершенствовании профилактической работы с несовершеннолетними, уходящими из семьи. В статье представлен механизм и алгоритм профилактической деятельности по вопросам уходов несовершеннолетних из семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizm_algoritm_profilaktiki_samovolnyh_uhodov.docx94.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

   

        

                                                                                         Махмутшина Лариса Мавлетяновна,

                                                             педагог-психолог

                                                                                   Муниципального бюджетного

                                                                                           общеобразовательного учреждения

                                                                     «Средняя школа №15»

                                                                                       г. Нижневартовск, ХМАО-Югры

 

Механизм, алгоритм профилактической работы по вопросам  предупреждения безвестного исчезновения и самовольных уходов детей из дома.

 

Для повышения эффективности профилактических мероприятий по вопросам предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из дома по инициативе территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и при поддержке департамента образования г. Нижневартовска в городе на базе МБОУ «СШ №15» в 2011 году был создан ресурсный Центр по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семьи. Основной целью деятельности Центра является оказание методической помощи специалистам социально-психологических служб и классным руководителям общеобразовательных учреждений в организации и совершенствовании профилактической работы с несовершеннолетними, уходящими из семьи. Центра  осуществляет деятельность по следующим направлениям:

Ниже хотелось бы обобщить опыт работы и представить механизм осуществления профилактических мероприятий, на примере нашего образовательного учреждения.

  1. Диагностические мероприятия по плану работы образовательного учреждения, включающий в себя изучения адаптационных возможностей ребенка, стрессовоустойчивости, тревожности (мониторинг проводится согласно карте развития обучающегося Приложение 1)
  1.  Для большей эффективности выявления социально-психологических неблагополучий в семьях обучающихся действует следующий алгоритм работы с детьми «группы риска». Выявление детей, склонных к уходам из семьи проводится методом «просвечивания» или социального анкетирования. Классные руководители, совместно с фельдшером школы заполняют специальную матрицу по определенным параметрам на всех детей учреждения. По четырем основным группам критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие. В результате анализа которой, социальным педагогом, совместно с классным руководителем определяются обучающиеся, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности, они составляют «группу риска».

Пример матрицы

Класс  ______         Учебный год  ______________________         Классный руководитель ______________________________

Ф. И. УЧАЩИХСЯ

ГРУППЫ КРИТЕРИЕВ

Медицинские

Социальные

Учебно-педагогические

Поведенческие

Имеет хронические заболевания внутренних органов

Имеет проблемы с органами слуха, зрения, речи

Часто и длительно болеет

Состоят на учете у психоневролога

Перенесли сложные медицинские операции

Перенесли стрессы

Асоциальная семья (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку)

В малообеспеченной семье

В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)

Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптации)

Другое

Имеют стойкую неуспеваемость

Прогуливают, пропускают занятия без уважительных причин

Другое

Имеют стойкие нарушения поведения

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями

Повышенная тревожность

Употребление психоактивных веществ

другое

1.2 Индивидуальная первичная углубленная диагностика детей, склонных к уходам из семьи.

Психолог проводит экспресс диагностику обучающихся на разных этапах возрастного развития. В диагностику включены методики выявления личностных особенностей ребенка, его эмоционального состояния и особенностей межличностного взаимодействия со взрослыми, сверстниками

  • НПФ « Амалтея» «Детско-родительские отношения»
  • НПФ «Амалтея» «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
  • Рисунок семьи, рисунок «Человек под дождем»
  • Методика «Незаконченные предложения»
  • Методика «Идентификации личности»
  • Кейс методик
  1. Психолог и социальный педагог вместе ведут банк данных, в который включается индивидуальная карта развития ребенка и индивидуальная программа социально - психолого - педагогического сопровождения обучающегося и его семьи. На основании полученных сведений в дальнейшем строится коррекционно-развивающая, индивидуально-профилактическая  работа.

  1. При составлении профилактических программ, направленных на снижение самовольных  уходов, необходимо помнить о том, что лучшим способом отвлечения ребенка от побега является включение ребѐнка в интересную деятельность с привлечением его фантазии,  воображения. Профилактические программы, которые мы используем в образовательном учреждении, направлены на создание условий для увеличения личностных ресурсов человека, а именно:

- на формирование самостоятельности ребенка, инициативы, ответственности, как альтернатив зависимости;

- на развитие его эмоциональной сферы, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и  состояний других людей, что является основой коммуникативной компетентности;

- на становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения через совершенствование социальной жизни;

- это все то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами;

- на формирование ценности здорового образа жизни;

- на воспитание социально-позитивной ориентированной личности.

3. В нашем образовательном учреждении организуется первичная, вторичная и даются пути получения третичной профилактики.

