Занятие "Пряник"

Горецкая Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pryanik.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие

Тема: «Сказка «Пряник»

Цель: развить у несовершеннолетних умения   и  навыки  эффективного взаимодействия  с  социальным  окружением, снизить  тревожность и эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, снизить сенсорный и эмоционального дискомфорт, устранить тревоги, беспокойства, страхи.

Задачи:

- установление контакта с несовершеннолетним;

-снятие напряжения, создание дружественной обстановки.

-знакомство с самыми разнообразными сторонами окружающего мира;

-формирование поведения ребенка, обучение навыкам контроля над эмоциями;

-введение необходимых правил и запретов;

-развитие речи;

- предоставление несовершеннолетнему возможности пережить как можно больше положительных эмоций;

- формирование потребности  в общении с  взрослыми и детьми;

-развитие эмоциональной сферы, формирование умения взаимодействовать;

 - уменьшение отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

Оборудование: ноутбук (магнитофон, диски), изображения (картинки или фото с пряниками), бумага формат А4, разнообразные мандалы, пишущие разноцветные канцелярские инструменты: карандаши, ручки шариковые,  гелевые,  масляные, фломастеры, гуаши или акварель, фломастеры с тончайшим наконечником от 0,1 миллиметра); мини-игрушки, сувенир, сказочный символ; восковые мелки  (парафиновая свеча,  кусочек сухого мыла),  вода,  свеча на подставке.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия:

Педагог-психолог:

Приветствие

Педагог-психолог приветствует несовершеннолетних и представляется им.

Педагог-психолог  пишет свое имя  и имена несовершеннолетних на небольшом листе бумаги и прикрепляет их к стульям, на которых сидят дети. Затем, все встают в круг, педагог-психолог по очереди произносят имена, сопровождая их характерным жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя, жест  и движение после каждого представления.

1.1.Установление контакта с детьми.

Разминка. 

Для создания в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения педагог-психолог предлагает участникам сыграть в игры по выбору несовершеннолетних:  

«Передача предмета»

Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, сказочный символ, соответствующие теме сказки, с которой группа познакомится на этом занятии) передается по кругу с добавлением дружеских жестов, слов, приветствий, пожеланий.

 «Молекулы»

Цель игры - снятие напряжения, создание дружественной обстановки.

Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу педагога-психолога  (например, хлопок ладонями; сигнал устанавливается с учетом интересов несовершеннолетних), все останавливаются и объединяются в молекулы по 2 и более человек.

«Путаница»

Цель игры  - снятие напряжения, сокращение дистанции в общении.

Все встают  в круг. Вместе с педагогом-психологом все, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку своего соседа рядом; левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Педагог-психолог помогает несовершеннолетним таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Затем все  распутываются, не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг.

Основная часть.

Работа по теме: «Сказка «Пряник»

Педагог-психолог, раскладывает перед несовершеннолетними картинки, фото с пряниками.  Инсценирует сказку, используя мини-игрушки или картинки с изображениями:

- «Жил-был пряник. Такой твердый, что им можно было разбить фарфоровую вазу или глиняный кувшин. Им можно было пробить дырку в стекле или картине на стене. Его можно было использовать вместо шайбы для игры в хоккей или камня, чтобы бросить в воду. Пряник нельзя было только съесть. Поэтому его выбросили».

- Почему пряник выкинули? ;

-Для чего нам Пряник?;

-Почему его нельзя было съесть?;

- Черствый пряник, он какой?;

-А человек бывает «черствым»? Когда?

Педагог-психолог раскладывает перед несовершеннолетними карандаши, ручки шариковые,  гелевые;  масляные, фломастеры и предлагает нарисовать пряник, который им нравится и который никогда никто не выбросит. 

Упражнение «Мандала»

Цели: развитие эмоциональной сферы, формирование умения взаимодействовать.

На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала.

Заранее готовятся  рисунки с изображением мандалы (на каждого несовершеннолетнего или один общий). Восковыми мелками, парафиновой свечой или же кусочком сухого мыла педагог-психолог вместе с детьми заполняет пространство  на мандале. Дальше педагог-психолог  разводит немного гуаши или акварели в воде, должна получиться немного подкрашенная водичка и начинает вместе с несовершеннолетними  поливать весь лист или закрашивать толстой кисточкой (можно нанести краску на все изображение поролоном или ватой). Краска ложится на воск, поэтому рисунок проявляется неожиданно перед глазами несовершеннолетних. В итоге рисунок воском не закрашивается, а как бы проступает поверх цветного фона.

3.Подведение итогов и завершение занятия

Педагог-психолог: 

Педагог-психолог берет заранее приготовленную  свечу на подставке, устанавливает  ее устойчиво в центр мандалы  и зажигает:

-  «Смотрите, ребята, как свечка горит. Какая  красивая картина у нас получилась! Все сделали вы сами, молодцы!».  Обращает внимание всех ребят на детей, которые успешно справились с заданием. Педагог-психолог предлагает всем  вместе  подуть на пламя:

-  «А теперь подуем… Не сильно…Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотрите, какой поднимается дымок.  Его подхватит ветерок и расскажет всем, как интересно мы с вами проводим время…»

4. Ритуал прощания  

Педагог-психолог  благодарит несовершеннолетних за совместно пройденный волшебный  путь.  Все прощаются со сказочной страной.

  1. Домашнее задание.

Техника «Ленивый рисунок»

-  Уважаемые родители! Вы можете создавать вместе со своим ребенком  волшебную  картину, которая,  в основном, рисуется сама: не жалея краски, капаем ею на лист рисунка  с мандалой. В эти капли добавляем еще и другой цвет, так будет интереснее (мелкие брызги не помешают). Не позволяем краске высыхать: поднимаем лист в вертикальное положение плоскости, наблюдаем, как краска стекает вниз. Можно добавить еще другого цвета краски, пририсовать все, что захочется. Успехов Вам!».