"Одаренные дети, психолого-педагогическая поддержка одарённых детей": Семинар-тренинг
"Одаренные дети, психолого-педагогическая поддержка одарённых детей": Семинар-тренинг для педагогов ДОО призван актуализировать и углубить знания об одаренности, видах одаренности и особенностях одаренных детей, а также мотивировать педагогов ДОО на работу с этой категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-тренинг | 65.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные дети, психолого-педагогическая поддержка одарённых детей
Семинар-тренинг
Цель: Актуализация знаний по теме «Одаренные дети, психолого-педагогическая поддержка одарённых детей в ДОО».
Задачи:
- Определить установки педагогов на одаренных детей с помощью анкеты «Незаконченные предложения»
- Актуализировать и углубить знания об одаренности, видах одаренности, особенностях одаренных детей.
- Мотивировать педагогов на работу с этой категорией детей.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, компьютерная презентация, бланки анкеты, распечатки заданий.
Содержание занятия
- Упражнение «Здравствуйте!». Целью данного упражнения является создание настроя на работу.
Участники сидят в кругу на стульях, ведущий сидит напротив. Сейчас я буду с вами здороваться, но не со всеми сразу. Те, с кем я поздороваюсь, должны встать и сказать: «Здравствуйте!», после этого все остальные будут махать руками ему в ответ. «Те, кто еще не отогрелся после улицы, здравствуйте!», «Те, кто сейчас немного волнуется. Здравствуйте!», «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто ждет не дождется, когда их дети окончат школу, здравствуйте!», «Те, кто хочет с нами сотрудничать, здравствуйте!», «Те, кто имеет опыт работы с одаренными детьми, здравствуйте!» и др.
- Блиц-опрос с помощью анкеты «Незаконченные предложения» (обработка проводится на занятии). Цель: выяснить установки педагогов на одаренных детей.
Инструкция к анкете: «Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в опросе, прочитать эти предложения и закончить их».
- Талантливых детей нужно…
- Одаренным я считаю ребенка…
- Одаренный ребенок может рассчитывать…
- У талантливого ребенка должно быть…
- Если в детском саду появится талантливый ребенок…
- С одаренными детьми…
Ведущий говорит: «Отвечая на вопросы анкеты, вы думали об этих детях. Какой вывод можно сделать после такой работы?» (ответы: Одаренный ребенок требует повышенного внимания взрослых людей). Да, действительно, каждому ребёнку необходима поддержка и забота взрослого, и главная задача педагога – разглядеть уникальность каждого ребёнка».
В психологической литературе одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
По статистике: одаренные дети составляют от 7 до 20% от общего количества детей; в России примерно 7% одаренных детей; 30% - «потенциально одаренных детей».
- Мозговой штурм «Тезаурус» (подгрупповая работа).
Сейчас мы с вами проведем «мозговой штурм». У вас на столах лежат листочки с вопросами:
____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
Каждая подгруппа (3 – 4 подгруппы в зависимости от числа участников по 4 – 5 человек в подгруппе) получает лист с заданием, необходимо вписать правильный ответ.
Что такое тезаурус? Это словарь. Сейчас мы уточним некоторые понятия, относящиеся к теме нашего занятия. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие: задатки способностей, способности, талант и одаренность.
Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.
Можно сказать, что одаренность – это потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
- Упражнение «Ромашка».
Целью данного упражнения является поддержание работоспособности участников.
Инструкция: "Ставим 5 – 6 стульев в центре и 5 – 6 стульев во внешнем круге – "лепестки", во внутреннем круге «сердцевина ромашки» Участники рассаживаются по стульям.
Задание 1 – участники говорят друг другу: "что я вижу в тебе? (одежду, прическу, улыбку и т. п.). "Лепестки" меняются местами.
Задание 2 – участники попарно пытаются догадаться и рассказать друг другу, "каким ты был в детстве?" и ответить, насколько верна догадка. "Лепестки" меняются местами.
