Тренинг для подростков

Рябцева Екатерина Николаевна

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружаю­щих людей, активизация механизмов самопознания и самовыра­жения.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для учащихся 5 - 8 классов26.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Тренинг «Я такой!»

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количеству участников, несколько старых газет, лист ватмана, маркер, видеодвойка.

Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штрафные санкции для нарушителей.

Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.

2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо поднять руку.

6. Указания тренеров не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров, и т. д.

Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания.

Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать свое мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе.

Раздел №1. «Я такой».

 Включает в себя игры, основная цель которых состоит в снижении уровня тревожности, повышении активности, самоценности ребенка.

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

Необходимые материалы: большой лист ватмана или бумаги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.

                   

Для ведущего: Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, я сам так решил».

В программу включены три цикла игр, которые направлены на снижение уровня тревожности у детей. Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать предложенную последовательность циклов.

Раздел №2. «Мои друзья». Включает в себя игры на снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл состоит из 3 занятий.

Раздел №3.  «Мои чувства».  Включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 3 занятий.

Каждое занятие включает в себя две игры. Однако количество игр и количество их повторений может изменяться в зависимости от желаний ребенка, его индивидуальных возможностей и продолжительности занятия. Общая продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.

Первый цикл рассчитан на индивидуальную работу с ребенком для повышения психокоррекционного эффекта и достижения целей, поставленных в этом цикле.

Второй цикл требует включения ребенка в группу сверстников. Желательно, чтобы для групповой работы психолог подобрал детей, с которыми тревожный ребенок не находится в конфликтных отношениях. Позже можно повторить игры данного цикла с включением всех детей группы дошкольного учреждения, которую посещает ребенок.

На занятиях третьего цикла может быть использована как индивидуальная, так и групповая форма организации занятий. Выбор формы может быть обусловлен как желанием и особенностями ребенка, так и возможностями самого психолога.

Для проведения занятий необходимо отдельное помещение, желательно расположенное вдали от музыкального и спортивного зала или других источников повышенного шума. При групповой работе возможно проведение занятий на улице при условии присутствия необходимого материала для организации коррекционных игр. Здесь, так же как и при проведении игр предыдущей программы, психолог должен исключить вмешательство других детей или взрослых в процесс игровой терапии.

Тематический план программы «Я такой!»
Продолжительность всех занятий не должна превышать 30 мин.

1. «Я такой...»

Занятие 1

Игра «Я есть, Я буду»

Игра «Это мое имя»

Занятие 2

Игра «Это Я – такой...»

Игра «Красивое имя (контур)»

Занятие 3

Игра «Зеркало»

Игра «Жил-был один мальчик...»

Занятие 4

Игра «Игра в ситуации»

Игра «Зеркало»

2. «Мои друзья»

Занятие 5

Игра «Две половинки»

Игра «Клеевой дождик»

Занятие 6

Игра «Ищем клад»

Игра «Выключенный звук»

Занятие 7

Игра «Подарок» Игра «Ладошки»

3.  «Мои чувства»

Занятие 8

Игра «Звериные чувства»

Игра «Стрелялки»

Занятие 9

Игра «Подарок»

Игра «Вылеплялки»

Занятие 10

Игра «Волшебный мешок»

Игра «Вылеплялки


Занятие 1

«Я есть, Я буду»

Ребенку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.

Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- или видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.

«Это мое имя»

Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он бы мог дать свое имя. После того как ребенок сделает выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.

Данная игра позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны.

Занятие 2

Игра «Это Я – такой...»

Ребенку предлагаются несколько картинок (можно использовать вырезки из журналов). Он должен посмотреть на каждую, решить, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я – такой...» Например, если на картинке изображен сильный мужчина, то ребенок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это я – такой сильный» и т. д. Желательно иметь два набора – один для девочек, другой для мальчиков.

Если ребенок затрудняется выделить качества, изображенные на картинке, то психолог может спросить, что здесь нарисовано, и подвести его к называнию нужного качества. Если ребенок просто начинает быстро перебирать картинки и, показывая пальцем, говорить: «Это я, это я, это я», – то психолог должен остановить его и спросить: «Ты какой (какая)?»

