РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Юлия Владимировна Пенькова

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

И ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Самая большая роскошь – это

роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

В современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой в работе школьного психолога.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

  • эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнёров);

  • когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

  • поведенческий (отражает способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными:

1) Биологический фактор развития.

Нарушение состояния здоровья ребёнка - одна из самых существенных причин, вызывающая затруднения в общении.

2) Социальный фактор развития.

Ребёнок нуждается в благоприятной социально – педагогической (развивающей) среде.

3) Снижение психической активности (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), что является важнейшим условием развития деятельности, адекватное отношение к окружающему миру.

Овладение техникой общения у ребенка со статусом ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося. У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

Мною была разработана программа по развитию и коррекции коммуникативных компетенций подростков в рамках коррекционно-развивающих занятий для 5-х — 6-х классов. Цель программы - актуализация и обеспечение личностного роста и развитие коммуникативных компетенции подростка.

Задачи программы:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми).

-Развитие у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения.

-Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.

-Формирование у детей адекватной самооценки.

-Развитие, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

-Коррекция нежелательных черт характера, поведения и выработка у детей положительных черт характера.

-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

При проведении коррекционно-развивающих занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения мною используются: игры знакомства, игры по этикету; сюжетно – ролевые игры; ролевые игры-шутки; игры – драматизации; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

В работе с детьми, использую основные методы развития:

1) рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций - направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также   реакций других людей;

2) свободное и тематическое рисование;

    3) просмотр видео, отрывков из художественных фильмов;

    4) беседа-лекция;

    5) комплексные занятия;

      6) психогимнастика (этюды, игры, упражнения) - направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение

      В процессе коррекционно – развивающей работы используют следующие виды упражнений:

      • «Я – не Я!»;

      • «Вылепить скульптуру»;

      • «Иностранец», «Волшебный мешочек» -направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

      • «Наблюдатель»;

      • «Безмолвный разговор» - направлены на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям;

      • «Не озвученная беседа»;

      • «Плот» - направленные на развитии у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей;

      • Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа, которую я провожу на каждом занятии.

      • Для придания речи образности и яркости, применяем пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных и сложных пояснений характеризовать что-либо, моделируем ситуации, где они будут уместны.

      Перечисленные виды работы развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы, умение видеть равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать, сравнивать других ребят с собой.

      Критерии сформированности коммуникативной компетенции

      Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнёра.

      Контроль за уровнем усвоения программы осуществляется посредством сравнения результатов диагностики уровня развития коммуникативных способностей и навыков в начале и в конце учебного года.

      Для исследования навыков общения используются такие методики, как "Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС), методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), тест «Не стоит перебивать, не дослушав».

      Результаты исследования за 2017-2018 учебный год

      "Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС)

      Результаты на начало 2017-2018 учебного года

      Коммуникативные склонности — средний уровень

      Коммуникативные склонности— средний уровень

      Организаторские склонности —

      низкий уровень

      Организаторские склонности— низкий уровень

      Результаты по окончанию 2017-2018 учебного года

      Коммуникативные склонности — средний уровень

      Коммуникативные склонности— средний уровень

      Организаторские склонности —

      низкий уровень

      Организаторские склонности— ниже среднего уровень


       

       Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

      Результаты на начало 2017-2018 учебного года

      Общительность бьет из вас ключом. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление

      Вы весьма общительны. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

      Результаты по окончанию 2017-2018 учебного года

      Вы весьма общительны. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

      У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми.


       

      Тест «Не стоит перебивать, не дослушав»

      Результаты на начало 2017-2018 учебного года

      Нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение (33 балла)

      Вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность (15 баллов)

      Результаты по окончанию 2017-2018 учебного года

      Нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение (29 баллов)

      Вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность (15 баллов)


       

      Заключение

      Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.

      В образовательном процессе формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся возможно лишь при активной, осознанной и целенаправленной деятельности самого обучаемого как субъекта коммуникации при определяющей роли внешнего воздействия педагога, школьного психолога.

       

      Скачать:

      ВложениеРазмер
      Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov_i_pozitivnogo_otnosheniya.odt33.71 КБ
      Файл metody_rab.odp2.16 МБ

      Предварительный просмотр:

      РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

       И ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

       С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

      Самая большая роскошь – это

      роскошь человеческого общения.

