Онтогенез речи

Моторина Ирина Анатольевна

Описание формирования речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ontogenez_rechi_detey.docx13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словарного запаса понимается как длительный процесс количественного накопления слов, усвоения их социально закреплённых значений, а также формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения, что обусловливает необходимость овладения ребёнком словарным запасом.

Усваиваемые слова делятся на две группы:

— пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, но не употребляет);

— активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и осознанно употребляет в общении).

Лексическая компетенция предполагает наличие словарного запаса, основанного на знаниях детей о предметах и явлениях окружающего мира, способах действия с ними, формировании и дифференциации понятий. В её рамках дети обогащают и практически осваивают словарь, в том числе антонимов, синонимов, многозначных слов, а также употребляют слова в соответствии с их значением в определённых

ситуациях.

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи (Лалаева Р.И. 1969 : 12).

В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения,

позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот период у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов

различных частей речи (Выготский, 1956: 50).

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных

рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.

Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка, но О.В. Правдина(1969) выделила средний показатель:

* До 1 года 5 месяцев ребенок максимально знает 58 слов, минимально 3,

* В 2,5 года наибольшее знание слов составляет 880, наименьшее 40.

* К четырем годам максимальное количество слов достигает 2400, минимальное 60.

Качественный рост словаря обогащается по двум направлениям: по содержанию и по форме.

Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью. Так, усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательности:

* Существительные - обычно первые слова.

* Глаголы появляются почти одновременно с существительными.

* Наречия - несколько позже.

* Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются, другие появляются значительно позже.

* Прилагательные начинают употребляться сравнительно поздно.

* Числительные - поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета).

* Служебные слова появляются почти самыми последними.

* Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.