Задание 3 – участники попарно пытаются ответить "что между нами общего?"
Задание 4 – участники пытаются определить " мы похожи друг на друга: в интересах, характере, поведении и т. п.".
Если это упражнение мы перенесём на работу с родителями детей с одаренными детьми, то заметим, что многих родителей будут объединять общие проблемы. А если есть проблемы, то им будет легче искать выходы из этих проблем. Также родителям будет легче найти контакт друг с другом, поделиться опытом, принять поддержку, и понять, что не только у них есть проблемы с ребенком.
5.Информация «Критерии, виды, основные признаки и этапы детской одаренности»
К критериям выделения и систематизации одаренности детей, дающим возможность точнее распознать одаренного ребенка, относятся:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
- Степень сформированности
- Форма проявлений
- Широта проявлений в различных видах деятельности
- Особенности возрастного развития.
Существуют различные классификации видов одаренности.
1. По широте проявления – общая и специальная.
2. По типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская), музыкальная и т.д.
По степени сформированности – актуальная и потенциальная;
По возрастным особенностям – ранняя и поздняя;
По форме проявления – явная и скрытая.
Различают одарённость с гармоничным типом течения или с дисгармоничным типом развития. Гармоническое развитие чаще характерно для детей с общей одаренностью, а дисгармоничное – для детей со специальной одаренностью. При дисгармоническом типе развития одаренности происходит максимально интенсивное становление одних сторон психики при задержке в развитии других, чаще всего бытовых, коммуникативных, социальных навыков. Возможна деформация самой личности ребенка за счет завышенной самооценки, снижения мотивации к тем видам деятельности, которые не совпадают с приоритетными интересами ребенка. Таким образом, может быть нарушена полнота и целостность психического развития. У детей с общей одаренностью дисгармоничный тип развития наблюдается значительно реже и возникает, в основном, под влиянием ошибок в их воспитании.
Основными признаками детской одаренности считаются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления (креативность); высокая мотивация.
Одаренный ребенок обычно выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.
Одаренность не может сводиться только к критерию достижений. К талантливым можно отнести тех, кто был выявлен на основе специальных тестов и методик.
Способности можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности.
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Все одаренные дети отличаются друг от друга, поэтому важно соблюдать принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.
В дошкольном детстве различают разные ступени способностей.
Каждая ступень – это возможность для развития воспитанника ДОУ.
Существует несколько этапов развития одаренности.
На первом этапе речь идет о детях 2 – 3 лет, дети накапливают эстетические переживания, настроения, эмоции. Искусство должно сопровождать развитие ребенка.
На втором этапе (3 – 4 года) – происходит погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала проявляются в том, что ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, поэтому детям необходимо предоставлять широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
На третьем этапе (4 – 5 лет) – появляются интерес, желание, творческий поиск. В это время важно поддержать ребенка, помочь ему определиться. Уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
На четвертом этапе (5 – 6 лет) уже ярко проявляется природный потенциал. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
На пятом этап (6 – 7 лет) происходит явное проявление одаренности. Ребенок делает первые шаги в мир профессионального искусства. У отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника. это подготовительная к школе группа. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.
6. Упражнение «Розовые очки»
Цель: поддержание работоспособности, осознание необходимости положительных, оптимистических умений для повседневной жизни.
Используются реальные или воображаемые розовые очки, которые пропускают только положительные впечатления. Участникам предлагается рассказать о чём-либо.
Инструкция: «Если вы наденете розовые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть – оно будет перекрашено в розовый цвет. Расскажите, пожалуйста, о….
- Об адаптации детей к ДОО
- О дорогах нашего города
- О здравоохранении
Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются.
