«Психологическая поддержка подростков с пограничным и суицидальным поведением».

Татаринцева Юлия Викторовна

В настоящее время одной из актуальных проблем, встающих перед специалистами в области душевного здоровья, является проблема суицидального поведения, особенно в подростковом возрасте. На рубеже ХХ и ХХI вв. суицид, к сожалению,  являетсяся четвертой причиной смерти среди мальчиков и третьей — среди девочек 15–19 лет. На сегодняшний день суицидальное поведение рассматривается в  широком  интегративном подходе в рамках биопсихосоциальной модели, в соответствии с которым суицидальное поведение возникает как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов . Каждый из перечисленных факторов содержит в себе свою составляющую зону риска  развития суицидального поведения. И если демографические факторы риска скорее носят сухой информативный характер, в которых отмечаются гендерные ( мальчики в 5 раз чаще совершают завершенные попытки суицида)  и географические особенности печальной статистики,  то основной акцент в работе с родителями детей с суицидальным поведением должен быть сделан на социальных, клинических и психологических факторах риска. Психологическое просвещение родителей должно носить более широкий характер и начинаться уже с детского сада. Современные методы исследования этой серьезной  проблемы должны стать более доступными для специалистов смежных профессий, всех тех, кто работает с детьми, и тех, кто , в свою очередь,    может безопасно донести ее непосредственно до тех родителей, чьи дети могут оказаться в зоне повышенного риска. На наш взгляд, влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков несколько преувеличено.

 Суицидальные действия имеют различные структуры, есть внешнее и внутреннее суицидальное поведение. Родителям необходимо понимать, что если у подростка созрело внутреннее суицидальное поведение и соответствующие замыслы, то какие-то призывы из социума или соцсетей могут включить ему внешнее суицидальное поведение . Но сам по себе ни «ВКонтакте», ни другие социальные сети, ни внешние связи не могут повлиять на решение подростка. Соцсети существуют не только в России, но и в других странах, но именно в нашей стране уровень подросткового суицида очень высок. Окружение в данном случае — лишь второстепенный элемент, главное — это внутреннее состояние человека. Если у него нет определенных склонностей, никакой социум не сможет его к этому подтолкнуть.  Сам акт самоубийства является финальной стадией, когда чаша терпения уже полна. Этому предшествует определенный период времени, когда подросток под давлением обстоятельств размышляет о самоубийстве, прямо или косвенно давая понять об этом родителям. И услышать до трагедии, проявить внимательное отношение к происходящим изменениям – основная задача близких и окружающих .

Необходимо наиболее полно познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, с новым формирующимся самосознанием, которое может сопровождаться переживанием внутри личностного конфликта в связи со сложностью определения идентичности. Исследователи указывают на то, что часто подросток оказывается в ситуации «расщепления», имея позитивную оценку в глазах родителей, демонстрируя социально одобряемое поведение, как правило, обладая позитивным статусом с точки зрения школьной успеваемости и академических достижений.При этом для подростка чрезвычайно значимым становится взаимодействие с группой сверстников, разделение их увлечений и интересов, участие в специфических для данной возрастной группы формах активности, таких как переписка в социальных сетях . Это формирует конфликт идентичности у подростка, как правило, в его мироощущении мир сверстников и мир родителей противоположны по духу и содержанию. С точки зрения реализации суицидальных действий, ключевой становится конкретная ситуация, обладающая субъективной значимостью, но, таким образом, сам подростковый возраст как таковой может стать фактором уязвимости подростка к суицидальным мыслям и намерениям, возрастом, когда многое воспринимаются особенно остро, что позволяет определять суицид  как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта.Родителям и педагогам необходимо насторожиться, если в психологической характеристике личности подростка замечаем импульсивность, агрессивность, низкую самооценку ,зависимость от мнения окружения, болезненное  восприятие собственного тела, ригидность мышления, мистическое сознание, сниженное настроение, нейротизм , тревожность.  Все перечисленные факторы могут вместе с чувство малоценности, ненужности, отверженности, безнадежности сообщать нам уже о клинических факторах риска суицидального поведения: о расстройствах настроения  в виде депрессивных состояний, расстройствах пищевого поведения, расстройствах сна,формирующихся личностных расстройствах- к диагностике и лечению которых необходимо как можно быстрее привлечь узких специалистов.

