ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются результаты изучения представлений о дружеских отношениях детей младшего школьного возраста, предлагается программа по развитию представлений о дружеских отношениях.
Ключевые слова: младший школьный возраст, представление о дружеских отношениях, групповые занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grigoreva_a.n.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева А.Н.,
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 155 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРТЫНОВА Д.Д.»
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются результаты изучения представлений о дружеских отношениях детей младшего школьного возраста, предлагается программа по развитию представлений о дружеских отношениях.
Ключевые слова: младший школьный возраст, представление о дружеских отношениях, групповые занятия.
Проблема дружеских отношений в педагогике и психологии является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания. Вопросы о специфических особенностях дружеских отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей, т.к. в каждый отрезок исторического времени образы человеческих взаимоотношений изменяются.
Исследования дружбы младших школьников, как правило, обращены к описанию ее формальных характеристик – устойчивости, длительности (Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик и др.), описанию внешней стороны взаимодействия друзей и особенностей «концепции дружбы». Поскольку в основе способа построения школьниками дружеских отношений лежат представления о дружбе, мы считаем важным изучить представления современных младших школьников о дружеских отношениях.
Социальными представлениями занимались такие ученые как Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, С. Московичи и др. Дюркгейм утверждал, что социальная жизнь полностью состоит из представлений. По Московичи, социальные представления – это способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Они являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия. Выделяют три составляющих социального представления: «информация (сумма знаний об объекте); поле представления (включает все разнообразие его содержания, все его свойства, организованные в иерархическую систему; толкование новой информации); определенная установка, определяющая действия и высказывания относительно объекта представления».
В настоящее время существует относительно немного исследований социальных представлений о дружбе современных младших школьников, чьи отношения опосредованы социальными сетями, а общение выстраивается при помощи гаджетов. Поскольку мы изучаем социальные представления о дружбе, важно рассмотреть научные знания об этом виде отношений. В психологическом словаре дружба определяется как особая факторов форма данных межличностных правил взаимодействий, которая факторов характеризуется стороны индивидуально-выборочным отношениями, взаимной операций привязанностью участников общения, усилением потребности процессов аффилиации, высоким зависимости уровнем потребности удовлетворенности органов правил контактами, взаимными состояния ожиданиями состояния положительных правил чувств.
Изучая представления о дружеских отношениях детей младшего школьного возраста, мы провели исследование на базе МБОУ СОШ № 98 г. Красноярска, в нем приняли участие 42 ребенка в возрасте 9 - 10 лет, из них 20 мальчиков и 22 девочки. Использовались анкета «Поговорим о дружбе», анкета «Что важнее?», методика «Оценка способности к эмпатии» (И.М. Юсупов) и социометрия.
Рис. 1. Итоговый уровень развития представлений о дружбе у младших школьников(в %)
Дети с низким уровнем развития представлений о дружбе характеризуются слабой дифференцированостью понятия – выделяют всего 3-4 характеристики; не могут выстроить их в иерархическую систему и в поведение это проявляется низким уровнем активности во взаимодействии, т.е. такие дети испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании, не понимают поведения и поступков других, конфликтны. Дети со средним уровнем развития представлений о дружбе способны дифференцировать понятие, но не могут выстроить характеристики в иерархическую систему и в поведении это проявляется малой чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих, склонностью в межличностных отношениях судить о других людях по их поступкам. Общение строится в основном по деловому признаку. Дети с высоким уровнем развития представлений о дружбе способны дифференцировать понятие и способны выстраивать все его характеристики в иерархическую систему и в поведение это проявляется в том, что они с неподдельным интересом относятся к людям. Эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Они заинтересованы в сверстнике, всегда окажут помощь.
Значительная часть современных младших школьников (67%) способна дифференцировать понятие, но не может выстроить его характеристики в иерархическую систему. В поведение это проявляется трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений.
Полученные результаты являлись основой составления программы групповых занятий, целью которой стало развитие представлений о дружеских отношениях детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента может быть полезна учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Список используемых источников
- Вокабула. Энциклопедии, словари, справочники – онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/бсэ/дружба
- Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 2013. 255 с.
- Московичи С. От коллективных представлений- к социальным // Вопр. социологии. М., 2002. С. 83-96.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд //Психологический журнал. Том 16, №1, 1995.
- Почебут Л.Г., Мейжис И. А. Социальная психология. "Издательский дом «Питер», 2016.