Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков

Куликова Татьяна Леонидовна

Презентация к родительскому собранию 

 

Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roditelskoe_sobranie_kak_pomoch_rebyonku.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков

Слайд 3

1. Переживание обиды, одиночества , отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. 3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом). 5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

Слайд 4

6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание , вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека. 10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

Слайд 5

Эксперимент №2

Слайд 6

7 0 4 3 рис.1

Слайд 7

Ч 0 Ы а рис.2

Слайд 8

Рис.3 0

Слайд 9

7 0 4 3 Ч 0 Ы А 0 Рис.4

Слайд 11

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Рождение Вашего ребенка было желанным? 2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? 4. Раз в неделю проводите с ним досуг (играете в настольные игры, походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)? 5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? 6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 7. Вы знаете о его времяпрепровождении, хобби, занятиях? 8. Вы в курсе его влюбленности, симпатий? 9. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? 10. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 11. Вы знаете, кто его любимый учитель, а кто его нелюбимый учитель ? 12. Вы первым идете на примирение, разговор? 13. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Слайд 12

Обращайте внимание на эмоциональное состояние Вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если Вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере Вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты помогут Вам найти выход из трудной ситуации.

Слайд 13

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Принимаете ли вы взросление своего ребёнка? ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ПОДЧЕРКИВАЮТ И ВЫСМЕИВАЮТ ТЕЛЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА, ОН СТАНЕТ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ УРОДЛИВЫМ

Слайд 14

Какие же чувства родителей заставляют их высмеивать внешность сына или дочери: разочарование — родитель «теряет» своего милого ребенка, а вместо него теперь приходится видеть «прыщавое и нескладное нечто»; соперничество — взросление ребенка переводит родителя в категорию «старшего поколения», смещает его с «трона власти», напоминает о том, что молодость миновала; злость и страх — подросток вырос, теперь его нельзя подчинить, используя физическую силу; тревога — родитель больше не может контролировать подростка, не уверен в нем, не доверяет ему.

Слайд 15

Во внешне благополучной семье может существовать множество тщательно замаскированных проблем. Разлад между домочадцами, отсутствие доброго отношения, обманы, измены, интриги — все это имеет огромное значение для подростка, втянутого в такое патологическое семейное взаимодействие. Ему может отводиться определенная роль в этих отношениях: например, «жилетка для слез матери», или «мировой судья на войне полов», или «последняя надежда бабушки», или «защитник пьющего отца от критики женщин», или «козел отпущения», «клоун».

Слайд 16

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Высказывания о нежелании жить : «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть , о бессмысленности жизни.

Слайд 17

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете). ✓ Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).

Слайд 18

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов.

Слайд 19

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния).

Слайд 20

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего. ✓ Постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими.

Слайд 21

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Н еобычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).

Слайд 22

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем. ✓ Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий. ✓ Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)

Слайд 23

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость.

Слайд 24

На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Подросток может устраивать «развлечения», потенциально опасные для его жизни и здоровья, — прыжки с высоты, залезание на ветхие конструкции, эксперименты с электричеством, с удушением, игры с использованием оружия, потребление несъедобных или ядовитых веществ.

Слайд 25

Типичные симптомы ДЕПРЕССИЯ: ✓ часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности; ✓ вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность; ✓ снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась; ✓ поглощенность темой смерти; ✓ постоянная скука; ✓ социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях; ✓ пропуск школы или плохая успеваемость;

Слайд 26

Типичные симптомы ДЕПРЕССИЯ: ✓ деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение; ✓ чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины; ✓ повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды; ✓ повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;

Слайд 27

Типичные симптомы ДЕПРЕССИЯ: ✓ жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль; ✓ сложности концентрации внимания; ✓ значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство). Наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Слайд 28

Любое резкое изменение в поведении ребёнка должно настораживать. Крайне важно не бояться обращаться за помощью, если Вы заметили какие-либо проблемы в состоянии своего ребенка.

Слайд 29

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков Каждый человек обладает средствами для решения проблем - это та сила личности, которая служит основой жизнестойкости и повышает вероятность преодоления кризиса. В психологии такие «средства» называются ресурсами. Ресурсы Внешние (например, поддержка семьи и друзей, вера в Бога, работа с психологом или психотерапевтом). Внутренние (например, инстинкт самосохранения, опыт преодоления трудностей, интеллект)

Слайд 30

Антисуицидальных факторов, т.е. мыслей, душевных переживаний, положительных жизненных установок, позиций и психологических особенностей человека, препятствующих осуществлению суицидальных намерений.

Слайд 31

К ним относятся: - страх смерти; - нежелание вызывать отрицательные переживания близких; - боязнь физических страданий (в т.ч. негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства, опасения остаться инвалидом); - выраженное чувство долга, обязательность; - наличие актуальных жизненных ценностей, целей; - представление о греховности и о позорности суицида (в т.ч. религиозные мотивы); - любовь к жизни; - наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных и др.); - надежда на то, что кто-то знает выход из ситуации и сможет помочь.

Слайд 32

Соответственно, чем большим количеством жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем сильнее его антисуицидальный барьер .

Слайд 33

Антисуицидальный барьер подразумевает: выраженную эмоциональную привязанность к близким, родственные обязанности, чувство общественного долга, понятие о чести, дружеские привязанности, зависимость от общественного мнения и мнения товарищей, представление о трусости, позорности суицида, наличие планов, определяющих цель в жизни.