Рекомендации педагога - психолога родителям будущих первоклассников

Баева Елена Александровна

Ребёнок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога - психолога

родителям будущих первоклассников

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей поступающих в школу и с 6 и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Эти дети вызывают беспокойство учителей из них при современной программе обучения формируются в дальнейшем группы отстающих.

Ребёнок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Очень важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу целесообразно выявление степени школьной зрелости.

Под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребёнка, который позволяет заключить что требования систематического обучения разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

Подготовка к поступлению в школу — один из самых серьёзных моментов в жизни ребёнка.

Самодиагностика для родителей

Учитывая тот факт что дошкольник нередко впервые встречается с психологом лишь при поступлении в школу, предлагаю тест для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанные психологом Джеральдиной Чейпи, смогут сами приблизительно оценить уровень развития своих детей.

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый, левый; большой, малый; в, из?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в Сбербанк, магазин?

7. Бывал ли малыш в библиотеке?

8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, деревне, музее?

9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу книги или рассказывать ему какие-то истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или исполнить роль в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми в выполнении задания?

Оценка умений общения

23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними своими вещами?

24. Соблюдает ли малыш очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли ребенок видит?

28. Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у ребенка координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

30. Часто ли ребенок бывает бодрым и увлеченным?

31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? (Например найти картинку, непохожую на остальные.)

33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например: «б»/«п», «кот»/«год»?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показали серию из трех картинок, а затем убрали одну из них?

35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6-8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

37. Понимает ли ребенок, что читать надо слева направо?

38. Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Уровень слуховых способностей

40. Может ли ребенок рифмовать слова?

41. В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например: «лес»/«вес»?

42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив ее основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно и с удовольствием ли ребенок слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

А теперь попробуйте сами проверить, готов ли ваш ребенок к обучению. Для этого ответьте на вопросы, которые может задать психолог при поступлении ребенка в школу.

Может ли ваш ребенок:

1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т. е. не показывать пальцем, а сказать: «куртка», «конфета», «цыпленок»?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?

3. Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?

4. Четко выговорить свое имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашом или мелками на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9. Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14. Положительно оценивать себя: я - человек, который многое может?

15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

16. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?

17. Ладить с другими детьми?

В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут вам оценить ваши взаимоотношения с ребенком:

1. Нравится ли вам ваш малыш?

2. Слушаете и слышите ли вы, что говорит ребенок?

3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит? Или он говорит вам в спину....

4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли вы речь ребенка?

6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?

8. Смеетесь ли вы вместе с ребенком?

9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

10. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?

12. Есть ли у ребенка дома хотя бы одна-две собственные книги?

13. Есть ли дома хотя бы одно место (например полка), которое отведено только ребенку?

14. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?

15. Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей и с ребенком?

16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача; б) в магазине?

17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

18. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т. п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

21. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по округе?

22. Собираетесь ли вы сводить ребенка в театр, зоопарк, музей?

Ключ: за каждый ответ

«почти всегда» начислите 4 балла,

«иногда» — 2 балла

«никогда» — 0 баллов.

Полученные баллы сложите.

 Если сумма 88-45 баллов — здорово;

44-23 балла — неплохо;

меньше 22 баллов — стоит задуматься.

У ребёнка, который подготовлен к школьному обучению появляется потребность занять определённую позицию в обществе людей (социальный мотив учения) а именно позицию открывающую доступ в мир взрослости потому что у него сформирована познавательная потребность, которую он уже не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Хочется предостеречь:
Особенно трудными бывают первые восемь недель пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.

Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм.

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости – готовности к школе, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и педагогов.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

1. Режим дня.

2. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!