- Информация «Особенности одаренных детей»
У одаренного ребенка максимально выражены процессы саморазвития, поэтому он нередко оказывает «психологическое сопротивление» обучающим воздействиям взрослого, выраженным в прямой дидактической форме. Оно проявляется или в нарушении правил поведения, или в рассеянности внимания, своеобразной самоизоляции в обучающей ситуации. По сути, одаренный ребенок учится по собственной программе, а программу взрослого принимает только в той степени, в которой она совпадает с его программой.
Ядром одаренности является не высокий уровень интеллекта сам по себе, а способность к творческой деятельности. Умственные способности (хорошая память, сообразительность, высокая концентрация внимания, интеллектуальная мобильность) далеко не всегда приводят к проявлениям творчества и креативности.
Способность создавать нестандартные идеи, видеть необычное в обычном, «перешагивать» стереотипы и не замечать трудностей – все это ориентирует направленность деятельности одаренного ребенка в будущее, неизвестное.
Наблюдая у ребенка проявления одаренности, взрослые нередко немедленно ждут от него высоких результатов и быстрого темпа освоения содержания обучения. Однако многих одаренных детей, особенно с общей одаренностью, характеризует неравномерность темпа обучения.
Периоды, когда они быстро продвигаются в каком-либо деле и достигают высоких результатов, сменяются периодами своеобразного «затишья», когда дети могут не только ничем не отличаться от сверстников, но и показывать более низкие, чем у них, результаты. Происходит своеобразное накопление факторов развития, в том числе информации, что порождает новый уровень психической активности. На этой основе опять происходит скачок в развитии.
Многое в развитии одаренных детей появляется как будто неожиданно для взрослого: они вдруг начинают читать, пропуская этап слогового чтения; вдруг начинают играть на музыкальном инструменте с листа, а за некоторое время до этого момента ошибались в названии нот.
В целом, одаренность необходимо отличать от обученности, которая предполагает определенный уровень освоения знаний и сформированности умений и навыков.
Обученность – это следствие воздействия на ребенка социальной среды, что, конечно, способствует развитию способностей, но не является показателем одаренности из-за специфического отношения ребенка к процессу обучения, организованного взрослым.
Классификация типов одаренности по основанию «вид предпочитаемой деятельности» позволяет выделить в ее структуре 4 вида одаренности: академическая, творческая, психомоторная и коммуникативная одаренность.
- Групповая работа «Проявления одарённости».
Работа проводится по подгруппам (4 – 5 человек). Каждая подгруппа получает таблицу с видами одаренности и её составляющими. Задание на 10 минут: заполнить столбец «Проявления одарённости» в предложенном бланке, подготовить презентацию результатов от группы.
Виды одаренности | Составляющие | Проявления одарённости |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | |
Способности к обучению | ||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | |
Вокальная одаренность | ||
Литературная одаренность | ||
Артистическая одаренность | ||
Конструкторская одаренность | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | |
Хореографическая одаренность | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | |
Лидерская одаренность |
После выступлений представителей от групп, подводятся итоги. Ведущий зачитывает то, что записано в третьем столбце, участники занятия сравнивают свои ответы с этой информацией, проверяют себя.
Таблица с результатами.
Виды одаренности | Составляющие | Проявления одарённости |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Выводы по итогам групповой работы:
Задача по выявлению одаренных детей является трудной для педагога и педагога-психолога, т.к. в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически. Одаренность часто проявляется в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Кроме того, дети, склонные к высоким достижениям, могут и не проявлять их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из областей деятельности или в их сочетании.
Методы и методики диагностики одаренности зависят от возраста дошкольников. В отношении детей 3 – 4 лет используют метод стандартизированного наблюдения и экспертных оценок проявлений детского развития родителями и педагогами.
С 4 лет можно добавить метод проблемных ситуаций игрового или предметно-практического характера, создающий условий для проявлений одаренности в результатах деятельности.
С 5 лет предполагается также проведение психологической диагностики, направленной на выявление интегративных качеств интеллектуального развития, в своей основе имеющих показатель креативности, а также эмпатию и эмоциональность.
