Конспекты занятий

Малинина Елена Сергеевна

Конспекты занятий, тренингов различной тематики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №4» г. Вышний Волочек

Урок здоровья,

посвященный всемирному Дню трезвости

Составители:

педагоги-психологи

Малинина Е.С.

Сельцова Е.В.

Савичева В.А.

2019 г.

Цель: 

- формирование здорового образа жизни;

- формирование умения работать в коллективе;

- формирование у детей активной позиции по данной проблеме.


Ход занятия.

Ведущие:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок. О чем пойдет речь, вы должны догадаться сами. Мы приготовили для Вас подсказки.

Обратите внимание на доску и послушайте песню.

(На доске плакат «Здоровая Россия»). Звучит песня о здоровом образе жизни.

Кто готов дать ответ, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы детей)

Ребята, сегодня 11 сентября весь мир отмечает День Трезвости и борьбы с алкоголизмом. Наш урок посвящен пропаганде ЗОЖ.

«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на решение мелких проблем зависит от нас.

Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия выбора и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»

Сегодня мы будем работать в командах. Класс – это команда. Каждая команда получит своё задание. Успех выполнения будет зависеть от вашей сплоченности, организованности, сообразительности и ловкости.

(Ведущие объясняют задания)

Задание 1.

Упражнение «Берлинская стена»

Цель: сплочение группы, эмоциональная разрядка, создание атмосферы доверия.

Время: 5 минут.

Материалы: веревка.

Техника проведения: Веревку держат 2 человека на уровне 0,5 м над полом. Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно.

Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту.

Усложненный вариант: участники должны перебираться через преграду, взявшись за руки и не размыкая их ни при каких обстоятельствах. Если участник задевает за преграду или где-то в цепочке разомкнулись руки, то вся группа возвращается на исходную позицию.

Инструкция: сейчас нам всем вместе предстоит преодолеть сложную преграду. Но для этого всем необходимо действовать сплоченно, как один человек. Перед вами преграда из веревки, необходимо перебраться на другую сторону, но есть одно условие, если хоть один участник остается по другую сторону преграды или задевает преграду, все участники возвращаются обратно. Задание понятно. Тогда начнем.

Задание 2

«Попади в цель»

Цель: развитие глазомера, пространственной ориентации, скоординированности движений.

Задание 3

«Логический ряд»

Цель: развитие мыслительных операций, умения устанавливать закономерности и действовать по образцу.

Задание 4

«Собрать пословицу»

А сейчас все три команды получают одинаковое задание. Из предложенных слов Вам необходимо составить пословицу о Здоровье и показать, что у вас получилось, держа карточки в руках.

А сейчас представители из каждой команды прочитают пословицы:

1. «В здоровом теле – здоровый дух»

2. «Здоров будешь – все добудешь»

3. «Здоровье дороже золота»

Ребята, вы молодцы! Отлично справились.

Упражнение «Моя звезда»

Цель: укрепление уверенности в своих возможностях, в своих силах.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает подросткам  выбрать свою звезду.

Инструкция: Есть поверие, что когда человек рождается, на небе загорается новая звезда, которая светит ему на протяжении всей жизни. У нас у каждого есть своя звезда. Каждая команда по-очереди сейчас подойдет к доске, а вы, ребята выберите свою звезду.

Послушайте стихотворение.

У каждого на свете есть звезда,
Что освещает им их трудный путь,

И разная у каждого она,
Но общая у них по жизни суть.

Она сияет лаской и теплом,
И греет, когда холодно душе

И сердце для нее твое как дом,
Ты бережно храни ее в себе.

Ты совершаешь разные ошибки,
И падаешь в погоне за мечтой,

Когда уже нет места для улыбки
Ты встанешь от ее слов: «Я с тобой!»

И даже если мы не так сильны,
Они поддержат нас сияньем глаз,
Помогут дотянуться до мечты.

