Использование технологии «Мировое кафе» (the World Café) в воспитательно-образовательной деятельности ОДОД

  Дмитриева Надежда Павловна

Данные методические материалы  раскрывают особенности организации и проведения технологии World cafe "Мировое кафе" в воспитательно-образовательной деятельности ОДОД

Материалы адресованы педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, учителям, педагогам-организаторам, руководителям методических объединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorld_kafe.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Использование технологии «Мировое кафе» (the World Café)

 в воспитательно-образовательной деятельности ОДОД

Составитель: Дмитриева Надежда Павловна,

педагог-психолог  МБУ ДО «ДТДиМ»

Топки, 2018

Составитель: Дмитриева Н.П., педагог-психолог высшей квалификационной категории

Данные методические материалы раскрывают   особенности организации и проведения  технологии World Café «Мировое кафе» в воспитательно-образовательной деятельности ОДОД

Материалы адресованы педагогам дополнительного образования, методистам, педагогам-психологам, учителям, педагогам организаторам, руководителям методических объединений

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Технология «Мировое кафе»……………………………………………….5
  2. Алгоритм подготовки и проведения «Мирового кафе»……………………10

Заключение………………………………………………………………………13

Литература ……………………………………………………………………..14

Введение

В течение последних нескольких десятилетий зарубежными психологами (Марвин Вайсборд, Рон Липпити, Ева Шиндлер-Рейнман, Эрик Трист, Фред Эмари и др.) разрабатываются технологии работы с большими и малыми группами.  

В нашей стране с 2000 –х годов стали известны такие методы фасилитации как «Технология открытого пространства», «Поиск будущего», «Динамическая фасилитафия», «Мировое кафе». Зачастую данные технологии используются на психологических и бизнес-тренингах, а также хорошо адаптируются к воспитательно-образовательной деятельности организаций дополнительного образования детей.

Технология «Мировое кафе» - это технология сфокусированного неформального обсуждения разработана Девидом Айзексом и Хуанитой Браун, главной целью которой является – создание необходимой атмосферы для творческого роста и развития участников. Технология применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на несколько вопросов, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обучения, года, обмена опытом.

С помощью данной технологии можно объединить за короткий промежуток времени совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при  генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения World Cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Проведение обычно требует от сорока минут до трех часов в зависимости от количества участников и решаемых вопросов. От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача – соблюдать тайминг и инструктировать участников.

Примеры ситуаций, в которых будет полезным применение технологии «Мировое кафе»: разработка идей для новой стратегии, исследование причин проблемных ситуаций, совместный поиск решений по важным вопросам, формирование коллективного опыта, знаний, обмен мнениями по разным вопросам.

Преимуществом применения данной технологии является:

  •  плодотворный диалог с совершенно разными людьми на разные темы, поэтому применяется во многих сферах: в бизнесе, в обучении,  в образовании,  в государственных структурах, в социальной деятельности, при проведении конференций и т.д;
  • группы могут работать над частями одной темы, либо рассматривать разные вопросы;
  • обсуждение тем может фокусироваться на рассмотрении узких, конкретных вопросов, либо расширять свои границы до более глобальных ситуаций, например, стратегическое направление развития организации или объединения;
  • количество возможных участников варьируется от десятка до сотен;
  • время проведения от 40 минут до нескольких дней в зависимости от количества и сложности вопросов;
  • может проводиться как в качестве единого мероприятия, так и масштабироваться до серии встреч;
  • позволяет управлять степенью спонтанности и стихийности обсуждений: привлечь для работы в малых группах за столами профессиональных фасилитаторов, распределить заранее роли среди участников за столами, или отдать выбор ролей на откуп групп;
  • не требует специального оборудования, может проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе.

  1. Технология «Мировое кафе»

Мировое кафе – это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. Мировое кафе применяется для решения комплексных проблем, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Во время его проведения допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе [1].

В основе технологии  «Мирового кафе» лежат следующие принципы:

  •  Пояснение цели. Объемная и актуальная для всех участников тема обсуждения. Четкое формулирование целей встречи.
  •  Создание пространства заботы.   Максимально непринужденная и творческая обстановка для работы.
  •  Исследование вопросов о сути дела.  Фокусирование на главном – важно не погрязнуть в мелочах.
  •  Поощрение вклада каждого. Уважение к каждому участнику «мирового кафе».
  •   Принцип «перекрестного опыления» или соединения множества перспектив. Возможность перемещаться между столиками, встречаться  с новыми людьми, активно высказывать свое мнение и мысли, переносить ключевые идеи или темы к новым столикам.
  •  Слушание для озарений и общих открытий.

После нескольких раундов разговоров, очень полезно провести общегрупповой разговор. Предложите группам такую возможность для того, чтобы связать все темы и вопросы, которые теперь имеются в наличии.

«Мировое кафе»: часы работы. Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным.