Ряд исследователей отмечают  когнитивный фактор риска суицидального поведения, то есть  комплекс убеждений относительно допустимости суицидального поведения , неадекватную оценка последствий , нереалистичность представлений о смерти, недопонимание необратимости, указывая также, что в русской социокультурной традиции мы скорее проявляем жалость, а не осуждение акта суицида. Каковы первые шаги помощи подросткам с суицидальным поведением?

Конечно , необходимо установить с ребенком теплые и доверительные отношения, приняв его таким, какой он есть, что существенно снизит вероятность страшного поступка. Не нужно пытаться учить жизни "маленького взрослого" и морализировать, гораздо больше он нуждается в любви, заботе и внимании, выражаемых как вербально, так и в виде объятий, прикосновений, улыбки. Забота – это то, что поможет тревожному и отчаявшемуся индивиду снова почувствовать себя нужным.  Подросток нуждается в том, чтобы его выслушали, он хочет выразить свои чувства, всю ту эмоциональную боль, которая накопилась в нем. Грамотно выстроить понимание и поддержку нам поможет эффективный метод диалектической поведенческой терапии (ДПТ), созданный Маршей Линехан для пациентов с пограничным расстройством личности.  В чём заключается этот метод? Сегодня ДПТ входит в состав техник когнитивно-поведенческой терапии, она сосредоточена на сочетании двух противоположностей : принятия и изменения («люби себя таким, какой ты есть» и «нужно стремиться к изменениям»).

Термин «диалектический» является философским и связан с поиском истины в противоположных мнениях. Цель ДПТ – помогать людям, которые склонны остро реагировать на эмоциональные ситуации. ДПТ учит клиентов 4 поведенческим навыкам: осознанности, эмоциональной регуляции, стрессоустойчивости и межличностной эффективности. Эти навыки пригодятся не только страдающим от психических и психологических проблем; каждый человек с их помощью сможет сделать свою жизнь более наполненной и сбалансированной, научиться справляться со стрессом и управлять своими эмоциями. Осознанность требует нахождения в настоящем моменте. Как научиться осознанности? Наблюдать, описывать и всецело присутствовать в настоящем моменте. Например, если вы ловите себя на тревожных мыслях, остановитесь и перенаправьте внимание в настоящий момент: сосредоточьтесь на физических ощущениях, наблюдая и проживая их без обдумывания и осуждения. Это получается не сразу, и многие испытывают раздражение, что не способны , например, спокойно подышать 60 секунд без посторонних мыслей.

Необходимо научиться самим и научить наших детей умению радоваться мелочам. Человек склонен концентрировать внимание на том, что плохо и требует исправления. Конечно, следует пересматривать то, что не устраивает, но, чтобы изменить уровень качества жизни, необходимо вырабатывать позитивное отношение. Специалисты ДПТ советуют заниматься чем-то приятным каждый день и осознавать эти моменты.

Мы нередко принимаем близких как должное, пренебрегаем ими, думаем о работе во время совместных занятий, хотя продуктивное общение с родными и друзьями влияет на нас самым положительным образом. Необходимо выделять время на это общение, чтобы ощущать поддержку и не вариться в собственных мыслях.

Одним из серьёзных источников стресса является постановка больших и далёких целей без разбивки на маленькие шаги, чему также необходимо научить наших детей, как в учебной , так других видах деятельности . Специалисты ДПТ советуют своим клиентам ставить небольшие достижимые цели и поощрять себя за результат. Навык радикального принятия составляет основу стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции. Он заключается в принятии жизненных обстоятельств без попытки изменить то, что не в нашей власти. Жизнь гарантирует появление кризисных ситуаций, и многие предпочитают избегать боли, связанной с ними. Но борьба с реальностью или её избегание, напротив, усиливает  боль.