3.1 «Первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех  обучающихся. Для каждой ступени — начального, среднего, старшего (полного) общего образования — разработаны комплексные целевые программы воспитания и социализации учащихся. («Патриотическое воспитание в МБОУ «СШ №15»,«Одарённые дети», «Здоровье – это здорово!», «Профилактика девиантного поведения», «Здоровье», «Адаптация», «Ценность жизни», «Вместе с семьей», «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в образовательном учреждении», «Право и мы», «Программа допризывной подготовки юношей»,  Программа по профилактике суицидального поведения «Рискните быть живым».  и др.), которые обеспечивают комплексный подход к решению задач воспитания всех участников образовательного процесса.

         Мы ведем свою профилактическую деятельность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Обязательные занятия внеурочной деятельности ведутся  на параллели 1-6 класс по 5 направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- гражданско-патриотическое;

- художественно-эстетическое;

- интеллектуально-познавательное;

- социально-психологическое.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность учащихся организована по типу оптимизационной модели. Данная модель внеурочной деятельности предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, логопед, классные руководители).

В школе созданы условия для работы объединений дополнительного образования всех обучающихся по таким направлениям, как спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, военно – патриотическое, научно – техническое: «Общая физическая подготовка», «Спортивное плавание», «Вокально – хоровое искусство», «Вокальный», «Традиции и современность», «Очарование» (бальные танцы), «Маски» (театральная студия), «Стрелковый», «ТВ - 15», «Сайт - лэнд», «Эрудит» (интеллектуальная поддержка одаренных), «Волонтер», «Тропинка к своему «Я»» На базе школ работают объединения дополнительного образования, реализующие программы городских учреждений спорта, дополнительного образования детей: «Баскетбол», «Волейбол», «Швейное дело», «Волонтеры».  При организации дополнительного образования соблюдаются следующие принципы:

1)        возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка;

2)        свободный выбор видов и сфер деятельности;

3)        ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;

4)        практическая деятельность.

Благодаря этим принципам решаются три важные задачи:

- самоопределение и самореализация;

- адаптация личности в социокультурной среде;

- развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся.

        Для организации ученического самоуправления в школе действует модель Демократической Республики. Данная технология моделирует деятельность современного цивилизованного государства и жизнь демократического общества. Ежегодно избирается Президент, Председатель и члены Парламента. Правительство представлено 7 министрами и председателем Правительства. Органы ученического самоуправления классов выстроены по аналогии с городской структурой управления. Мэры городов объединены в Совет справедливых. Это предоставляет учащимся реальную возможность апробирования социальных ролей, включение подростков в общественно-значимую деятельность. Исходя из данных диагностики самоуправления по классам, из 22 классов 17 (77%) имеют средний  и высокий уровень развития самоуправления.

Каждая возрастная группа учащихся на своём уровне постигает профориентационные, экономические, политические процессы. Школьники активно включаются в преобразование пространства.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через реализацию программы «Право и мы», работу органов ученического самоуправления, организацию работы Комнаты Боевой Славы, реализацию программы допризывной подготовки юношей к военной службе.

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания через работу полиэтнического клуба «Родники души». Инициативная группа членов клуба совместно с представителями национальных диаспор города организует мероприятия, направленные на воспитание уважения к традициям различных народов, изучение культуры и быта, формирование толерантного сознания учащихся.

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Через реализацию программ «Здоровье – это здорово!», «Здоровое поколение», «Культура безопасного поведения», организацию общешкольных мероприятий.

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии через реализацию программы по профессиональной ориентации «Шаг в будущее». В рамках реализации программы организуются экскурсии на предприятия города, в СУЗы, ВУЗы, встречи с представителями различных профессий, на базе колледжей организуются профессиональные пробы

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание  осуществляется через работу объединений дополнительного образования художественно – эстетического направления, организацию концертов, конкурсов с участием учащихся школы.

3.2.  «Вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход, хотя бы 1 раз.

Здесь мы четко определяем  причины ухода ребёнка из дома, чтобы в дальнейшем правильно простроить коррекционные мероприятия.

1.1. Уходы из-за проблемы детско-родительских отношений. Нарушения в детско -родительских отношениях относятся следующие:

  • Гипопротекция - отвергающая позиция: ребенок как  «обуза», постоянно порицают и критикуют  недостатки ребенка, не проявляют терпение.
  • Позиция уклонения: контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
  • Позиция доминирования по отношению к детям: суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей. Ведущие методы этого семейного воспитания дисциплина, режим, угрозы, наказания.
  • Отвергающе-принуждающая позиция: Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

1.2. Жестокое обращение родителей (постоянное физическое, сексуальное или эмоциональное насилия, совершаемое над ребенком)

1. 3. Возрастная особенность в виде протеста (чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 – 13 лет).

1.4. Злоупотребление родителями спиртными напитками, родители зачастую не знают, где и с кем и как проводят время их дети.