Когда добьешься цели ты в судьбе,
И в небесах научишься летать,
Ты помни о родной своей звезде
И никогда не вздумай забывать.
(Искандер Карамбетов)

Мы желаем, чтобы каждому из вас, ваша звезда всегда светила на небе и придавала вам силы и чувство уверенности.

-Дорогие ребята, сегодня Вы показали своё умение действовать дружно, продемонстрировали свои физические и умственные способности, необходимые здоровому человеку.

Мы выбираем здоровый образ жизни! Кто с нами! (поднимают руки)

В заключение урока всех приглашаем на флэшмоб.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами тренинга:

 «Я люблю тебя жизнь!»

МБОУ «Школа №4»

Педагог-психолог: Малинина Е.С.

Цель занятия: формирование осознанного отношения к жизни, профилактика суицидального поведения.

Задачи:

-способствовать развитию представлений обучающихся о ценности жизни;

- формировать у обучающихся умение справляться с трудными жизненными ситуациями;

- развивать умение делать правильный выбор.

Необходимые материалы: тема тренинга, стикеры, ватман с нарисованным цветком, компьютер, видеоролики, спокойная музыка, мел, листочки, ручки,

Время занятия: 40 минут

План занятия

1.Ритуал приветствия «Веселое приветствие»

- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на нашем тренинге, который по традиции мы должны начать с ритуала приветствия.

Я хочу Вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному.

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щекой, африканцы трутся спинами. Предлагаю вам поздороваться со всеми как европейцы, потом как эфиопы и как африканцы.

2. Объявление темы тренинга

Чтение стиха и переход к теме тренинга.

Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман, 
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.

- Какой нам дар от бога дан?  Тема нашего тренинга «Я люблю тебя жизнь!»

Мы сегодня с вами поговорим о ценности жизни, будем учиться справляться с трудностями и делать правильный выбор.

3.Беседа

- Каждому из нас природа подарила бесценный дар – жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили. Заложило нос при насморке – почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога – оценили чудесную возможность двигаться.

- Часто ли вы задумываетесь о своей жизни?

- Как вы понимаете, что такое жизнь?

Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ».

- Какое определение вам ближе и почему?

- У каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

- Вы любите свою жизнь? За что?

3. Давайте выполним упражнение «Я люблю свою жизнь»

Продолжите фразу: «Я люблю свою жизнь …» (на стикерах пишут и приклеивают на цветок.

4. Просмотр и обсуждение видеоролика

- Бывали ли в вашей жизни трудные ситуации?

Часто оказываясь в какой-то ситуации, давая волю своим эмоциям, мы думаем, что ситуация безвыходная. О подобной ситуации я вам предлагаю посмотреть видеоролик «Жизнь за 2 минуты». (Просмотр видеоролика «Жизнь за 2 минуты»)

- О чем вы задумались, просмотрев этот видеоролик?

- Вы встречали таких людей?

- Фильм заставляет задуматься о многом, а самое главное – о своем предназначении, смысле жизни и ее ценностях. Но сейчас я вам предлагаю охарактеризовать эмоциональное состояние, в котором находится этот молодой человек.

Школьники дают характеристики состояния, и психолог записывает их в графе «Эмоциональные состояния».

- Все названные характеристики, состояния можно условно объединить понятием «депрессивное состояние».

- Как можно помочь этому парню?

Общее мнение фиксируется на доске «Шаги преодоления депрессии».

Эмоциональное состояние

Шаги преодоления депрессии

разочарованность

обида

подавленность

сожаление

грусть

уныние

безучастность

апатия

безвыходность

отдых н сон

«эмоциональная разрядка»

активность

прогулки

встречи

спорт и физические упражнения

«разговор по душам»

хобби

помощь специалиста

 Игра “Капкан или замкнутый круг»

Все учащиеся становятся в круг и сцепляют руки, несколько учеников – в середину.

Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами. Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. Капкан принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение и объятия. Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга.

- Что чувствовали ребята, которые находились в капкане? Легко ли было вам освободиться из него?

