Организация деятельности ПМПК

Юлия Владимировна Пенькова

ПМПК – организация, в составе которой работают специалисты разных направлений для различных нозологий (нарушений развития): учителя-дефектологи (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, детский психиатр, педиатр, офтальмолог, невролог, ортопед, оториноларинголог, социальный педагог.

Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.


/*-->*/ /*-->*/

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pmpk_.ppt180.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация деятельности Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Слайд 2

Состав ПМПК Председатель ПМПК Учителя-дефектологи Педагог- психолог Социальный педагог Врачи: детский психиатр невролог педиатр ортопед офтальмолог отоларинголог Учитель-логопед

Слайд 3

Современная нормативная и правовая база ПМПК: 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2) Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации (приказ Минобрнауки РФ от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»). 3) Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013г. No 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Слайд 4

Цель ПМПК- выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Слайд 5

Специальные условия включают в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения; предоставление услуг ассистента (помощника), услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания образовательных учреждений; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Слайд 6

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. No 273 «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. No 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. No1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. No 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. No 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. No 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. No 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования (с изменениями 2015г.)». Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. No1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. No 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

Слайд 7

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. No 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. No 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. No 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. No 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. No 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. No 413». Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. No 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. No 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд 8

Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. No 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности». Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. No 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам». Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. No 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. No 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010г. No 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». Постановление главного государственного санитарного врача РФ No 26 от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 No 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40650)

Слайд 9

Ч. 3 ст. 55 ФЭ-273 определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП - только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. ПМПК устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания. При выводе о наличии особенностей развития, квалифицируемых как ОВЗ, ребенку рекомендуется обучение по адаптированной программе, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений. Частью 16 статьи 2 ФЗ-27Э впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 10

В заключении ПМПК отражается: 1) определение образовательной программы. Вопрос о повторном обучении решается в образовательной организации, а не в ПМПК. Вид АООП определяется в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами). Для уровня НОО выделены варианты, отражающие сложность рекомендуемой образовательной программы.

Слайд 11

Первый вариант АООП Ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. При необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в части программы коррекционной работы, в ходе внеурочной работы. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации, ПМПК обозначает лишь основные его направления.

Слайд 12

Второй вариант АООП Уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся обозначенные во ФГОС и АООП. Программа коррекционной работы предполагает оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи силами специалистов, имеющихся в образовательной организации или же включенных в сетевое взаимодействие.

Слайд 13

Третий, четвёртый вариант АООП Программы имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах. Ребёнок получает образование по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК.

Слайд 14

Специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию, однако должны проинформировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в образовательных организациях, находящихся на определенной территории.

Слайд 15

2) Форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия. ПМПК же определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование. 3) Форма получения образования. 4) Обеспечение архитектурной доступности. 5) Получение услуг ассистента (помощника). Ассистент (помощник) не является педагогическим работником, к его уровню образования не предъявляются требования по наличию профессионального образования. Роль ассистента (помощника) могут выполнять родители ребенка (может быть рекомендовано и при отсутствии инвалидности). 6) Получение услуг тьютора. Тьютор является педагогическим работником, участвует в реализации АООП, осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса. 7) Специальные технические средства обучения. 8) Специальные учебники и дидактические пособия. 9) Другие специальные условия. 10) Особые условия прохождения государственной итоговой аттестации. 11) Рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов.

Слайд 16

Заключение ПМПК, подготовленное для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. Информация является конфиденциальной. Предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания условий для обучения и воспитания ребенка. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.

Слайд 17

Спасибо за внимание!