1.5. Занятость родителей на работе, при этом у подростка не организован досуг и он предоставлен сам себе, что способствует его бродяжничеству на улицах города, совершению административных правонарушений, преступлений.

1. 6. Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учёбе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребёнка, имеющего неуспеваемость.

1.7. Дромомания (удовлетворение потребности во множестве новых и ярких впечатлений) Побудительными мотивами к уходу могут быть неудовлетворенные потребности ребенка или подростка:

  • любопытство, поиск новых впечатлений
  • переживание «драйва»
  • скука
  • влияние социальной группы (я – как мои друзья)
  • протест против родителей или опекунов
  • переживание острой потери (в любви, смерть близких, развод родителей)
  • замкнутый круг

2. Уход из дома может быть как мотивированным, так и немотивированным (синдром бродяжничества)

Среди детей, уходящих из дома, можно выделить 2 категории:

Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.  Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья. Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых. Причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность.

Вторая категория -  дети, из внешне благополучных семей, где  дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились, пока это удавалось им без особых усилий над собой. В этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание. Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании.

Особенности благополучных семей, из которых уходят дети:

 - Часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни.

 - Это дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились.

 - Дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей.

 - Это могут быть дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание.

 - Это дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.

Виды побегов (самовольных уходов)

Вид побега

возраст

Наиболее частая причина

Частота в %

повод

ЭМАНСИПАЦИОННЫЕ

ПОБЕГИ

12-15 лет

Избавиться от опеки и контроля, желание «независимости», «свободы», «легкой жизни»

45%

Ссора, столкновение с родителями или воспитателями

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ПОБЕГИ

7 - 15 лет

Неправильный тип семейного воспитания

26%

Суровые наказания, жестокое обращение со стороны взрослых или сверстников

ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ПОБЕГИ

12-17 лет

Гиперпротекция или уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.

20%

Реакция оппозиции. Особенность данного вида побегов – привлечение к себе внимания окружающих, убегают так, чтобы их можно было найти

ДРОМОМАНИЧЕСКИЕ ПОБЕГИ

любой

Внезапно появляющаяся тяга к побегу, тоска, скука

9%

Возвращаются самостоятельно, пугаются своего состояния. Требуется помощь психиатра

 

Программы вторичной профилактики направлены на снижение агрессивности, конфликтности детей и воспитывающих их взрослых. Сюда относятся также программы, помогающие адаптировать и социализировать детей и подростков, в зависимости от причин и вида побегов.

3.3. «Третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно уходил, и работа в таком случае  должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения  самовольного ухода в будущем. Отвечающими задачам первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр  программ просвещения детей о рискованном поведении; программы, направленные на  преодоление различных личностных дефицитов (например, развитие уверенного  поведения), жизненных трудностей (например, программы развития навыков  конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях . В нашем учреждении  разработана такая программа  «Рискните быть живым», которая включает весь спектр необходимых вышеуказанных качеств). Уровень третичной профилактики

- это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода ребенка имеет  свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается  своя  индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа  разрабатывается командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится  ребенок.

3.4 Профилактические мероприятия с родителями осуществляются через работу родительских клубов, проведение тренингов, творческих мастерских, мастер классов, просмотр фильмов, социальные проекты, просвещение по темам:

  • Жестокое обращение с детьми. 
  • Возрастные психолого-педагогические особенности детей. 
  • Наши ошибки в воспитании детей. 
  • Как помочь ребенку справиться с эмоциями. 
  • Формы родительской помощи и поддержки при адаптации.
  • Тревожность и её влияние на развитие личности
  • Трудный возраст или советы родителям (агрессивность и враждебность ребенка)
  • Что такое суицид и как до него не добраться (среднее и старшее звено)
  • Детско-родительские отношенийя как фактор психологического дискомфорта
  • Чем и как увлекаются подростки
  • Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних
  • «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться» и др.

Результатами развивающей и профилактической работы с родителями являются:

Для семьи:

оптимизация детско-родительских отношений;

формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;

повышение уровня семейной культуры.

Для родителей:

формирование навыков конструктивного поведения;

осознание родительской роли и обязанностей;

совершенствование родительской эффективности;

безусловное принятие ребенка;

освоение роли поддерживающего родителя.

Для ребенка:

готовность к позитивным контактам со взрослыми;

овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;

формирование позитивного образа семьи;

решение актуальных проблем развития.


Приложение 1.

КАРТА РАЗВИТИЯ
обучающегося  МБОУ СШ № 15

 

Фамилия, имя

БДН

 

 

 

 

 

Дата рождения

08.10.1999

Дата поступления в школу

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 кл.А

2 кл.А

3 кл.А

4 кл.А

5 кл.А

6 кл.А

7 кл.А

8 кл.А

9 кл.

10 кл.