- О чем думал ребята, которые играли роль капкана? Почему решили выпустить ребят, когда не хотелось выпускать?

- С чем можно сравнить эту игру? Происходят ли в нашей жизни подобные ситуации?

Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами.

6. Упражнение «Ценности жизни» (листочки, каждому по 5)

- Когда-нибудь вы задумывались, имеет ли жизнь свои ценности?

- Что больше всего вы цените в жизни?

Я предлагаю вам написать 5 ценностей.

А теперь давайте оправимся в путешествие.

Представьте себе, что вы решили отправиться со своими друзьями в поход в лес. На пути вам встречаются препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы узнать, что будет дальше вы должны отдать одну ценность.

- Вы заходите в лес, идете и видите, на дороге лежит огромное дерево, которое мешает вам пройти, чтобы через него пройти вам необходимо отдать ценность.

- Вы перешагиваете через дерево и идете дальше, по пути вам встречается бешенный медведь, чтобы убежать от него вам необходимо отдать одну ценность.

- Вы убежали от медведя, еще прошли немного и устали, хотите отдохнуть, но не можете разжечь костер. Чтобы добыть огонь, для этого отдайте еще одну ценность.

- Хотите знать, чем закончился ваш поход, отдайте последнюю ценность.

- Вы добыли огонь, разожгли костер, покушали, поиграли в волейбол и благополучно вернулись домой.

- У кого какие ценности остались? Почему осталась именно эта ценность?

- Как вы думаете, правильно ли сделали те учащиеся, которые остановились на пол пути и не отдали свои ценности? А те, кто дошел до конца?

7. Просмотр видеоролика «Никогда не сдавайся!»

- Выскажите свое мнение по поводу этого видеоролика.

8. Игра «Волшебный Мишка»

Учащиеся по желанию садятся на кресло и загадывают свое желание вслух.

- Нужно ли загадывать желания вслух?

9. Просмотр видеоролика «У тебя есть выбор!»

- Какие слова вам запомнились? Почему так называется этот видеоролик?

- У каждого человека есть выбор: быть таким как все или стать независимой личностью, имеющей свои цели и знающей пути их достижения. И от этого выбора зависит многое, станешь ли ты в жизни успешным или нет? Выбери путь, который подходит тебе.

10. Ритуал завершения.

Действительно, жизнь удивительна и прекрасна! Нужно ещё так много успеть! Мир удивителен и полон возможностей! Возможно, поменялось и ваше настроение.

Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы всё!

Ученики открывают по одной букве прикрепленной на доске и говорят позитивные утверждения о жизни.

М Жизнь – это тайна, познай ее!

Ы Жизнь – это мечта осуществи ее!

Л Жизнь – это вызов прими его!

Ю Жизнь – это случай, воспользуйтесь им!

Б Жизнь – это обещание, сдержите его!

И Жизнь – это печаль, так преодолейте её!

М Жизнь – это дар, так пользуйтесь им!

Ж Жизнь – это красота восхитись ею!

И Жизнь – это любовь насладись ею!

З Жизнь – это борьба так восславьте ее!

Н Жизнь – это цель так достигните её!

Ь Жизнь – это удача, не упусти ее!

Жизнь так прекрасна, не загуби ее!

- Наше занятие мне хочется закончить притчей:

Притча об отношении к жизни.

Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшнее занятие, может стало для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь»..

  Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. 




Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами тренинга:

«Умей сказать – «Нет!»

Цель: развивать навыки уверенного отказа от предложения ПАВ.

Задачи:

- оказать психологическую поддержку подростку в формировании адекватной самооценки;

- познакомить подростков с различными способами уверенного отказа;

- тренировать способы отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.

          Здравствуйте, дорогие ребята! Вы прибыли на станцию тренинговую.  А наше занятие мы начнем со следующего. Напишите на листке бумаги свою заветную мечту. Чего вы хотите для себя в будущем и настоящем.