Ведущий предлагает результаты анкеты «Незаконченные предложения»
1. Талантливых детей нужно…
- поощрять – 6 (поощрять похвалой, поощрять их достижения, но не противопоставлять их другим детям)
- поддерживать в любых начинаниях – 4
- создавать условия для дальнейшего развития их таланта – 3 (по особой программе)
- воспитывать с детства – 2
- увидеть – 2
- развивать – 2
- выявлять – 2
- беречь, не загубить – 2
2. Одаренным я считаю ребенка…
- креативного, с неординарными способностями, мышлением, с развитым творческим воображением, нестандартным логическим мышлением – 7 (и здоровой психикой)
- обладающего большими знаниями и способностями в той или иной области; людей, у которых есть высокие способности к какому-либо виду деятельности (или ко всем) – 3.
- с хорошей памятью, с грамотной речью, умеющего рассуждать, делать выводы – 2
- каждого человека, но в своей сфере – 2
- у которого развиты врожденные задатки
3. Одаренный ребенок может рассчитывать…
- на поддержку, помощь, совет воспитателя – 13
- на понимание – 4
- на индивидуальный подход
- на возможность реализовать свои способности где-либо
4. У талантливого ребенка должно быть…
- желание развиваться, стремление достичь поставленной цели, достичь большего – 5
- желание знать больше
- достаточно возможностей себя проявить (условия) – 3
- окружение, способствующее его развитию – 2
- свое восприятие мира
- все, как у всех, иначе он зазнается
- чувство меры (не разбрасывать свой дар)
- неординарное мышление
- терпеливые родители
- понимающий творческий педагог
5. Если у меня в группе появится талантливый ребенок…
- я обращу на него внимание и буду с ним работать, буду стараться реализовать его талант, предоставлять ему возможности (интеллектуальные конкурсы, игры) – 13
- буду этим гордиться, буду очень рада – 3
- я постараюсь давать ему сложные задания
- это неплохо, дружба с ним других детей очень полезна
- это здорово
- постараюсь заниматься с ним индивидуально
6. С одаренными детьми…
- работать интересно – 5 (если ребенок не кичиться своим талантом)
- не так просто, как кажется на первый взгляд – 3
- работать по усовершенствованной методике – 2
- очень приятно работать – 2
- нужно работать дополнительно
- работать по индивидуальной программе
- нужно уметь работать
- и сложно, и легко одновременно, надо учиться находить общий язык, видеть в нем ребенка, учить его видеть не только шипы, но и розы
- надо заниматься
- нужно вести себя, как с обычными детьми
- нужно быть очень внимательным
- требуется только время для работы
Выводы из анкеты:
- Таким образом, педагоги считают, что одаренный ребенок – это ребенок креативный, обладающий неординарным мышлением, ребенок с развитым творческим воображением, нестандартным логическим мышлением, у него выражено желание учиться, т.е. мотивация.
- Необходимо создавать условия, предоставлять ему возможности для дальнейшего развития его таланта.
- Одаренный ребенок может рассчитывать на поддержку, понимание, помощь, совет педагога, а также на индивидуальный подход.
- С ним нужно уметь работать.
- Общая дискуссия на тему «Педагогическая поддержка одаренного ребенка в ДОО».
Вопрос ведущего: «Какую поддержку мы можем оказывать одаренным детям?»
Примерные выступления педагогов во время дискуссии:
-Педагогическая поддержка одаренного ребенка в ДОО
Определяющим моментом деятельности ДОО по поддержке одаренных детей является создание для них оптимальных по уровню трудности, соответствующих их повышенным образовательным потребностям и направленности интересов условий для развития одаренности.