11кл

06/07

07/08

08/09

09/10

10/11

11/12

12/13

13/14

14/15

15/16

16/17

Специальные способности

1. Физико-математические науки

 

 

 

сред

 

 

сред

 

сред

 

2. Естественные науки

 

 

 

сред

 

 

сред

 

слаб

 

3. Гуманитарные науки

 

 

 

хор

 

 

сред

 

слаб

 

4. Лингвистика

 

 

 

хор

 

 

хор

 

слаб

 

5. Инж.-конструкторская деятельность

 

 

 

 

 

 

хор

 

сред

 

6. Общественные науки

 

 

 

 

 

 

сред

 

слаб

 

7. Программирование

 

 

 

 

 

 

сред

 

сред

 

8. Экономика

 

 

 

 

 

 

сред

 

сред

 

9. Менеджмент

 

 

 

 

 

 

сред

 

сред

 

10. Архитектура и дизайн

 

 

 

 

 

 

сред

 

сред

 

Интеллектуальные способности

1. Предпосылки учебной деятельности.

слаб

 

2. Понятийное мышление

 

сред

 

сред

 

 

сред

 

 

 

Осведомленность, эрудиция

 

выс

 

сред

 

 

сред

 

 

 

Понятийное интуитивное мышление

 

хор

 

хор

 

 

сред

 

 

 

Понятийное логическое мышление

 

слаб

 

хор

 

 

сред

 

 

 

Понятийная категоризация

 

выс

 

слаб

 

 

сред

 

сред

 

Абстрактное мышление

 

 

 

хор

 

 

хор

 

хор

 

Математическая интуиция

 

 

 

 

 

 

сред

 

сред

 

3. Визуальный интеллект:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линейный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

структурный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

динамический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

комбинаторный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

абстрактный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образный синтез

 

 

 

 

 

 

слаб

 

слаб

 

пространственный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Оперативная логическая память

 

 

 

 

 

 

выс

 

сред

 

5. Скорость обработки информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Внимательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Теоретическое мышление

 

 

 

эмпир.

 

 

 

 

 

 

8. Творческое мышление

 

 

 

сред

 

 

 

 

 

 

Личностные особенности

1. Адаптивность

ВДА

 

 

 

А

 

 

 

 

А

2. Ведущие мотивы

учеб.

 

 

учебн.

 

 

 

 

 

 

3. Исполнительность

 

 

 

выс

 

хор

 

слаб

 

 

4. Волевой самоконтроль

 

 

 

выс

 

хор

 

хор

 

 

5. Самооценка

 

 

 

завыш.

И

п/адекв

 

п/адекв

 

адекв.

6. Самостоятельность

 

 

 

сред

 

слаб

 

хор

 

 

7. Тревожность

выс

 

 

слаб.

слаб.

слаб.

 

сред

 

слаб 

8. Эмоциональность

 

 

 

слаб

 

сред

 

сред

 

 

9. Активность в общении

 

 

 

выс

 

хор

 

сред

 

Выс. 

10. Потребность в общении

 

 

 

сред

 

хор

 

сред

 

 

11.Честолюбие

 

 

 

 

 

 

 

сред

 

 

12. Прагматизм

 

 

 

 

 

 

 

сред

 

 

13. Беспечность

 

 

 

 

 

 

 

хор

 

 

14. Дипломатичность

 

 

 

 

 

 

 

сред

 

 

15. Конформизм

 

 

 

 

 

 

 

сред

 

 

18. Психологическая энергия

 

 

 

сред

 

сред

 

хор

 

хор

19. Физиологическая энергия (ВК)

 

 

 

 

N

 

 

 

 

N

20. Настроение (СО)

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

21. Социометрический статус

 

пренебр.

 

 

пренебр.

 

 

 

 

 

Профессиональные интересы и склонности

Профессиональные интересы

 

 

История и политика

 

Профессиональные склонности

 

Экстремальные виды деятельности

 

 

Рекомендуемый профиль обучения

 

 

Социально-гуманитарный

 Социально-гуманитарный

Используемая литература

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  2. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт.-сост. М.Н. Мирсэгэтова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко. - М.: Академия, 2009.
  3. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. - СПб.: Питер, 2011.
  4. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Дашков и К, 2012.
  5. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  6. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2012.
  7. Петрова, А.В. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.В. Петрова. - М.: Флинта, 2008.
  8. Подросток: проблемы социальной адаптации / Сост. и ред. В.К. Криворученко. - М.: Сфера, 2010.
  9. Плоткин, М.М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинсит // Семья в России. - 2012. - № 2.
  10. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод. пособие / Под ред. И. Соковни. - М.: Просвещение, 2010.
  11. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2013.
  12. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.
  13. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М.: Московский ин-т, 2011.
  14. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М.: Академия, 2008.
  15. Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности: Сб. / Л. Б. Филонов. - М.: Наука, 2009.
  16. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века: Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / И.В. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. - М.: ВАКО, 2011.