(Дети пишут, ведущий прикрепляет к дереву желаний  и зачитывает их).

- Посмотрите, ребята, большинство из вас мечтает о благополучии, об интересной работе, о здоровье, о хорошей успеваемости, о любви. Обратите внимание, что ни у кого из вас нет мечты стать наркоманом или алкоголиком, никто не мечтает заболеть СПИДом или раком лёгких от курения. Алкоголь, табак, наркотики – все вместе это называется ПАВ, т.е. психоактивные вещества. Они портят психику, они портят всего человека.

 Поэтому тема нашего сегодняшнего мероприятия «Пагубное влияние ПАВ на организм человека». Все мы знаем, что табак, алкоголь и наркотики разрушительно влияют на наш человеческий организм.

Всем известна статистика:

-  из 100% хоть раз попробовавших ПАВ 70% станут зависимы от него и только 5% смогут излечиться;

- из 100% онкологических больных 40% связано с курением, 80% заканчивают жизнь от сердечного приступа и рака;

-  из 100% женщин, начавших курить и пить спиртное в раннем возрасте, 50% становятся бесплодными.

          Наверное, нет сейчас в нашем мире такого человека, который бы не слышал, что курить вредно, а употреблять наркотические вещества смертельно опасно, но, несмотря на все эти знания есть люди, даже среди ваших сверстников, среди ваших друзей и знакомых, которые все равно пробуют эти вещества. Почему? Какие причины употребления ПАВ вы мне можете назвать? (Мозговой штурм – дети называют причины, психолог записывает их на доске или ватмане, подводя к тому, что одной из причин является то, что многие подростки не могут противостоять давлению и четко сказать «НЕТ»)

Итак, о последней причине мы на тренинговой станции поговорим подробнее. Умей сказать «НЕТ».

Умение отказаться от назойливых и соблазнительных предложений сверстников требует от человека твердости характера, определенной смелости, уверенности в себе.  Потренируем это умение в следующем упражнении.

Упражнение «Спасибо, нет!»

По очереди каждый из вас будет предлагать покурить, выпить или попробовать лёгкий наркотик своему соседу справа, а он должен отказаться, приведя какой-то веский довод. Как только вы почувствуете убедительный отказ, то диалог прекращается, и ваша роль переходит этому участнику. Теперь он обращается к своему соседу справа с тем же предложением. И так по кругу. Выполняя упражнение, обращайте внимание на убедительность ответа, на интонацию голоса, на уверенность человека.

На  доске для вас прикреплены  готовые варианты отказа от употребления ПАВ, в случае затруднения, можете ими воспользоваться.

СПАСИБО, НЕТ! – Я хочу отдавать себе отчёт в том, что я делаю.

СПАСИБО, НЕТ! – Я договорился сегодня покататься на велосипеде. Может, пойдешь с нами?

СПАСИБО, НЕТ! – Я не хочу конфликтовать с родителями (учителями).

СПАСИБО, НЕТ! – Это не в моём стиле.

СПАСИБО, НЕТ! – Мне ещё предстоит учиться.

СПАСИБО, НЕТ! – Мне завтра рано вставать.

СПАСИБО, НЕТ! – Я хочу сохранить ясность мышления.

СПАСИБО, НЕТ! – После этого я быстро и сильно устаю.

СПАСИБО, НЕТ! – У меня сегодня тренировка..

СПАСИБО, НЕТ! – Может быть, займёмся чем-нибудь другим?

СПАСИБО, НЕТ! – Я же не принуждаю вас выполнять мою волю, почему же вы так назойливы?

СПАСИБО, нет! – это  не в моем стиле. А, кстати, не хочешь ли завтра с утра пробежаться по парку?

Рефлексия.

- В какой роли вам понравилось больше?

- Какие чувства вы испытывали в каждой из этих ролей?

- Кто, по вашему мнению, не достаточно убедительно отказывался, и даже появилось ощущение того, что если еще немного надавить, то он согласится?

