Психолого-педагогическая профилактика дезадаптации детей и подростков с девиантным поведением

Преображенская Галина Анатольевна

Чтобы предотвратить рост девиантного поведения среди детей и подростков требуются подходы, сочетающие меры превенции (предупреждение, психопрофилактика) и интервенции (преодоление, коррекция, реабилитация) девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическая профилактика

дезадаптации детей и подростков с девиантным поведением»

Чтобы предотвратить рост девиантного поведения среди детей и подростков требуются подходы, сочетающие меры превенции (предупреждение, психопрофи-лактика) и интервенции (преодоление, коррекция, реабилитация) девиантного поведения.

 Девиантное поведение - совершение поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам и стандартам социального поведения.

Девиантное поведение по своей природе — сложное социальное и психологическое явление.

Цели психолого-педагогической профилакти-ки отклоняющегося поведения личности – 

  • достижение позитивных поведенческих и   личностных изменений;
  • нейтрализация проявлений девиаций и деликтов.

Задачи психолого-педагогического воздей-ствия:

  • устранить социально неприемлемые поведенческие репертуары;
  • ослабить неадекватное поведение;
  • усилить адаптивное поведение за счет расширения ресурсов личности;
  • нейтрализовать антисоциальные установки, ценности, мотивы, стереотипы поведения;
  • способствовать формированию конструк-тивной мотивации;
  • развивать эффективные социальные навыки;
  • сформировать желание изменить себя и свою жизнь;
  • способствовать формированию навыков самостоятельного планирования жизни;
  • развивать саморегуляцию, повышать стрессоустойчивость.

Причины и факторы девиантного поведения:

1.Отягащенная наследственность.

2.Особенности физического развития.

3.Функциональное состояние организма (утом-ление, тепловое напряжение, водное истощение; эмоциональные, экстремальные, реактивные, по-граничные, патологические, измененные состоя-ния сознания).

4.Психические и психофизиологические рас-стройства (расстройства настроения; легкие эмо-циональные повреждения; выраженные эмоцио-нальные нарушения).

5.Личностные особенности (конфликтность, не сформированность моральных норм и психичес-ких процессов, искаженная система ценностей).

6. Зависимость подростка от требований, норм и ценностей асоциальной референтной группы.

7. Преобладание негативных эмоций (тревоги, злости, раздражительности и др.).

8. Компенсаторные механизмы (самоутвержде-ние, протестные реакции и прочее).

9. Возрастные кризисы развития.

10.Неблагополучная семья (отвержение, конфлик-ты с родителями, сочетание неправильного разви-тия личности и неблагоприятной ситуации; неаде-кватные средства воспитательных воздействий).

11. Неудовлетворительные условия проживания, экономического положения семьи.

12.Дефекты формирования правового и нравст-венного сознания.

13.Отставание в учебе, хроническая  учебная неуспеваемость.

14.Пренебрежение со стороны сверстников.

15. Стрессовые жизненные ситуации.

16.Примеры насилия, жестокости, безнаказан-ности.

17.Распад институтов общественного воспитания.

18.Изменение общественных установок.

19. Воспитание в условиях иной культуры.

20. Влияние СМИ.

Стратегии психолого-педагогического взаимодействия с девиантными подростками:

  • Создание творческой, мирной и дружелюбной обстановки в процессе взаимодействия.
  • Установление доверительных, партнер-ских отношений подростка с взрослыми, сверстниками.
  • Поддержка ребенка, повышение его самоуважения.
  • Сохранение внутренней свободы подростка в процессе общения.
  • Определение культуры справедливости и конструктивной заботливости.
  • Побуждение к самостоятельному мыш-лению. Поощрение автономии, самостоя-тельного поиска ребенком альтернативных вариантов и прорабатывания путей решения проблем.
  • Научение новым методам мышления и поведения.
  • Избегание решения проблем за подростка.
  • Трансляция взрослым модели спокой-ного поведения адекватного ситуации.
  • Установление пределов допустимого.
  • Создание условий успеха у подростка в  его интеллектуальной, коммуникативной состоятельности, деятельности.
  • Оказание помощи в поисках идентично-сти и самораскрытии (побуждение к само-познанию: «Кто Я?», «стать самим собой»)

Избегание субъективных оценок.

Формы и методы профилактической работы с девиантными подростками:

  1. Организация социальной среды (создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению).
  2. Информирование (воздействие на личность с использованием примеров из жизни, литературных источников, научных данных, опыт других людей, с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений).
  3. Активное обучение социально-важным навыкам (социальные пробы, репетиция поведения, освоение ребенком различных конкретных действий).
  4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
  5. Воспитание культуры и навыков здорового образа жизни.
  6. Активизация личностных ресурсов.
  7. Минимизация негативных послед-ствий девиантного поведения.
  8. Анализ случившейся ситуации.
  9. Анализ последствий и эффективности различных путей решения проблемы.
  10. Убеждение.
  11. Эмоциональное заражение настроением.
  12. Отреагирование неконструктивных эмо-ций в форме смеха, слез, выговаривания, активных действий – постучать, нарисовать.
  13. Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Целеполагание (позитивный настрой на поиск новых жизненных целей смыслов).

Приемы воздействия на подростков в экстренной ситуации:
Прием 1. Минимизация внимания (на уроке).
Игнорируйте демонстративное поведение. Установите зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ребенка. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».
Прием 2. Парадоксальная инструкция (или разрешающее поведение).
Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку подростка. Предложите продолжить подростку то, что он делает (например, стучать заданное количество раз).
Прием 3. Поступайте неожиданно!

Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Временно прекратите говорить.

Прием 4. Отвлеките ребенка.
Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.
Прием 5. Обращайте внимание на хорошее поведение. Благодарите.
Прием 6. Пересаживайте подростков (на уроке).
Просите ребенка сесть на другое место. Просите ребенка сесть на «Стул размышлений».

Прием 7.Метафора. 

Используйте аналогии, образы, сказки, притчи, пословицы, поговорки.

Прием 8. Осознание.

Проговаривание ребенком своего некрасивого поведения, но только не в момент самой выходки, а несколько позже.

                                                                   

Материал составила  педагог-психолог Преображенская Г.А.