"Не мешайте ребенку стать гением. Рекомендации по воспитанию одаренных детей"

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_meshayte_rebenku_stat_geniem.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Однажды к психоаналитику Александру Иванову пришла молодая женщина и попросила дать совет,     что  ей       делать     с

6-летней дочерью, которая развивается не по дням, а по часам. Девочка часто ведет себя необычно, требует особого подхода и внимания. Свои собственные педагогические возможности мама уже исчерпала. На вопрос, «есть ли еще в семье дети?», мама ответила, что «да, есть сын, которому три года. Но он, слава Богу, нормальный!».

  • Не раз приходилось слышать от родителей, что их  пугает неординарность собственных детей, их сверхспособности. «Зачем ему быть гением? Пусть лучше будет обычным счастливым, приспособленным к жизни ребенком», - говорят они. Как будто одаренный – это обязательно несчастливый или ущербный.

  • Нестандартных детей часто одерживают такими фразами: «не задавай столько вопросов», «не спорь со взрослыми», «не воображай», «не будь выскочкой», «не забегай вперед» и т.д. Но постоянное сдерживание ребенка может затормозить формирование его личности. Чтобы этого не произошло, попробуйте сначала проанализировать его поведение. Может быть его «навязчивость» объясняется тем, что быстро развивающийся ум требует пищи.

 

  • острое любопытство ко всему, что происходит вокруг;
  • способность следить за несколькими процессами одновременно;
  • склонность к исследованию;
  • способность устанавливать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;
  • отличная  память, раннее овладение речью и чтением, что помогает накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
  • большой словарный запас, желание изобретать собственные слова;
  • самостоятельность в поиске ответа на интересующий вопрос, недоверие к готовым решением;
  • повышенные математические и логические способности;
  • умение долго концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче и безразличие к тому, что кажется понятным и скучным;
  • острая реакция на несправедливость, высокие требования к себе, окружающим;
  • богатая фантазия, развитое воображение;
  • чувство юмора, интерес к смешным несоответствиям, игре слов, шуткам;
  • бесшабашная смелость или наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

                      Если эти качества присущи вашему сыну или дочери, вы – счастливые родители и ваша задача – вырастить счастливым своего ребенка. Для этого, вы должны, прежде всего, адекватно реагировать на его запросы, не приглушать и не нивелировать его способности.

Есть еще несколько наблюдений за особенностями одаренных детей; они, как правило, нетерпеливы и порывисты; координация движений и моторика рук у них часто отстают от познавательных способностей; спят они меньше                        обычного; у них бывают проблемы со зрением;                               им нелегко общаться со сверстниками.

Надо учиться их понимать и стараться развивать их способности. Сначала давайте разберемся, чем обусловлено поведение «нестандартного» ребенка. Ответ можно найти в трудах психолога А. Маслоу, который выделяет 4 уровня взаимодействия личности с окружающей средой.

Одаренный ребенок тратит психическую энергию в основном на сохранение своего «Я» в окружающем его мире, который кажется ему враждебным.

Ребенок находит собственную нишу безопасности, отгораживаясь от окружающего мира, и тратит массу  энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается им, как угроза.

Ребенок находит компромисс с окружающим его миром, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение и лишь незначительную – на приспособление.

У ребенка устанавливаются оптимальные взаимоотношения со средой, при которых он может всю энергию отдавать творчеству и продуктивной деятельности.

Как видите, неординарному ребенку непросто приспособиться к окружающей среде. Он инстинктивно защищается, стремясь сохранить свое «Я». И его опасения не напрасны: мир устроен таким образом, что все необычное, выделяющееся со временем нивелируется.

Чтобы подавления личности не произошло, старайтесь, как можно мягче подвести своего ребенка к четвертому уровню взаимоотношений с окружающей средой. Именно это – конечная  цель воспитания. Она позволит вашему ребенку стать счастливым.

Ну а теперь можно перейти к конкретным рекомендациям по воспитанию одаренных детей.

Не отмахивайтесь от его вопросов, будьте терпеливы и честны, отвечая на них. Воспринимайте все его вопросы и рассуждения всерьез, иначе он перестанет доверять вам.

Предлагайте ребенку проводить всяческие эксперименты, чтобы помочь ему  побольше узнать. Поощряйте его желание фантазировать и придумывать всякие истории, снабжайте  книгами и материалами для любимых занятий. Позволяйте ребенку играть со всяким хламом – это будит воображение больше, чем игрушки из магазина. Берите его в поездки по интересным местам.

Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему максимально. Поощряйте любые проявления самостоятельности. Установите для него разумные правила поведения, будьте последовательны в своих требованиях, но избегайте силового давления.