«Красивое имя (контур)»

Игра помогает повысить у ребенка уровень самопринятия.

Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.

Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.

Как вариант этой игры для разрисовывания может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Тогда под контуром психолог пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать уже не имя, а контур.

Занятие 3

«Зеркало»

Психолог и ребенок встают друг напротив друга, и ребенок начинает медленно выполнять различные движения, а психолог их повторяет. Затем они меняются ролями. При этом вначале психологу нужно выполнять заметные, крупные движения (кивать головой, поднимать руки и т. д.), а затем -более мелкие (шевелить пальцами, изменять мимику). Если во втором случае ребенку никак не удается заметить изменения, тогда психолог может подсказать, на какую часть тела нужно обратить внимание.

«Жил-был один мальчик...» («Жила-была девочка...»)

Игра помогает ребенку научиться рассказывать о себе без стеснения, отмечая свои положительные качества и не скрывая отрицательных. Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике (девочке), которого зовут так же, как и ребенка, и который одет так же, как и ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации. Например, если ребенок рассказывает: «...и мальчик пошел гулять. Он гулял, гулял...», – психолог может тут же добавить: «Как вдруг наступила ночь...» Дальше должен продолжить ребенок.

Эту игру можно использовать в течение нескольких минут на каждом последующем занятии. Тогда ребенку предлагается вспомнить и кратко пересказать, что происходило с мальчиком раньше, а затем продолжить придумывание сказки.

Занятие 4

«Игра в ситуации»

Игра направлена на моделирование поведения ребенка в конкретных жизненных ситуациях. Эта игра является вариантом предыдущей игры. Здесь ребенку также предлагается находить выход из проблемных ситуаций, которые ставит перед ним психолог. Разница состоит в предложении ребенку конкретных случаев из его жизни и не только вербальное, но и невербальное отыгрывание решения. Причем психолог может предложить ребенку изобразить, как он обычно поступает и как можно поступить. Возьмем, например, ситуацию, когда ребенок рассказывает стихи на утреннике. Психолог просит изобразить, как обычно ведет себя ребенок. Если ребенок затрудняется это сделать, можно предложить просмотр видеозаписи или взрослый может сам изобразить ребенка. Затем психолог предлагает смоделировать поведение, где ребенок не будет волноваться: теребить край шорт (платья), накручивать на палец волосы, смотреть только в угол или в сторону и т.д. Если ребенок затрудняется это сделать, ему можно предложить прочитать стихотворение так, как читает его артист, смелый мальчик и т.д. При возможности желательно показать видеозапись чтения стихов артистами для того, чтобы ребенок мог скопировать их поведение.

Подобная тактика моделирования может использоваться с любыми ситуациями, где у ребенка проявляется повышенный уровень тревожности. Однако необходимо помнить, что нельзя приводить в пример (показывать видеозапись) других детей группы, в которую ходит ребенок.

«Зеркало»

Выполняется так же, как и на занятии 3.

Второй цикл – «Это Я и мои друзья»
Занятие 5

«Найди свою половинку»

Для проведения этой игры психолог должен подготовить несколько карточек, разрезанных на две половинки. В качестве усложнения игры могут использоваться неровные линии разреза.

Психолог перемешивает половинки и раздает их детям. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. Здесь необходимо помнить, что в работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.

После окончания игры можно поговорить с детьми о том, кто как нашел свою половинку и какие еще есть способы.

«Клеевой дождик»

Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что прошел клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться. При условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т.д.

Психолог может использовать игровую ситуацию, предлагая детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.

Занятие 6

«Ищем клад»

Детям предлагается выстроиться в ряд по какому-либо признаку. Например:

  • по длине шорт и платьев, начиная с самых длинных;
  • по длине шорт и платьев, начиная с самого короткого;
  • по цвету глаз, начиная с самых светлых;
  • по цвету глаз, начиная с самых темных;
  • по цвету волос, начиная с самых светлых;
  • по цвету волос, начиная с самых темных и т.д.

Затем детям нужно разделиться на команды, например с самыми светлыми глазами и с самыми темными. Затем детям дается задание найти с помощью карты-плана «клад», который спрятан в комнате.

Особенности использования этой игры с тревожными детьми состоит в том, что лучше давать задание найти «клад» отдельно каждой команде. Причем соревновательный момент включать нельзя, и если дети начинают торопиться и волноваться, психолог должен сразу же остановить их и объяснить, что главное в игре – это найти «клад», а не найти его быстро.

«Выключенный звук»

Для этой игры можно использовать большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Психолог по очереди предлагает детям садиться на стульчик «в телевизор». Затем он просит ребенка рассказать детям какую-нибудь историю, например о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз.

Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удается усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.

Игру можно использовать на нескольких занятиях по желанию детей.

Занятие 7

Игра «Подарок»

Все дети сидят в круге. Психолог предлагает каждому подарить соседу подарок, но не настоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать что-то приятное и преподнести подарок. По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли.

Как вариант игры можно использовать в качестве описания подарка не конкретное название предмета, а называние его свойств, например: «Мне подарили что-то большое и мягкое».

«Ладошки»

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем психолог просит на каждом получившемся на бумаге пальце написать что-нибудь хорошее о себе. Если дети еще не умеют писать, то они могут нарисовать.

После этого ведущий собирает «ладошки», читает их группе, а дети угадывают, где чья «ладошка».

Третий цикл — «Это Я и мои чувства»
Занятие 8

«Звериные чувства»

Для проведения игры необходим набор картинок с изображением известных животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребенком картинки и просит назвать основные качества животного: например, зайчик – страх, боязливость; лев – смелость; лиса – хитрость; филин – ум и т.д.

Затем психолог предлагает рассмотреть ту или иную ситуацию и просит ребенка описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, психолог может ему помочь. Например, психолог говорит: «Представь себе, что ты разбил вазу. Ты себя почувствовал как кто? Выбери картинку с таким „звериным чувством”, которое похоже на твое». Ребенок может сказать, что он почувствовал себя как зайчик – он испугался. Психолог продолжает: «И тут пришла мама. Что бы ты сделал?.. Ты был бы как кто?». Ребенок может сказать, что он был бы умный, как филин: он быстро убрал бы все осколки и мама ничего бы не узнала. В таком случае с ребенком нужно поговорить о том, на какой больше похож его поступок, на умный или на хитрый? Далее можно обговорить варианты поведения, предлагая ребенку рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные.

При проведении этой игры желательно избегать оценок поведения ребенка, так как основная цель здесь — не нравственное воспитание, а научение ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.

«Стрелялки»

Ребенку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем психолог предлагает ребенку сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребенок захочет, то он всегда может ее открыть и с силой «выстрелить» в небо (в потолок) все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д., а потом опять закрыть дверку.

Если во время занятия у ребенка хорошее настроение, то можно предложить ему поучиться «стрелять» хорошими чувствами.

Занятие 9

«Подарок»

Выполняется так же, как на занятии 7 второго цикла.

Если третий цикл проводится в индивидуальной форме, то игру можно проводить в паре ребенок – психолог.

«Вылеплялки»

Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене. С помощью этой игры ребенок учится распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики.

В первой части игры психолог предлагает ребенку изобразить, какое у него лицо, когда он сердится, боится, радуется и т.д. Если ребенок затрудняется это сделать, то психолог показывает образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры.

Ребенок садится перед зеркалом, психолог руками «лепит» на лице ребенка мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями, когда лепить будет ребенок, а угадывать – психолог.

В конце занятия психолог говорит ребенку о том, что, когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится.

Занятие 10

«Волшебный мешок»

Перед проведением игры ребенка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребенку мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает ребенку выбросить его в мусорный ящик. То же может проделать и психолог со своими чувствами.

«Вылеплялки»

Выполняется так же, как и на занятии 9.

При составлении программ коррекции тревожного поведения у детей мы старались использовать наиболее известные и эффективные игры отечественных и зарубежных авторов. В то же время в содержательном плане, на наш взгляд, процесс директивной игровой терапии может включать в себя любые игры, направленные на коррекцию тревожности у детей. В целом содержание работы психолога в директивной игровой терапии может строиться в зависимости от целей психотерапии, индивидуальных особенностей ребенка и возможностей психолога.