ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

Злотникова Елена Анатольевна
 

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.       (А.А. Бодалёв)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obshchenie.ppt695 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «СЕМИЦВЕТИК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ Выполнила: Злотникова Елена Анатольевна

Слайд 2

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности (А.А. Бодалёв)

Слайд 3

Общение включает в себя: - коммуникацию (обмен информацией); - интеракцию (обмен действиями); - социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Слайд 4

Классификации сторон общения В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения: коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами; интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями); перцептивная (межличностная перцепция): процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания

Слайд 5

По характеру общение разделяют на: продуктивное (творческое); непродуктивное (формальное) По направленности : - гуманистическое; - манипулятивное По формам проявления : - непосредственное и опосредованное; формальное и неформальное По степени искренности : открытое; закрытое По сферам деятельности: деловое; семейное; спортивное

Слайд 6

Функции общения Функции по целям общения: контактная - установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи; информационная - приём и передача сообщений в ответ на запрос; побудительная - целевая стимуляция активности; координационная - взаимная координация и согласованность в совместной деятельности; функция понимания - адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом; эмотивная - обмен эмоциями; функция установления отношений - фиксация своего места в социуме; функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера

Слайд 7

Виды общения В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения: материальное общение - обмен предметами или продуктами деятельности; когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения; кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения; мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение); деятельностное общение - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания

Слайд 8

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды: контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение; формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности; манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника

Слайд 9

Средства общения 1. Вербальные (речевые) 2. Паравербальные : - фонационные - темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э , м-м ), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков; - кинетические - жесты, поза, мимика говорящего; - графические - особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв и другие. 3. Невербальные без помощи речевых и языковых средств –мимика, жестикуляция, язык тела, проксемика

Слайд 10

Составные элементы общения : - сообщение; - разговор; - раппорт; - точка зрения; - комплименты; - интересы; - языковая личность

Слайд 11

ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Виды взаимодействия Все виды разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт): 1) кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи; 2) конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами)

Слайд 12

Каждый акт общения представляет собой набор следующих элементов: - деятель; другой человек - тот, на кого направлено действие; ответная реакция другого на действия деятеля; мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности; система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека; нормы, по которым организуется взаимодействие; ценности, которые принимает каждый участник; ситуация, в которой совершается действие

Слайд 13

Виды взаимодействий

Слайд 14

Общение как деятельность Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении люди делают достоянием друг друга то, что чем сами они обладают. В результате общения знания, умения, и навыки одного человека становятся общими для многих людей

Слайд 15

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение. Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой

Слайд 16

Спасибо за внимание!