Необходимо научить подростков проживать дискомфорт, конфликты и кризисы, научить находить стратегии позитивного разрешения проблем, используя личностно-средовые ресурсы. Большим помощником в этом видим, созданный недавно союзом Охраны психического здоровья  электронный ресурс для молодого поколения «вМесте», где известные и популярные среди молодежи музыканты, актеры, кумиры рассказывают о том, как они пережили сложные моменты жизни, что и кто помог им выйти из трудной жизненной  ситуации. К нам в Коломенский СРЦН приезжал с неоднократным визитом, например, Ладислав Бубнар, финалист последнего конкурса «Голос». Он из Чехии, и детство провел свое в детских домах, но всегда шел к своей мечте – пению. Общение с ним всегда мотивирует наших воспитанников на взятие новых рубежей, маленьких и больших.

Навык построения позитивных межличностных отношении требует баланса между заботой о себе и заботой о других, чего непросто добиться без навыка говорить о проблемах открыто и бережно, способность признавать свои и чужие права внутри отношений. Нужно научиться не убегать от страха сближения, а проживать его и искать решение, которое подойдёт всем участникам отношений, и у родителей здесь первая скрипка.

Путь приобретения новых навыков - долгий путь, и лучше его проходить вместе со специалистом, но каждый может воспользоваться  их частью  в построении своего нового диалога с подростком.

 

Литература :

  1. Материалы лекций конференции «Предотвращения суицида и самоповреждения: современные методы оценки риска и помощи», Москва 13-15 октября 2017 г. Организаторы – МГМСУ им. Евдокимова и клиника Mental Health Center под эгидой Ассоциации когнитивно-бихевиоральной терапии  

 2.Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения

подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука

и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/

Pavlova_Bannikov.phtml (дата обращения: 29.07.2016)

3. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: со-

временная ситуация и пути ее нормализации [Электронный ресурс] // Меди-

цинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http://

medpsy.ru (дата обращения: 23.07.2016)

4.  Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4—8.10

5. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию // Медицинская исудебная психология. 4-е изд. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова.

М.: Генезис, 2016. С. 266—283.

6. https://vk.com/hello.vmeste

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема статьи :   «Психологическая поддержка подростков с пограничным и суицидальным поведением».

 Автор : Татаринцева Юлия Викторовна

Должность :  Педагог-психолог  

Организация :  ГКУ СО МО  «Коломенского социально-реабилитационного центра для детей, оставшихся без попечения родителей»

В настоящее время одной из актуальных проблем, встающих перед

специалистами в области душевного здоровья, является проблема суи-

цидального поведения, особенно в подростковом возрасте. На рубеже ХХ и ХХI вв. суицид, к сожалению,  являетсяся четвертой причиной смерти среди мальчиков и третьей — среди девочек 15–19 лет.

 На сегодняшний день суицидальное поведение рассматривается в  широком  интегративном подходе в рамках биопсихосоциальной модели, в соответствии с которым суицидальное поведение возникает как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов . Каждый из перечисленных факторов содержит в себе свою составляющую зону риска  развития суицидального поведения. И если демографические факторы риска скорее носят сухой информативный характер, в которых отмечаются гендерные ( мальчики в 5 раз чаще совершают завершенные попытки суицида)  и географические особенности печальной статистики,  то основной акцент в работе с родителями детей с суицидальным поведением должен быть сделан на социальных, клинических и психологических факторах риска. Психологическое просвещение родителей должно носить более широкий характер и начинаться уже с детского сада. Современные методы исследования этой серьезной  проблемы должны стать более доступными для специалистов смежных профессий, всех тех, кто работает с детьми, и тех, кто , в свою очередь,    может безопасно донести ее непосредственно до тех родителей, чьи дети могут оказаться в зоне повышенного риска. На наш взгляд, влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков несколько преувеличено.