В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты, например, все материалы собираются вместе, и издается Книга. В некоторых организациях (особенно к этому склонны в Швейцарии) по результатам «world cafe» выпускаются газеты, доступные всем сотрудникам.

Креативный танец. Что же самое главное в функционировании «мирового кафе»? Его «родители» Хуанита Браун и Дэвид Айзакс считают: нужно создать соответствующую обстановку, а она, в свою очередь, повлечет тот самый удивительный эффект умножения творческого потенциала людей. С самого начала дайте гостям понять, что встреча будет необыкновенной, что это - не просто привычное совещание сотрудников. Кроме того:

- выберите помещение с дневным естественным освещением;

- создайте атмосферу уютного кафе - со столиками, вазочками, милыми безделушками и живыми цветами;

- поставьте столы вразнобой, а не строгими рядами;

- пусть играет музыка; она создаст так высоко ценимое ощущение непринужденности;

- не забудьте, что в кафе люди пьют и едят! Каждый должен иметь возможность выпить отменный кофе и съесть что-нибудь вкусное: ведь именно в этот момент участникам могут прийти в голову самые главные мысли.

Основная идея «world cafe» состоит в уверенности, что люди знают решение любой проблемы, даже не отдавая себе в этом отчета. Только в ходе доверительного и непринужденного разговора, с известной долей юмора - какая бы серьезная тема ни обсуждалась - можно «вытащить» на поверхность так нужное всем знание. «World cafe» дает компаниям новые импульсы, эта технология позволяет получить всю палитру мнений сотрудников.

Этикет Кафе:

  • «Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном
  • «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления
  • Говорите без задних мыслей и от всего сердца
  • Слушайте, чтобы понимать
  • Связывайте и соединяйте идеи
  • Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов
  • Играйте – не сидите на «трибуне»
  • Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
  • Получайте удовольствие!

5 способов сделать знание видимым (способы визуализации):

- используйте графику

- во время многих Кафе, когда происходит общегрупповой разговор, есть человек, который зарисовывает или записывает идеи групп на большом настенном плакате. Рекомендуем использовать текстовые и графические иллюстрации для отражения важных идей, образцов, примеров и структур;

- проведите экскурсию по Галерее;

- после того, как участники разместили плакаты со своих столиков на стенах, они могут провести взаимные «экскурсии» по обзору наработанных идей во время перерыва;

- соберите озарения;

- участники могут записать свои озарения - по одному, - на больших листах и наклеить их на доску, стену и т.п., а затем любой желающий в перерыве сможет с ними познакомиться;

- сгруппируйте идеи;

- сгруппируйте озарения для их визуализации, чтобы были видны связи между идеями и возможности планирования дальнейших шагов групповой работы;

- создайте историю. Многие Кафе готовят новостную газету или книгу истории с описанием результатов работы, часто спустя большое время после первоначальной встречи.

Графическая запись может позволить подготовить книгу иллюстраций с текстовым комментарием в качестве документальной истории событи

Роли участников:

- спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении);

- «хозяин кафе» (помогает управлять процессом);

- команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие);

- участники собрания.

Как работает Мировое кафе?

Обычное количество участников – не менее 12–15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные – его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме – запись, рисунок, диаграмма.

Через небольшой отрезок времени, например, полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости».

Проводится несколько (минимум 3–4) раундов бесед с переходом за разные столики. Каждый раунд обычно длится 20–30 минут.

На последнем раунде все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники.

В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» – результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты. Многие Кафе готовят новостную газету или книгу с описанием результатов работы спустя большое время после первоначальной встречи.

Кафе может исследовать лишь один вопрос, или же несколько вопросов могут быть рассмотрены в логическом развитии в течение последовательных раундов диалога.

  1. Алгоритм подготовки и проведения «Мирового кафе»

Первый этап: Зачем нам это нужно?

Перед началом непосредственной подготовки ведущий должен четко представлять для себя ответы на следующие вопросы:

- Какой вопрос хотелось бы заявить для рассмотрения и исследования?

- Сколько будет участников?

- Как долго можно проводить обсуждение?

- Сколько аспектов предполагаемой проблемы хотелось бы обсудить? Какие из них будут наиболее важными, какие будут стимулировать креативность?

- Что представляется наиболее желаемым результатом обсуждения?

Второй этап: Как создать атмосферу?

1. Оформление приглашения для участников, в котором указана тема Кафе, которая будет обсуждаться. Необходимо подчеркнуть, что это будет именно исследование проблемы (вопроса), а не обсуждение в формате «проблема – решение».

2. Продумывается оформление помещения (музыкального зала).

Третий этап: Как правильно спросить?

  1. Составление списка вопросов для Кафе. Это ключевой этап подготовки. Хорошо сформулированные вопросы притягивают энергию и наше внимание к тому, что действительно важно в обсуждаемой теме. Они не предполагают немедленных действий, они предлагают изучение, а не защиту собственных убеждений. Обсуждаться может один или несколько вопросов, являющихся продолжением друг друга. Желательно формулировать открытые вопросы, не предполагающих ответ «да» или «нет».

