Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития

Якимова О.А.

Из опыта работы специалистов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» города Чебоксары Чувашской Республики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.yakimova_o.a.docx71.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

с задержкой психического развития»

(Из опыта работы специалистов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» города Чебоксары Чувашской Республики)

подготовила педагог-психолог

Якимова О.А.

На протяжении 11 лет  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 19» города Чебоксары Чувашской Республики является стажировочной площадкой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития в условиях интеграции и инклюзии.

Обучающиеся поступают в классы для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (с ОВЗ с ЗПР) по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) города Чебоксары.

Педагогический коллектив стремится содействовать психическому и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями с учётом их основных особенностей, коррекции имеющихся у них недостатков.

Работа строится по следующим направлениям:

  • Индивидуальное сопровождение каждого ребенка.
  • Диагностические и мониторинговые исследования.
  • Коррекционно-развивающая работа.
  • Работа с семьями учащихся.
  • Организационно-методическая и внеклассная работа.

Представленная ниже схема отражает службу психолого-педагогического сопровождения.

Педагоги-специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог) реализуют авторскую коррекционно-развивающую программу «Комплексная программа взаимодействия специалистов по коррекции эмоционально-волевой сферы, когнитивных процессов и речи» (программа принимала участие в IV Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», где стала лауреатом и получила гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России»  для использования в образовательных учреждениях).

Процесс организации занятий по данной программе предусматривает деление класса на три подгруппы и одновременную работу специалистов по одной лексической теме. В течение часа учащиеся каждой подгруппы посещают три коррекционно-развивающих занятия: педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда по системе «вертушки». При этом каждый специалист на единой лексической теме реализует задачи своего профиля: педагог-психолог – коррекцию поведения, эмоционально-волевой сферы, общения посредством технологий сказкотерапии, видеотренинга, арт-терапии; учитель-логопед – коррекцию устной и письменной речи посредством технологий ИКТ; учитель-дефектолог – коррекцию познавательных процессов, трудностей обучения средствами театрализованной деятельности. Это позволяет добиться наиболее положительного эффекта. Дети усваивают тему у каждого специалиста с помощью разных технологий: «Сказкотерапия», «Игротерапия», «Арттерапия», «Песочная терапия», «ИКТ», «Здоровьесберегающие технологии». Результаты работы учащихся  отражаются в портфолио индивидуального сопровождения, которые ведутся с 1 класса всеми педагогами, работающими с ребенком.

Большое место занимают внеурочные  развивающие мероприятия которые проводят  специалисты совместно с классными руководителями и детьми. Они направленны на развитие толерантности, сплочение детского коллектива,  обучение правилам безопасности:

  1. Игра по станциям «Колесо безопасности», где  учащиеся не только вспоминают и закрепляют знания ПДД, но также каждое задание составляется с учетом возрастных особенностей и способствует развитию познавательной, эмоциональной  сфер,  сплочение детского коллектива.
  2. Неделя толерантности, где проводятся  тематические классные часы, занятия с учащимися, конкурсы рисунков, сочинений, игры по станциям, тренинги. Выпускаются стенгазеты от классов  и многое другое.
  3. Неделя психологии, логопедии, дефектологии, где проводятся открытые групповые и подгрупповые занятия по коррекции когнитивных процессов, коррекции ЭВС «Волшебные средства понимания», «Адаптация учащихся первого класса к школе»; занятия по постановке и дифференциации звуков, открытые групповые занятия «Правописание приставок»; психологические тренинги «Один в поле не воин», «Класс глазами каждого»; олимпиады по логопедии «Логолимпик», олимпиады по психологии «Психология и Я»; олимпиады по дефектологии «Хочу всё знать!». А также  консультирование родителей.
  4. Неделя технологии и профориентации, где педагог-психолог и учитель технологии проводят  открытые уроки по профориентации «Я и мир профессий», «Дело мастера боится», «Марафон профессий»; анкетирование  профессионального самоопределения; консультации по итогам диагностики; проводят увлекательные экскурсии  в профессиональные ВУЗы.
  5. Изюминкой психолого-педагогического сопровождения учащихся

с ОВЗ с ЗПР является «Фестиваль сказок», который проводится с целью приобщения детей, имеющих особые образовательные потребности к театральному искусству, формирования эстетического вкуса, содействия интеллектуальному и творческому самовыражению школьников.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Так,  в 2017-2018 учебном году МБОУ «СОШ № 19» города Чебоксары и БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии, положили начало развитию отношений поддержки и сотрудничества между школами по обмену опытом   в театральной деятельности.

 Также проводятся семейные олимпиады, туристические семейные слеты, экскурсии по городам и музеям.

Применение разных технологий и мероприятий внеурочной деятельности позволяют добиться успехов в адаптации детей к школе, в учебной деятельности, в самореализации, социализации и профориентации  личности ребенка. Для обучающихся это:

  • опыт самостоятельной деятельности;
  • приобретение новых источников информации;
  • способность работать в команде, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы;
  • расширение предметных, метапредметных, личностных компетентностей;
  • рефлексия, анализ деятельности, способность планировать.

Включаясь в образовательное и воспитательное пространство во внеурочной деятельности, родители приобретают опыт в воспитании детей с ОВЗ и адекватное восприятие его возможностей и способностей. Становится более тесной взаимосвязь родитель-педагог-ребенок, более доверительные отношения и заинтересованность в обратной связи воспитания детей.

Успешность школы зависит от успешности каждого участника образовательного процесса: ученика, педагога, родителя.