Консультация: «Игры с водой для развития познавательной активности у детей».

Горецкая Татьяна Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«Игры с водой для развития  познавательной активности у детей».

Цель: повысить уровень знаний родителей.

Задачи:

- развитие навыков у родителей в развитии познавательной активности у детей;

- формирование стремления развивать у ребенка  самостоятельности и умения делать элементарные умозаключения.

Педагог-психолог: - Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Задача взрослых - расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения.

Один из самых эффективных способов - экспериментирование, в процессе которого дети  получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.  Несложные опыты с воздухом, водой, песком, красками неизменно вызывают восторг детей и желание понять, почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.  С помощью таких игр можно в интересной форме обучить ребенка, развить: наблюдательность, мышление, внимание, моторику, тактильные ощущения, речь, двигательную и зрительную координацию.

В чем еще польза игр в воде и с водой:

-вода успокаивает, эмоционально разгружает;

-дарит положительные эмоции;

-способствует физическому развитию;

-закаливание и профилактика заболеваний;

-знакомство с окружающим миром;

-формируется пространственное восприятие, представление о величине и т.д.;

-обогащается словарный запас;

-приучение к хозяйству (уборка, стирка, полив цветов и т.д.);

-приучение к личной гигиене.

Ребенок растет и познает свойства  воды, которая оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям, и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Дети удивляются, делают для себя маленькие открытия. Простые игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Взрослый пускает на воду маленький кораблик, и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Взрослый побуждает потрогать воду рукой. Кораблик плывёт, ребенок старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос: «Почему он плывёт медленно?». Бросает мячик и говорит: «Смотрите, мячик плавает и не тонет!».  Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает. Объясните, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.

 Также  можно опустить  в воду камешек или железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! Поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый!

С помощью таких игр можно в интересной форме обучить ребенка и  развить  у него наблюдательность, мышление, внимание, моторику, тактильные ощущения, речь, двигательную и зрительную координацию. Игр с водой - огромное разнообразие, вот некоторые из них, которые доступны для каждого ребенка:

 «С места на место»

Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача ребенка - выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

    «Игра со струёй воды»

Подставляйте под струю воды ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте её. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом - столовую ложку. Струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

«Окрашивание воды»

Возьмите  акварельные краски, кисти, прозрачные стаканчики (количество по желанию). Начать лучше с одного цвета. В разных емкостях сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах. Долейте воды и посмотрите с ребенком, где вода получилась темнее, а где светлее. Наблюдаем, как меняется окраска в стакане. Предложите ребенку поэкспериментировать и смешать с водой не один цвет, а два или три.

«Поиск сокровищ»

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в тазик с водой. Завяжите ребенку глаза и предложите отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

Переливаем - измеряем

Для этой игры понадобятся ёмкости различные по величине и из разных материалов (надувной шарик, пластиковая бутылка, прозрачный целлофановый пакетик, резиновая перчатка и др.). Задача переливать из одной посуды в другую. В процессе этой игры ребёнок получает представления о свойствах воды: принимать форму сосуда, прозрачности, а так же о понятии объём.

Кораблик

Для этой игры понадобится бумажный кораблик.  Запускаем кораблик в воду, наблюдаем за ним, помогаем плыть (дуем на него). Можно посадить на корабль «пассажиров», устроить кораблекрушение и всех спасти.

Бульки

Здесь нужна трубочка от сока и стакан с водой (наполненный до половины). Необходимо дуть в трубочку до появления "булек." Ребёнок не только получает представление о понятии газообразные вещества (это как раз те самые бульки от нашего дыхания), но и занимается дыхательной гимнастикой.

Пенное облако

В тарелочку или небольшой тазик налить воды и добавить шампунь или жидкое мыло, размешать. Взять трубочку от сока, опустить один конец в полученную смесь, а в другой дуть. Появляется очень красивое пенное облако.

Тонет - не тонет

Очень хорошая игра - эксперимент для изучения свойства воды и различных предметов. Необходимо просто брать предметы из разных материалов (бумага, перо, палочка, ткань, деревяшка, вилка, камешек и т.д.) и бросать их в воду. Наблюдаем, как ведут себя эти предметы и делаем выводы.

Растворяется или не растворяется

Попробовать добавить в стакан с водой разные жидкости ( молоко, сок,подсолнечное масло и др.), порошки (соль, сахар, кофе, песок и др.), твердые предметы (мыло, сахар рафинат, камешек и др.). Наблюдаем, делаем выводы о растворимости различных веществ в воде.