      Антуан де Сент-Экзюпери

      В современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой в работе школьного психолога.

              Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

      • эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнёров);
      • когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
      • поведенческий (отражает способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

              Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными:

      1) Биологический фактор развития.

      Нарушение состояния здоровья ребёнка - одна из самых существенных причин, вызывающая затруднения в общении.

      2) Социальный фактор развития.

      Ребёнок нуждается в благоприятной социально – педагогической (развивающей) среде.

      3) Снижение психической активности (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), что является важнейшим условием развития деятельности, адекватное отношение к окружающему миру.

              Овладение техникой общения  у ребенка со статусом ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося. У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

               От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

              Мною была разработана  программа  по развитию и коррекции коммуникативных компетенций подростков в рамках коррекционно-развивающих занятий для 5-х — 6-х классов. Цель программы - актуализация и обеспечение личностного роста и развитие коммуникативных компетенции подростка.

      Задачи программы:

      - Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми).

      -Развитие у детей умений и навыков практического владения  средствами человеческого общения.

      -Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.

      -Формирование у детей адекватной самооценки.

      -Развитие, самостоятельности, организаторских  способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

      -Коррекция нежелательных черт характера, поведения и выработка у детей положительных черт характера.

      -Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

              При проведении коррекционно-развивающих занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения мною используются:  игры знакомства, игры по этикету; сюжетно – ролевые игры; ролевые игры-шутки; игры – драматизации; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

              В работе с детьми, использую основные методы развития:

      1) рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций - направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также   реакций других людей;

      2) свободное и тематическое рисование;

      3) просмотр видео, отрывков из художественных фильмов;

      4) беседа-лекция;

      5) комплексные занятия;

      6) психогимнастика (этюды, игры, упражнения) -  направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение

              В процессе коррекционно – развивающей работы используют следующие виды упражнений:

      • «Я – не Я!»;
      • «Вылепить скульптуру»;
      • «Иностранец», «Волшебный мешочек» -направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
      • «Наблюдатель»;
      • «Безмолвный разговор» - направлены на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям;
      • «Не озвученная беседа»;
      • «Плот» -  направленные на развитии у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей;
      • Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа, которую я провожу на каждом занятии.
      • Для придания речи образности и яркости, применяем пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных и сложных пояснений характеризовать что-либо, моделируем ситуации, где они будут уместны.

              Перечисленные виды работы развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы,  умение видеть  равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать, сравнивать других ребят с собой.

              Критерии сформированности коммуникативной компетенции

              Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнёра.

              Контроль за уровнем усвоения программы осуществляется посредством сравнения результатов диагностики уровня развития коммуникативных способностей и навыков в начале и в конце учебного года.

              Для исследования навыков общения используются такие методики, как "Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС), методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), тест «Не стоит перебивать, не дослушав».

      Результаты исследования за 2017-2018 учебный год

      "Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС)

      Результаты на начало 2017-2018 учебного года

      Коммуникативные склонности — средний уровень

      Коммуникативные склонности— средний уровень

      Организаторские склонности —

      низкий уровень

      Организаторские склонности— низкий уровень

      Результаты  по окончанию 2017-2018 учебного года

      Коммуникативные склонности — средний уровень

      Коммуникативные склонности— средний уровень

      Организаторские склонности —

      низкий уровень

      Организаторские склонности— ниже среднего уровень

       Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

      Результаты на начало 2017-2018 учебного года

      Общительность бьет из вас ключом.  Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление

      Вы весьма общительны. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

      Результаты  по окончанию 2017-2018 учебного года

      Вы весьма общительны. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

      У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми.

      Тест «Не стоит перебивать, не дослушав»

      Результаты на начало 2017-2018 учебного года

      Нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение (33 балла)

      Вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность (15 баллов)

      Результаты  по окончанию 2017-2018 учебного года

      Нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение (29 баллов)

      Вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность (15 баллов)

      Заключение

              Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.

              В образовательном процессе  формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся возможно лишь при активной, осознанной и целенаправленной деятельности самого обучаемого как субъекта коммуникации при определяющей роли внешнего воздействия педагога, школьного психолога.

              


      Предварительный просмотр:

      Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

      Подписи к слайдам: