Занятие для родителей "Развитие произвольности ребенка"

Занятие для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_proizvolnosti_7.ppt658 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ Занятие с родителями по программе подготовки к школе №7 Педагог- психолог Малина Марина Валерьевна

Слайд 2

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ Один из показателей психологической готовности к школе и предпосылка успешной учебной деятельности.

Слайд 3

ПАРАМЕТРЫ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ (по Б.Д. Эльконину): – умение детей сознательно подчинять свои действия правилу; – умение ориентироваться на заданную систему требований; – умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задание, предполагаемые в устной форме; – умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспроизводимому образу .

Слайд 4

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ Начиная с 4,5 лет, ребенок направляет свои действия в соответствии с указаниями взрослого, при этом словесная инструкция "будь внимательным" понимается ребенком уже буквально, он направляет и удерживает свое внимание в зависимости от поставленной цели. Эта способность называется произвольностью внимания . Развитие произвольного внимания связано с одной стороны с развитием речи, с другой с развитием мышления и деятельности в целом.

Слайд 5

Стадии развития произвольности внимания Стадия внешних усилий . В младшем и среднем дошкольном возрасте внимание ребенка направляется под действием словесных указаний взрослого . На этом этапе внимание постоянно "соскальзывает" с поставленной цели и ребенку для продолжения сосредоточения необходимы дополнительные стимулы со стороны взрослого . При отсутствии похвалы, напоминания , повторных указаний произвольность ослабевает и внимание распадается.

Слайд 6

стадия личных целей В старшем дошкольном возрасте (к 7-7,5 годам), ребенок должен быть способен самостоятельно направлять, удерживать внимание и не отвлекаться на посторонние раздражители, выполняя поставленную задачу. Если у ребенка произвольность высоко развита, он способен на протяжении почти 10 минут выполнять не очень привлекательное задание, с минимальным количеством ошибок, не отвлекаясь на сбивающие раздражители .

Слайд 7

Стадия волевых усилий Формируется привычка заставлять себя быть внимательным . Формируются нормы поведения, когда ребенок приучается сдерживать свое поведение в зависимости от понятий: "хорошо-плохо", или "можно-нельзя". развитие произвольности происходит постепенно и только под руководством взрослого .

Слайд 8

Произвольность зависит от состояния нервной системы и темперамента. Если, несмотря на выполнение всех рекомендаций, ваш ребенок к старшему дошкольному возрасту имеет проблемы с произвольным вниманием, необходимо выявить причины трудностей и осуществить специальную коррекционную работу под руководством специалиста (врач, психолог).

Слайд 9

Основной чертой произвольного поведения является его осознанность Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно , по своей воле, знает, что, как и зачем он делает. осознание собственных действий и преодоление непосредственного, ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.

Слайд 10

основным средством формирования произвольности является речь Именно благодаря речи ребенок становится способным взглянуть на себя как бы со стороны. Овладение речью происходит не сразу, а в несколько этапов, одновременно по нескольким линиям. Одна из главных среди них - это речь как средство саморегуляции .

Слайд 11

Действие по инструкции - это уже не импульсивные движения, а первый шаг к осознанию того, что я делаю . Именно такое, казалось бы, простое выполнение речевых инструкций открывает возможность дальнейшего развития "владения собой".

Слайд 12

УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ Только речевое общение, включенное в деятельность ребенка и соответствующее его интересам, может дать ему определенную "точку опоры" для управления своим поведением. А поскольку главная деятельность дошкольника - это игра , то первым шагом на пути к речевому общению может стать совместная со взрослым игра . Но игра не предметная и даже не ролевая, а игра с правилом. Правила открываются в игре

Слайд 13

ЗНАЧИМОСТЬ ПРАВИЛ центральная роль в овладении правилом принадлежит взрослому, который не просто объясняет, что и когда нужно делать, но и делает правило привлекательным, значимым . Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится для малыша средством овладения собственным поведением, а действие по правилу превращается в личное свободное, а не навязанное действие.

Слайд 14

Хочу и надо У каждого человека всегда есть что-то самое главное , ради чего можно пожертвовать всем остальным. Человек обладающий волей не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели; когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то. Если такой направленности нет, поведение человека будет определяться не им самим, а внешними обстоятельствами. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - период, когда происходит переход от ситуативного поведения, зависимого от внешних обстоятельств, к волевому, которое определяется самим человеком.

Слайд 15

ВОСПИТАНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ Если вы хотите воспитывать у ребенка трудолюбие, настойчивость и аккуратность (а в дошкольном возрасте уже пора думать об этом), помните, что ваши призывы, нравоучения и положительные примеры скорее всего не подействуют . Позаботьтесь лучше о том, чтобы смысл действий ребенка оказался бы совершенно ясным для него, а результат - желанным и привлекательным . Чтобы малыш отчетливо представлял, для чего (или для кого) он что-то делает.

Слайд 16

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ Ни в коем случае не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет! Ваша задача не в том, чтобы ломать или преодолевать собственные желания, а в том, чтобы помочь ему понять ( осознать ) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Делать дело ребенок должен сам ! Не под вашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению . Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности. Помните, что свободу, активность, ответственность нельзя навязать извне . Эти качества могут прорасти только "изнутри", а почвой для этих ростков может быть только то, что ребенок получил в семье, в совместной жизни с родителями .

Слайд 17

ТЕСТИРУЕМ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ Тест-игра СПРЯЧЬ ВИННИ ПУХА Игра ПОЧТАЛЬОН Игра ЧЕРНЫЙ БЕЛЫЙ НЕ БЕРИТЕ, ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЕ.

Слайд 18

ДИАГНОСТИКА Родительско-детских отношений (по желанию) Субъективная оценка неврологического статуса своего и ребенка. Обратная связь по программе и выбор актуальных вопросов на завершающий этап.