Одаренные дети нуждаются в дифференцированных образовательных программах и/или помощи, которые выходят за рамки обычного обучения. Не должно быть излишнего вмешательства педагогов, чрезмерного авторитаризма или попустительства, чтобы не нарушить процесс саморазвития одаренных детей, не снизить их самостоятельность и мотивацию освоения и создания нового. В тоже время без сотрудничества со взрослым невозможно воплощение сложных замыслов и идей ребенка, он нуждается в психологической поддержке в ситуации неудачи.
Одаренному ребенку требуется создание терпимой, вариативной, многофункциональной, обогащенной и индивидуализированной, то есть, безопасной, образовательной среды, в которой может проявиться и развиваться одаренность, и которая позволяла бы осуществлять мониторинг этого развития.
Индивидуальные программы обучения одаренных детей предполагают четыре основных подхода: ускорение позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития; углубление предполагает более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знаний; обогащение обеспечивает выход содержания образования за традиционные рамки; проблематизация направлена на использование в обучении оригинальных объяснений, поиска новых смыслов и альтернативных интерпретаций содержания обучения.
Используемые в работе с одаренными детьми методы должны быть направлены как на развитие одаренности в целом, так и на развитие личности одаренных детей. Необходимо применять методы, соответствующие уровню активности и направленности интересов одаренных детей и имеющие высокий мотивирующий потенциал.
Самыми подходящими методами являются: игровые, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, как используемые в индивидуальной и групповой работе с одаренными детьми, так и применяемые для организации их самостоятельной деятельности со сверстниками.
-Игровые методы не только отвечают принципу ведущей деятельности в дошкольном возрасте (игра), но и соответствуют особому «игровому» отношению одаренного ребенка к миру, обеспечивая его открытость к новому и неизвестному. Они основаны на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам.
-Использование художественной литературы. Неисчерпаемый потенциал для развития одаренности дошкольников дает художественная литература, формирующая мировоззрение, расширяющая границы познания. Метафорический язык произведений художественной литературы, наличие воображаемых ситуаций, элементов сказочности отвечают особенностям развития одаренного дошкольника. Художественные произведения целесообразно использовать как средство познания действительности и повышения мотивации к обучению одаренного ребенка. Кроме того, художественные тексты создают смысловой контекст для интеграции образовательных областей.
-Проектное обучение ориентировано на внедрение открытий – идей в реальную жизнь и таким образом обеспечивает развитие у детей компетентностей, успешной социализации. Метод проектов предполагает создание социально значимых продуктов деятельности на основе творческого решения проблемы, позволяет решать ряд важных для развития одаренности дошкольника задач, создавая условия:
- для соучастия в общем творческом процессе ребенка и педагога, организации реального сотрудничества, которое во многом является для одаренного ребенка мотивирующим фактором обучения;
- для включения родителей в процесс образования детей на основе партнерства с педагогами;
- для нормализации детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности;
- для активизации познавательного и творческого развития одаренного ребенка и одновременного формирования его личностных качеств.
Теория и практика применения исследовательского обучения разработана А.И.Савенковым с позиции развития одаренности у дошкольников. Оно обеспечивает развитие у детей исследовательского мышления и поведения, что порождает, по словам автора, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
-Метод портфолио (об этом методе мы уже говорили на одном из занятий) позволяет объективировать для самого ребенка и социального окружения его достижения. Но главная задача, которая решается с помощью данного метода, — это стимулирование у дошкольников процессов самопознания.
-Среда, в которой одарённость может развиваться.
Предметно-пространственная среда для одаренных детей. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями: должна быть многовариативной (выбор возможностей), это обеспечивает возможность нахождения путей решения, постоянно обогащаться материальными и информационными ресурсами, быть доступной и разнообразной, должна быть возможность любого их использования. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям. С одаренными детьми нежелательно использование прямых указаний, важно предоставлять дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Рефлексия (устная рефлексия)
Одаренные дети требуют особого подхода, и не случайно по решению Всемирной организации здравоохранения они входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.
Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих их одарённости, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер.
- Мне нравится (1)