Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Юлия Владимировна Пенькова

Государственная итоговая аттестация (ГИА) – основной обязательный экзамен в Российской Федерации для обучающихся освоивших образовательные программы основного общего, среднего общего образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, обучающиеся по общеобразовательным программам, сталкиваются с итоговыми испытаниями наравне со своими сверстниками.

На сегодняшний день актуальной проблемой в процессе школьного обучения является формирование психологической готовности обучающихся к прохождению ГИА. Важность данной проблемы определена тем, что в процессе подготовки и прохождения ГИА у обучающихся возникают определённые психологические трудности, которые могут повлиять на результаты экзаменов и, следовательно, на успешную организацию жизненных планов. Особую категорию обучающихся составляют дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Цель психолого-педагогического сопровождения ГИА: организация психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию обучающегося.

Задачи психолого-педагогического сопровождения выпускников:

1.Ознакомление с основными понятиями экзамена, формами ГИА, процедурой проведения; формирование адекватного реалистичного мнения о ГИА.

2.Помощь выпускникам в решении актуальных задач развития, социализации: учебные трудности, выбор образовательного и профессионального маршрута.

3. Развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у обучающихся; формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

4. Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическое сопровождение

     обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к  государственной итоговой аттестации (ГИА)

            Государственная итоговая аттестация (ГИА) – основной обязательный экзамен в Российской Федерации для обучающихся освоивших образовательные программы основного общего, среднего общего образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, обучающиеся по общеобразовательным программам, сталкиваются с итоговыми испытаниями наравне со своими сверстниками.

            Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья? Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года No 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Следовательно, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК. После получения соответствующего заключения ПМПК ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и определяет, какие экзамены он будет сдавать, и в каком формате (ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ). Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 No1400).

            На сегодняшний день актуальной проблемой в процессе школьного обучения является формирование психологической готовности обучающихся к прохождению ГИА.  Важность данной проблемы определена тем, что в процессе подготовки и прохождения ГИА у обучающихся возникают определённые психологические трудности,   которые могут повлиять на результаты экзаменов и, следовательно, на успешную организацию жизненных планов.  Особую категорию обучающихся составляют дети-инвалиды, дети с ОВЗ.  Разные группы обучающихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от индивидуальных особенностей познавательной, эмоциональной, волевой и личностной сфер. Во время подготовки к ГИА школьники испытывают колоссальную интеллектуальную и психологическую нагрузку, испытывают страх перед экзаменами. Это ведёт к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли, расстройство ЖКТ), обострению хронических заболеваний на фоне стресса, что сказывается на стрессоустойчивости. Недостатки здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов уменьшают стрессоустойчивость, часто ограничивают продуктивность совладающего поведения. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в пристальном внимании, отношении, подходе, организации специальных условий.

    По этой причине  возникает потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в период подготовки к экзаменам.

            Цель психолого-педагогического сопровождения ГИА: организация психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию обучающегося.

            Задачи психолого-педагогического сопровождения выпускников:

    1.  Ознакомление с основными понятиями экзамена, формами ГИА, процедурой проведения; формирование адекватного реалистичного мнения о ГИА.
    2.  Помощь выпускникам в решении актуальных задач развития, социализации: учебные трудности, выбор образовательного и профессионального маршрута.

    3. Развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у обучающихся; формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

    4. Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.

    Готовность выпускников к сдаче  ГИА  понимается  как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.

    По мнению А.В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств ''… психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.''

            Для успешного прохождения ГИА выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения, правильное распределение времени и т. д.

    Какие бывают трудности у обучающихся при подготовке к ГИА.

    Трудности, с которыми выпускники сталкиваются при подготовке к экзаменам: Когнитивные - представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенности развития мнемических процессов, логического мышления.

     Психологическая работа направлена на развитие основных психических функций и обучение эффективной работы во время проведения экзамена.

    Процессуальные - отсутствие полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов.

     Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, консультирование выпускников по вопросам сдачи экзаменов, проведение индивидуальных и групповых занятий, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей.

    Личностные - связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная стабильность, организованность работы, уровень тревожности и т. п.

     Работа по преодолению личностных трудностей заключается в проведении обучающихся психопрофилактических занятий по обучению навыкам саморегуляции, релаксации, дыхательных психотехник, способствующих снижению психологической напряжённости во время сдачи ГИА.

            Психолого-педагогическое сопровождение  выпускников

    включает 5 направлений:

    Диагностическое направление.

    Цель: выявление уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем составляющим: познавательный компонент (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы), личностный компонент (тревожность), процессуальный компонент (знакомство с процедурой ГИА).

            Проведение диагностического исследования:

    1) Учебная мотивация.

    2) Диагностика уровня усвоения знаний.

    3) Анкета «Готовность к ЕГЭ».

    4) Диагностика нервно-психической устойчивости и уровня тревожности обучающихся.

    Психокоррекционное  и развивающее направление.

    Цель: помощь в решении психолого-педагогических проблем конкретных обучающихся.

            В рамках данной работы происходит формирование минигрупп обучающихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА, планирование занятий с ними; проведение цикла занятий в форме психологических тренингов для обучающихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности,  нервно-мышечного напряжения проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции. Во время занятий обсуждаются вопросы: как организовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить расписание дополнительных занятий, разработать индивидуальный режим дня, как организовать день накануне экзамена,    привести в порядок свои мысли, настроиться на успех, выбрать стратегию поведения на экзамене, использовать полученную информацию, полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА.

    Консультирование участников образовательного процесса  по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

    Цель: оказание психологической помощи и поддержки субъектам ГИА, обучение их навыкам саморегуляции. Педагогом-психологом проводятся групповые и индивидуальные консультации по вопросам организации подготовки к экзаменам обучающихся,  создания комфортной психологической обстановки.

    Профилактическая (просветительская) работа.

    Цель: проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ГИА.  При осуществлении данного направления проводятся семинары для учителей-предметников,  тренинги, родительские собрания.

    Организационно-методическая работа.

    Цель: подбор и разработка тестов, методик, анкет, коррекционно-развивающих занятий, разработка методических рекомендаций по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации  для обучающихся, учителей и родителей.

            Организация психолого-педагогической помощи  способствует повышению уровня информированности, психологической подготовленности  обучающихся, родителей, педагогов в режиме подготовки и проведения ЕГЭ, ГВЭ. Психолого-педагогическое сопровождение позволит обучающимся избежать излишней обеспокоенности, повысить эффективность запоминания, развить навыки логического мышления и регуляции собственного психоэмоционального состояния. В процессе психокоррекционной работы у подростков снижается уровень предэкзаменационной тревожности, возрастает уверенность в собственных силах.

    Литература

    Чаловка С.В. Психологическое сопровождение итоговой аттестации учащихся 9-11 классов: Метод, рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений и профилактических центров / С.В. Чаловка, О.С. Гришанова. – Саратов, 2008.

    Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). — М.: Генезис, 2004.

    Чибисова, М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями. / М. Ю. Чибисова. – М.: Генезис, 2009.

    Готовимся к ЕГЭ: стратегии работы с детьми групп риска [электронный ресурс]: Первый психологический портал г. Пятигорска. URL: http://5psy.ru/obrazovanie/gotovimsya-k-ege-strategii-raboti-s-detmi-grupp- riska.html

    https://irorb.ru/files/kafedri/psy/Halikova_Shafigullina_psyped_soprovozhd_uchenikov_EGE.pdf

    https://infourok.ru/rekomendacii-pedagogam-po-psihologicheskoy-podgotovke-k-ege-vipusknikov-1443966.html