Для 5 раундов Кафе по теме «Как повысить профессиональную компетентность педагогов ДО» можно составить следующие вопросы:

Первый раунд: Что, по вашему мнению, представляет собой система работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования Топкинского муниципального района?

Второй раунд: Выделите наиболее эффективные формы работы с педагогами на уровне Топкинского муниципального района по повышению их профессиональной компетентности с описанием специфики их организации.

Третий раунд: Как подготовить и организовать методические объединения (по образовательным областям), чтобы они были эффективными, интересными и полезными?

Четвертый раунд: Мой личный вклад в развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования Топкинского муниципального района.

Пятый раунд: Что, по вашему мнению, представляет собой система работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования Топкинского муниципального района?

Подготовка памятки с «кофейным этикетом» на каждый столик.

Четвертый этап: Как правильно обсуждать? Проведение Кафе.

Распределение участников на группы, объяснение правил работы Кафе, назначение «хозяина стола».

На экран выводится первый вопрос, объявляется 1-й раунд.

Ведущий, хозяева столиков стимулируют участников на то, что они записывали, зарисовывали свои идеи на больших листах бумаги в центре стола.

«Путешествуя по столикам», участники переносят наработанные идеи и обсуждают их с иной точки зрения за другими столиками. Каждый новый раунд продвигает обсуждение на новую глубину.

Затем на экран выводится 2-й вопрос. Хозяин столика приветствует новую группу и кратко делится основными идеями, темами и вопросами, а каждый «путешественник» делится идеей из своей предыдущей группы. Задачей второго раунда является соединение нитей идей первого раунда из разных столиков с идеями, возникающими на данный момент. Таким же образом следует действовать во всех раундах до последнего. В последнем раунде группы возвращаются к своим «родным» столикам, а ведущий выводит на экран тот вопрос, который обсуждался в первом раунде. Таким образом, группы снова ответят на него, но уже синтезировав все новые идеи. Иногда для последнего раунда можно поставить новый вопрос для более глубокого исследования.

Пятый этап: Как подытожить обсуждение?

По окончании последнего раунда проводится общее обсуждение наработанных идей. Для этого необходимо дать высказаться каждому столику относительно своей первоначальной идеи ее конечного результата. После этого можно задать всей группе (всем участникам) следующие вопросы:

- Если бы в нашем методическом кабинете было возможно только одно высказывание, то каким бы оно было?

- Что можно считать самым глубоким вопросом, если такой вопрос рассмотреть в качестве результата обсуждения?

- Что мы узнали в результате прошедшего обсуждения?

В рамках Кафе педагогами дополнительного образования могут быть предложены следующие идеи для возможной дальнейшей деятельности, с которыми продолжается работа и сейчас. Например, проведение методических дней в ОДОД, создание клуба активных педагогов дополнительного образования, творческие мастерские  и др.

Мировое кафе как любая технология, которая считается продуктивной, является таковой лишь тогда, когда выдержаны все правила ее проведения. Данная технология предоставляет большой потенциал для вариативности тем, подходов и результатов.

«Мировое кафе» можно использовать в работе с педагогами, по различным темам, например, таким «Взаимодействие ОДОД и семьи», «Профориентационная работа в ОДОД», «Развитие лидерских качеств» и др. Познакомившись и вникнув в данный метод, педагоги  могут использовать его в работе с родителями и учащимися.

Заключение

«Мировое кафе» - это не технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным.

Применение технологии World Café (Мировое кафе) в воспитательно-образовательной деятельности организации дополнительного образования детей дает большой потенциал для вариативности тем, подходов и результатов.  Данная технология позволяет создать площадку для рефлексии полученного опыта, планирования и создания творческих идей и продуктов. Разговор между участниками – это творческий процесс, способствующий обмену знаниями и опытом, а также созданию возможностей для дальнейшего сотрудничества. Проводится данная технология в группах любого размера с целью сбора идей и объединения накопленного опыта, а так же  для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления скрытых знаний в коллективе. Это внесет разнообразие в ваши встречи с педагогами, родителями, учащимися, поможет сплотить команду и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.

Литература

  1. Абашкина, О. Что такое world cafe? [текст] // Справочник по управлению. – 2011. - № 2.-  С. 44-56.
  2. Крутиков, Г.И. Формы организации занятий  по технологии [текст] / Г.И. Крутиков // Школа и производство . – 1999. - № 2 . – С. 24-25.
  3. Мартынова, А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [текст] // Организационная психология. – 2012. -  № 2.- С. 53-91.
  4. Принципы проведения world cafe Всемирного (интернационального) кафе         [электронный         ресурс]: http://www.theworldcafe.com/translations/

worldcafe-principles-rus.pdf

  1. Решетников, В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования [текст] / В.Г. Решетников // Омский научный вестник. - 2013. - № 15. – С. 174-177.