ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Морева Юлия Владимировна
Выбор профессии обучающимися является одним из судьбоносных решений в жизни, т.к. выбирая профессию, человек часто выбирает вместе с ней свое будущее. В данной статье рассматривается возможность реализации проекта по сопровождению профессиональной ориентации одаренными обучающихся, использующего современные средства, новые формы и методы, достаточно внимания уделяющего информационным образовательным технологиям, электронным образовательным ресурсам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.99

Л. И. Неверова, Ю. В. Морева

МБОУ «Лицей №9» г. Белгород, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация. Выбор профессии обучающимися является одним из судьбоносных решений в жизни, т.к. выбирая профессию, человек часто выбирает вместе с ней свое будущее. В данной статье рассматривается возможность реализации проекта по сопровождению профессиональной ориентации одаренными обучающихся, использующего современные средства, новые формы и методы, достаточно внимания уделяющего информационным образовательным технологиям, электронным образовательным ресурсам.

Ключевые слова: одаренные обучающиеся, профессиональное самоопределение, выбор профессии, проект «Мобильный кабинет профориентации», профориентационное сопровождение.

Abstract. Choosing a profession by students is one of the crucial decisions in life, because choosing a profession, a person often chooses his future with it. This article discusses the possibility of implementing a project to support the professional orientation of gifted students using modern tools, new forms and methods, paying enough attention to information educational technologies, electronic educational resources.

Keywords: gifted students, professional self-determination, choice of profession, project "Mobile career guidance Cabinet", career guidance support.

 

В разгар ХХI века особое значение приобрела проблема профессионального самоопределения одаренных детей. На современном этапе развития науки «одарённость»

преимущественно понимается исследователями как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения».

Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Сегодня актуальным является желание помочь детям стать творцами своего будущего и построить свою индивидуальную образовательную траекторию, которая обеспечит их востребованной и интересной профессией. Ведь современному молодому человеку важно

соответствовать требованиям быстро развивающегося и меняющегося внешнего мира, а потому обучение перспективным компетенциям в лицее сегодня – это реальная возможность подготовить одаренных обучающихся к миру будущих профессий в самых быстрорастущих и высокотехнологичных отраслях экономики региона, российской экономики.

Индивидуальные образовательные планы обучающихся, реализуемые в лицее в рамках федеральных образовательных стандартов среднего общего образования, позволяют ориентировать одаренных обучающихся в верном направлении. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности» [2, с. 126]. В этих условиях наблюдается возрастающее внимание отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.

В связи с этим появилась идея создания системы поддержки и сопровождения одаренных учащихся, так как одаренного подростка часто отличает многообразие познавательных интересов и склонностей. Многие из них обладают широкой сферой интересов, показывают великолепные успехи в большинстве учебных предметов, активно участвуют в различных внешкольных занятиях (в кружках, ансамблях, студиях, в различных факультативах и т.д.). Так как их способности высокоразвиты, их достижения в разных областях часто бывают высокими: победы в конкурсах, на олимпиадах и т.п.

Но проблема самоопределения заключается не только в этом, но и в том, что вопрос выбора пути встает перед обучающимися в тот момент, когда они еще не обладают жизненным опытом, находятся под воздействием огромного, постоянно возрастающего потока информации, сталкиваются со сменой социального престижа многих профессий.

Проблема профессионального самоопределения довольно сложна. Решение данной проблемы затруднительно и для одаренных детей, потому что такие учащиеся часто теряются, не в силах выбрать один, наиболее привлекающий их вариант. Берутся за одно дело, бросают, потом начинают другое, и тоже бросают. Даже будучи взрослыми, они могут неоднократно менять свои профессиональные устремления.

В связи с этим процесс профессионального самоопределения одаренных детей требует целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Возникла идея создания мобильного кабинета профориентации. Новизна данного проекта заключается в новом подходе к организации деятельности по организации профессионального самоопределения обучающихся, который предполагает использование системно-деятельностного подхода, а также комплексную работу специалистов лицея. В основе этой деятельности лежит расширение возможностей использования информационных технологий, электронных образовательных ресурсов в данной области, использование виртуальной площадки для приобретения первичных профессиональных навыков, повышения познавательной мотивации обучающихся к дальнейшему самоопределению.

Данный проект предполагает создание ресурса для решения задач психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональной направленности одаренных детей. В деятельностном аспекте выделены основные направления психолого-педагогического сопровождения: профдиагностика, развитие интересов и склонностей, профпросвещение, профконсультирование.

Следует отметить, что в профориентационной и профконсультационной работе с одаренными обучающимися используются такие характерные их особенности, как склонность к критическому анализу ситуации, к поиску творческих вариантов решения сложных задач и проблем, склонность к самостоятельному поиску.

Ресурсы мобильного кабинета разбиты по блокам: диагностический, информационный, деятельностный. В диагностическом блоке собраны методики, опросники, анкеты по профессиональному самоопределению, в информационном - видеофильмы, ролики о профессиях, виртуальные экскурсии, в деятельностном –профориентационные игры, электронные контенты с профессиональными пробами и тренажерами.

В основе создания мобильного кабинета профориентации лежат всем известные формы и средства –это наглядность, информационные технологии и проведение разнообразных мероприятий. Эффективным формами профессионального самоопределения выступают экскурсии, встречи со специалистами, беседы, диспуты, написание сочинений-раздумий, эссе, самостоятельные профессиографические исследования, просмотр фильмов, игровые мероприятия. Разнообразить арсенал используемых средств позволило использование интернет-площадок для проведения профессиональных проб, новых электронных диагностических методик, которые помогают детям в выборе профессии и сферы применения своих знаний и навыков, учитывая личные наклонности, ориентируя обучающихся на подходящий род занятий, имеющий спрос на современном рынке труда.

Особо ценными средствами считаем использование профессиональных игр, виртуальных контентов, тренажеров как форм проведения профессиональных проб обучающихся. Участие в профессиональных пробах, даже посредством тренировки на тренажере, позволяет обучающемуся оценить соответствие реальных требований профессии его ожиданиям.

В результате реализации проекта обеспечена техническая возможность работы мобильного кабинета профориентации. Создан банк психодиагностических методик и электронных образовательных ресурсов.

Механизм психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся посредством использования мобильного кабинета профориентации является достаточно эффективным для подготовки выпускников лицея к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона. А базы данных профессиограмм, видеофильмы, игры, электронные контенты (тренажеры) в дальнейшем смогут использовать все педагоги образовательной организации.

Библиографический список

1. Парамзин В.П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск, 1987. – 140 с.

2. Файзрахманов И. М., Файзрахманова А. Л. Готовность одаренных детей к профессиональному самоопределению [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 125-127. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3461/ (дата обращения: 07.10.2019).

2. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. – 132 с.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.