Сокровища пиратов

На дно тазика, ванны или бассейна положите различные предметы (камешки,бусинки,ракушки,пуговицы). Задание: достать со дна «сокровища пиратов» разными способами (руками, ногами, совочком, ситечком и др.). Взять несколько игрушек (которые тонут). Пусть ребенок рассмотрит их и бросит в воду. Дальше с завязанными глазами малыш ищет игрушку и отгадывает что это.

          «Пенный замок»

Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку: через нос вдохните воздух, выдыхаем воздух через рот.

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это «принц, который живет в пенном замке». Предложите  опустить кисти рук в воду и поймать «пузыри» обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.

Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

Подкрасьте воду акварельными красками. И сюжет игры изменится: взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».

Выдувая мыльные пузыри, у детей поднимается настроение, забываются все проблемы и хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье.

Хорошее настроение у вас и ребёнка - залог успеха!

Весёлых Вам  игр!

Занятие: «Пенный замок»

Цель: развить  познавательную  и поисковую  активность.

Задачи:

- развитие мелкой моторики и речевой активности, способности четко формулировать свои мысли;

-формирование аналитико-синтетической деятельности; положительного эмоционального настроя.

         Методическое оснащение:  небольшая емкость (чаша), немного воды, жидкое мыло,  коктейльные  трубочки, краска (цвет зависит от сюжета игры).

           Вариант 1.

Педагог-психолог: - Здравствуйте ребята! Сегодня с вами мы будем строить пенный замок.  Давайте попробуем, у кого какой получится? В небольшую мисочку (чашу, емкость) мы  нальем  немного воды, добавим  средство для мытья посуды и размешаем коктейльной трубочкой. Чтобы нам с вами отправиться в путешествие, необходимо сделать заклинание:

Если трубочкой волшебной

Ты взмахнешь четыре раза

Мы окажемся все сразу

В мире сказок непременно

- Давайте посчитаем вместе: раз, два, три, четыре – вот мы в сказочном мире. Для того, чтобы наш сказочный мир ожил,  возьмем коктейльную трубочку, опустим в миску и начнем  дуть (с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Воздух надувает только мыльную воду, превращая её в мыльные пузыри, мыльные пузыри растут друг над другом, будто этажи у дома).

Педагог-психолог: - Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Вдыхаем воздух и дуем   через трубочку для коктейля в воду, у нас  появляются «пузыри».  Не втягивайте жидкость в рот. Предлагаю вам подуть вместе со мной.

 Поставим  внутрь пены игрушку – это «принц, который живет в пенном замке» (сюжет может быть разнообразным, в роли героя выступает любая небольшая пластмассовая или резиновая игрушка: собачка, кошечка, мышка, ангел и др.)

Пес «Барбосик» и мышка хотят погрузиться в этот волшебный мир, им здесь нравится. Как красиво! Как хорошо и весело!  Правда, ребята? Мы вновь для них построим высокий замок. Для этого мы подуем в трубочку. Можно использовать одновременно две трубочки, что сложнее, но пена и замок становятся выше. Поехали!

 Предлагаю  опустить кисти рук в воду и поймать «пузыри» обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над емкостью с пеной: - Такое радужное, хорошее настроение! Но сегодня с эти миром, красочным, волшебным пора попрощаться,  и отсюда, мы из сказки возвращаемся  домой! Попросим своих родителей повторить это увлекательное приключение!

Вариант 2.

Педагог-психолог: - Ребята, а вы любите необычные приключения и невероятные испытания? Вы готовы их преодолеть? Тогда я приглашаю вас на наше занятие.  Нам понадобятся ёмкость с мыльной водой, коктейльные трубочки, немного краски. Мы с вами будем строить пенный замок.  Вы готовы? При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.  Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот (одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастает  облако переливающихся пузырей).

- Какая красота! Невероятная, волшебная! Мы  с вами погружаемся в морскую пучину. Вы не боитесь пройти трудности и испытания? С ними могут справиться только подготовленные моряки. Этот путь очень трудный, полон загадок, приключений и только отважные моряки могут преодолеть все препятствия. Проходим их вместе?  (с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастает  облако переливающихся пузырей).

Педагог-психолог экспериментирует, создавая мыльные пузыри с одной трубочкой, с двумя.  Исследование мыльных пузырей оказалось интересным, красивым и полезным занятием.

Педагог-психолог погружает  внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это фея прилетела  в пенный замок, сказала ребятам спасибо за то, что они создали такой прекрасный мир,  пожелала ребятам здоровья и удачи.

Сегодня, выдувая мыльные пузыри, мы подняли  настроение, забывали  все проблемы. Вы большие молодцы, потому что вы все выполнили. До скорых встреч!