- Кто из участников игры действовал наиболее убедительно и решительно?

Откажись по-разному» (мини-лекция)

Время –10 минут.

Существует несколько форм отказов:

а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Проявляется как в содержании ответа, так и интонационно. Например: «Вы не хотите выпить чаю?» «Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают принять предложение. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Самая легкая форма отказа, поскольку при этом не затрагиваются личные чувства предлагающего бесконфликтное решение ситуации Например: «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».

в) Отказ – альтернатива. Отказ может быть  направлен на предложение или внешние обстоятельства, однако при этом выдвигается альтернативное предложение. Одна из удачных форм отказа, которая также не затрагивает личных чувств предлагающего, поскольку дается понять, что общение с ним желательно. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра погуляем» - «Давай лучше сходим на тренировку».

г) Отказ – отрицание. Обычно направлен на само предложение или предлагающего. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. Может затрагивать личные чувства предлагающего, обидеть его.

- Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды.

- Нет, я ни за что не поеду в лес, я боюсь заблудиться.

- Нет, я ни за что с тобой не поеду в ресторан.

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Обычно направлен на предлагающего (прямо или косвенно). Агрессивен по форме Может содержать оскорбления или угрозы. Эффективен в случае выраженного внешнего давления.

Объединить участников в 2 команды. Раздать каждой команде  карточки с ситуацией.

Прочитайте ситуацию, и используя один из способов отказа, разыграйте сценку, в которой герой отказывается выполнить просьбу.

1) Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

 

2) Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

3) Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести какие-то таблетки. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

4) Слушай, давай покурим. У меня сигареты с травкой, ты ведь такие еще не пробовала?

Группы продемонстрируют понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарить их за  представление

Реклама здорового образа жизни.

Инструкция:

Работа в командах. Представьте, что Вы работаете на

телевидении. Ваша задача на ближайшие 5 минут придумать рекламу

 о здоровом образе жизни. Вы можете работать в любых жанрах:

социальная реклама, постановка, мультипликация. Вы можете использовать

все, что подскажет Вам воображение.

Обсуждение:

Какой из роликов показался наиболее удачным, почему?

Какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее

эффективными?

Каковы возможности этого упражнения?

Упражнение «Замкнутый круг».

Предлагаю вам поиграть в игру «Замкнутый круг». По ее окончании вы мне скажите, почему именно ее мы выбрали для занятия.

Итак, один доброволец становится в центр круга. Остальные создают плотный замкнутый круг. Задача игрока выйти из круга, задача всех остальных - не выпускать его.

- Кто ещё хочет попробовать стать в круг? (Играют все желающие).

Рефлексия:

- Что вы чувствовали при выполнении этого задания? О чём думали?

- Какие ощущения испытали, когда не смогли выйти из круга?

- Как вы думаете, что напоминает этот замкнутый круг? Почему я вам предложила именно это упражнение?

Употребляя ПАВ, человек как бы находится в замкнутом пространстве, выбраться из которого практически невозможно.

- Вывод прост – нельзя попадать в этот «замкнутый круг»! Никогда и ни при каких обстоятельствах даже и не пробовать!

В завершении занятия предлагаю поработать в группе, проявить свою фантазию и полученные сегодня знания. Придумайте девиз или призыв к подросткам, предупреждающий о вреде ПАВ. (Работа в группах).

Запомните! Умение говорить «нет!» поможет сохранить вам свою индивидуальность. Это будет свидетельствовать о силе вашего характера. Не бойтесь, что своим отказом оттолкнёте от себя окружающих. К вам перестанут обращаться только те, кто хотел втянуть вас в употребление ПАВ, в этот порочный круг, а остальные лишь зауважают!

Для того чтобы вы уверенно могли отказаться от употребления табака, алкоголя, наркотиков, мы дарим вам памятки «Умей сказать НЕТ!». Тренируйтесь дома, тренируйте своих настоящих друзей.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/234/106031/3/img1.jpg