«Трудный возраст», как рискует подросток?

 Статья «Трудный возраст», как рискует подросток? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukhareva_statya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кухарева У.А.

Педагог-психолог школы №639 с углубленным изучением иностранных языков, Санкт-Петербург

«Трудный возраст», как рискует подросток?

Отрочество — этап развития, находящийся между детством и ранней юностью. Главная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Для подросткового возраста наиболее характерно чрезмерное проявление каких-либо личностных черт, манеры поведения. У них это выражено намного более ярко и резко, чем у взрослых людей и часто возникают затруднения в социальной адаптации, приспособляемости к внешним условиям, которые диктует жизнь. И как следствие этого повышается риск появления зависимого поведения.

        Наибольшее внимание следует обращать на подростков с неустойчивым типом акцентуации характера. Для таких подростков сложен любой вид деятельности, требующий приложения сил и проявления настойчивости. Им сложно сосредоточится на достижении намеченной цели. Они избегают учебы и любого труда. Часто такие особенности характера имеют физиологическую основу и зависят от свойств нервной системы, ее высокой истощаемостью. Для таких детей высок соблазн легких развлечений и наслаждений, установка «удовольствие – любой ценой!». И как следствие – риск появления форм зависимого поведения. Их привлекают вещества и формы поведения, которые не вызывают полного отключения сознания и создают «фон» для приятного времяпровождения. В этом случае они воплощают свою формулу получения удовольствий «минимум усилий, максимум удовольствия». Такие дети нуждаются в постоянной внешней стимуляции, поддерживающей тонус нервной системы.

        Риск зависимого поведения характерен и для подростков, проявляющих такие особенности как, взрывчатость, жестокость, в сочетании с педантизмом, консерватизмом, неприятии любого изменения в привычном образе жизни. Такие подростки часто жалуются на приступы мрачного, угрюмого настроения. Для того, что бы справиться с таким настроением они тянутся ко всему, что дает сильный и быстрый эффект в ощущениях, способствует к резкому изменению состояния сознания, «сильно бьёт по мозгам».

        Так же в группе риска находятся подростки, стремящиеся всеми способами привлекать к себе внимание. Им не важно хвалят их или осуждают. Главное для них, что бы именно они являлись темой для разговора. Ради популярности они готовы совершать даже такие поступки, которые в душе не одобряют. Приобщение к зависимым формам поведения они используют в популистских целях, как попытка завоевать авторитет в глазах окружающих. Такие подростки публично демонстрируют формы зависимого поведения. При этом они любят преувеличивать свой опыт в этой сфере. Изображают «бывалых», «опытных» людей.

        В группе риска находятся и подростки, демонстрирующие не детскую сдержанность и холодность эмоций. Им трудно наладить контакты со сверстниками, в группе они держатся особняком, хотя одиночество тяготит их, но вести себя по другому им очень сложно. Для них характерны противоречивость чувств, эмоций, неспособность к сопереживанию, необычные увлечения, хобби. Для таких подростков формы проявления зависимого поведения – это способ облегчить контакты с окружающими.

Для подростков характерно очень заметное, даже бурное развитие самостоятельности, критичности мышления. Это совершенно новая сфера развития его мыслительной деятельности. Они стремятся иметь своё собственное мнение, свои взгляды и суждения по целому ряду вопросов, не полагается во всём на авторитет родителей, учителей или учебника, критически относится к ним, часто «находят ошибки» в суждениях учителя или в материале учебника, склонны к спорам и возражениям, причем в весьма категорической форме.

Ещё одна особенность этого возраста - стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию.  Это стремление порождает у подростков активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. В то время дети ищут образец для подражания, взрослого человека, на которого можно равняться, и самый лучший вариант развития событий для родителей – стать таким образцом.

Отрочество — период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. 3анять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними — цель психического развития подростка. Именно в общении со сверстниками происходит освоение основных  коммуникативных  навыков, приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Группа создает особое чувство — «чувство мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников. Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

Следует специально подчеркнуть, что в этот период сверстники не заменяют семью, но, можно сказать, почти сравниваются с ней по силе влияния. Подросток, лишенный контакта со сверстниками, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру. Однако реакция группирования со сверстниками имеет и свои отрицательные стороны. Подросток, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические вещества в группе, испытывая ее сильное давление. При этом перед молодым человеком встает выбор — принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком.