 Суицидальные действия имеют различные структуры, есть внешнее и внутреннее суицидальное поведение. Родителям необходимо понимать, что если у подростка созрело внутреннее суицидальное поведение и соответствующие замыслы, то какие-то призывы из социума или соцсетей могут включить ему внешнее суицидальное поведение . Но сам по себе ни «ВКонтакте», ни другие социальные сети, ни внешние связи не могут повлиять на решение подростка. Соцсети существуют не только в России, но и в других странах, но именно в нашей стране уровень подросткового суицида очень высок. Окружение в данном случае — лишь второстепенный элемент, главное — это внутреннее состояние человека. Если у него нет определенных склонностей, никакой социум не сможет его к этому подтолкнуть.  Сам акт самоубийства является финальной стадией, когда чаша

терпения уже полна. Этому предшествует определенный период времени, когда подросток под давлением обстоятельств размышляет о самоубийстве, прямо или косвенно давая понять об этом родителям. И услышать до трагедии, проявить внимательное отношение к происходящим изменениям – основная задача близких и окружающих .

Необходимо наиболее полно познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, с новым формирующимся самосознанием, которое может сопровождаться переживанием внутри личностного конфликта в связи со сложностью определения идентичности. Исследователи указывают на то, что часто подросток оказывается в ситуации «расщепления», имея позитивную оценку в глазах родителей, демонстрируя социально одобряемое поведение, как правило, обладая позитивным статусом с точки зрения школьной успеваемости и академических достижений. При этом для подростка чрезвычайно значимым становится взаимодействие с группой сверстников, разделение их увлечений и интересов, участие в специфических для данной возрастной группы формах активности, таких как переписка в социальных сетях . Это формирует конфликт идентичности у подростка, как правило, в его мироощущении мир сверстников и мир родителей противоположны по духу и содержанию. С точки зрения реализации суицидальных действий, ключевой становится конкретная ситуация, обладающая субъективной значимостью, но, таким образом, сам подростковый возраст как таковой может стать фактором уязвимости подростка к суицидальным мыслям и намерениям, возрастом, когда многое воспринимаются особенно остро, что позволяет определять суицид  как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта.

Родителям и педагогам необходимо насторожиться, если в психологической характеристике личности подростка замечаем импульсивность, агрессивность, низкую самооценку ,зависимость от мнения окружения, болезненное  восприятие собственного тела, ригидность мышления, мистическое сознание, сниженное настроение, нейротизм , тревожность.  Все перечисленные факторы могут вместе с чувство малоценности, ненужности, отверженности, безнадежности сообщать нам уже о клинических факторах риска суицидального поведения: о расстройствах настроения  в виде депрессивных состояний, расстройствах пищевого поведения, расстройствах сна, формирующихся личностных расстройствах- к диагностике и лечению которых необходимо как можно быстрее привлечь узких специалистов.

Ряд исследователей отмечают  когнитивный фактор риска суицидального поведения, то есть  комплекс убеждений относительно допустимости суицидального поведения , неадекватную оценка последствий , нереалистичность представлений о смерти, недопонимание необратимости, указывая также, что в русской социокультурной традиции мы скорее проявляем жалость, а не осуждение акта суицида.

Каковы первые шаги помощи подросткам с суицидальным поведением?

Конечно , необходимо установить с ребенком теплые и доверительные отношения, приняв его таким, какой он есть, что существенно снизит вероятность страшного поступка. Не нужно пытаться учить жизни "маленького взрослого" и морализировать, гораздо больше он нуждается в любви, заботе и внимании, выражаемых как вербально, так и в виде объятий, прикосновений, улыбки. Забота – это то, что поможет тревожному и отчаявшемуся индивиду снова почувствовать себя нужным.  Подросток нуждается в том, чтобы его выслушали, он хочет выразить свои чувства, всю ту эмоциональную боль, которая накопилась в нем. Грамотно выстроить понимание и поддержку нам поможет эффективный метод диалектической поведенческой терапии (ДПТ), созданный Маршей Линехан для пациентов с пограничным расстройством личности.  В чём заключается этот метод? Сегодня ДПТ входит в состав техник когнитивно-поведенческой терапии, она сосредоточена на сочетании двух противоположностей : принятия и изменения («люби себя таким, какой ты есть» и «нужно стремиться к изменениям»). Термин «диалектический» является философским и связан с поиском истины в противоположных мнениях.

Цель ДПТ – помогать людям, которые склонны остро реагировать на эмоциональные ситуации. ДПТ учит клиентов 4 поведенческим навыкам: осознанности, эмоциональной регуляции, стрессоустойчивости и межличностной эффективности.

Эти навыки пригодятся не только страдающим от психических и психологических проблем; каждый человек с их помощью сможет сделать свою жизнь более наполненной и сбалансированной, научиться справляться со стрессом и управлять своими эмоциями.

Осознанность требует нахождения в настоящем моменте. Как научиться осознанности? Наблюдать, описывать и всецело присутствовать в настоящем моменте. Например, если вы ловите себя

на тревожных мыслях, остановитесь и перенаправьте внимание в настоящий момент: сосредоточьтесь на физических ощущениях,

наблюдая и проживая их без обдумывания и осуждения. Это получается не сразу, и многие испытывают раздражение, что не способны , например, спокойно подышать 60 секунд без посторонних мыслей.

Необходимо научиться самим и научить наших детей умению радоваться мелочам. Человек склонен концентрировать внимание на том, что плохо и требует исправления. Конечно, следует пересматривать то, что не устраивает, но, чтобы изменить уровень качества жизни, необходимо вырабатывать позитивное отношение. Специалисты ДПТ советуют заниматься чем-то приятным каждый день и осознавать эти моменты.

Мы нередко принимаем близких как должное, пренебрегаем ими, думаем о работе во время совместных занятий, хотя продуктивное общение с родными и друзьями влияет на нас самым положительным образом. Необходимо выделять время на это общение, чтобы ощущать поддержку и не вариться в собственных мыслях.

Одним из серьёзных источников стресса является постановка больших и далёких целей без разбивки на маленькие шаги, чему также необходимо научить наших детей, как в учебной , так других видах деятельности . Специалисты ДПТ советуют своим клиентам ставить небольшие достижимые цели и поощрять себя за результат.

Навык радикального принятия составляет основу стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции. Он заключается в принятии жизненных обстоятельств без попытки изменить то, что не в нашей власти.

Жизнь гарантирует появление кризисных ситуаций, и многие предпочитают избегать боли, связанной с ними. Но борьба с реальностью или её избегание, напротив, усиливает боль.

Необходимо научить подростков проживать дискомфорт, конфликты и кризисы, научить находить стратегии позитивного разрешения проблем, используя личностно-средовые ресурсы. Большим помощником в этом видим, созданный недавно союзом Охраны психического здоровья  электронный ресурс для молодого поколения «вМесте», где известные и популярные среди молодежи музыканты, актеры, кумиры рассказывают о том, как они пережили сложные моменты жизни, что и кто помог им выйти из трудной жизненной  ситуации. К нам в Коломенский СРЦН приезжал с неоднократным визитом, например, Ладислав Бубнар, финалист последнего конкурса «Голос». Он из Чехии, и детство провел свое в детских домах, но всегда шел к своей мечте – пению. Общение с ним всегда мотивирует наших воспитанников на взятие новых рубежей, маленьких и больших.

Навык построения позитивных межличностных отношении требует баланса между заботой о себе и заботой о других, чего непросто добиться без навыка говорить о проблемах открыто и бережно, способность признавать свои и чужие права внутри отношений. Нужно научиться не убегать от страха сближения, а проживать его и искать решение, которое подойдёт всем участникам отношений, и у родителей здесь первая скрипка. Путь приобретения новых навыков - долгий путь, и лучше его проходить вместе со специалистом, но каждый может воспользоваться  их частью  в построении своего нового диалога с подростком.

Литература :

  1. Материалы лекций конференции «Предотвращения суицида и самоповреждения: современные методы оценки риска и помощи», Москва 13-15 октября 2017 г. Организаторы – МГМСУ им. Евдокимова и клиника Mental Health Center под эгидой Ассоциации когнитивно-бихевиоральной терапии

 

   2.Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения

подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука

и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/

Pavlova_Bannikov.phtml (дата обращения: 29.07.2016)

3. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: со-

временная ситуация и пути ее нормализации [Электронный ресурс] // Меди-

цинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http://

medpsy.ru (дата обращения: 23.07.2016)

4.  Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4—8.

5. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию // Медицинская исудебная психология. 4-е изд. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова.

М.: Генезис, 2016. С. 266—283.

6. https://vk.com/hello.vmeste