Удержать подростков от гибельных поступком поможет их ярко выраженное ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Чувство взрослости выражается в стремлении и независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними. Вместе с тем подросток осознает, что его взрослость не совсем еще «подлинная», неуверенно чувствует себя в своем новом качестве. Он остро нуждается в признании и подтверждении этой позиции взрослыми и сверстниками. Для подростка более важно признание его самостоятельности, его равных со взрослыми прав, чем действительная их реализация. Сложность ситуации заключается в двойственности потребностей подростка по отношению к взрослому. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность, как взрослый, и в опеке, как ребенок. Чувство защищенности, безопасности необходимо для благополучного прохождения кризиса. Именно это переживание безопасности дает подростку возможность экспериментировать, расширяя свое жизненное пространство. Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе и родителей, по отношению к самому себе. Требование послушания, полного подчинения взрослым ведет к выработке умения приспосабливаться к другим людям, «подстраиваться» под их желания. Такие подростки часто находят себе группу сверстников, к желаниям которой они начинают «подстраиваться», полностью подчиняясь требованиям группы, так же как ранее подчинялись требованиям взрослых.

Несмотря на указанные формы утверждения взрослости и связанные с ними проблемы, возникающие между подростком  и взрослыми, этот возраст в целом характеризуется еще как достаточно благоприятный для взаимоотношений взрослых и детей. Школьники открыты по отношению к взрослым, в основном доверяют им и, несмотря на все более усиливающееся значение общения со сверстниками, продолжают в основном ориентироваться на взрослых, на их нормы и ценности. Они готовы принять предлагаемые взрослыми формы утверждения своей взрослости и самостоятельности. То новое, что возникает в этот период, — требование равенства прав со взрослым — охотно обсуждается с теми взрослыми, которым подростки доверяют, и может осуществляться в тесном сотрудничестве со взрослыми, от которых подростки ждут и предоставления этих прав, и подтверждения своего права владеть ими.

Первое, на что в связи с этим следует обратить внимание - это особенности позиции родителей по отношению к детям. Родители могут быть склонны к проявлению одной из двух крайностей. В соответствии с первой из них они окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана "от бога" (на худой конец - от природы), и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения по хорошо всем известному, но далеко не всегда приемлемому принципу "Делай, как я".

Вторая крайность состоит в том, что родители начинают (чем дальше, тем больше) попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся "не отстать от молодежи"; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения

Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически-снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности. В этом случае родителям стоит обратить внимание на необходимость пересмотра их взглядов на вопросы власти и авторитета во взаимоотношениях с взрослеющими детьми, а именно - снижение роли власти и повышение роли авторитета.

Родителям будет полезно знать, что психологи различают три вида авторитета. Так называемый формальный авторитет порождается социальной ролью человека. Подобной формой авторитета взрослые еще недавно были наделены с избытком, ибо он является естественным содержанием таких социально-ролевых взаимоотношений, как Взрослый-Дитя, Родитель-Ребенок, Учитель- Ученик, с наступлением юности подобная авторитетность начинает уменьшаться прямо пропорционально накоплению младшими опыта и знаний, их стремительному продвижению по лестнице социализации.

Второй вид авторитета, более глубокий и действенный. А именно - функциональный, опирающийся на эрудицию, компетенцию, опыт, знания и успешность в деятельности. Прежде всего, этот авторитет нужен родителям и учителям, поскольку первые, по мнению некоторых юношей и девушек, "сильно отстают от жизни", а вторые "дальше своего предмета ничего не видят".

Третьим, высшим видом авторитета – является личный авторитет, который помогает взаимоотношениям взрослых с подростком, которое должно основываться на стремлении к сотрудничеству и избегании конфликтов.

Таким образом, зная и учитывая в воспитании эти особенности развития подростков педагоги и родители получают возможность активно формировать их нравственное и физическое развитие, предоставляя возможность самосовершенствования и личностного роста.

Список литературы

  1. Zili Sloboda, Susan L. David (USA, National Institute on Drug Abuse)// Профилактика злоупотребления наркотиками среди детей и подростков – Городской Координационный центр профилактики наркомании, Служба профилактики наркомании при Центре по работе с детьми, подростками и молодежью С-Петербурга, Санкт-Петербург, 2010.
  2. Березина, К.С. Лисецкий, И.Б. Орешникова// Предупреждение подростковой и юношеской наркомании – Издательство института психотерапии, Москва, 2009.
  3. Божович Л.И. //Личность и ее формирование в детском возрасте: (Психологические исследование). – Москва, 1986.
  4. Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М, Титова О.А., Речнов Д.Д., Бережная М.А., Немшева Л.В., Антонова А.И., Соболева Е.С.// Сборник методических рекомендаций по организации системы профилактики наркотической зависимости у подростков и молодежи на основе территориальной модели – Служба профилактики наркомании при Центре по работе с детьми, подростками и молодежью С-Петербурга, Санкт-Петербург, 2000.
  5. Райс Ф.//Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.) – СПб. 1999.
  6. Рубинштейн С.Л.//Проблемы общей психологии. – Москва, 1976.
  7. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту// Под ред. И.В. Дубровиной – Москва, 1987.