Занятие "Рисунки на песке"

Горецкая Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_risunki_na_peske.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

 

Практическое занятие

Тема: «Рисунки на песке»

Цель: снизить эмоциональное напряжение, тревожность, негативизм страхи.

Задачи:

- развитие познавательного интереса;

-коррекция поведения;

-повышение эффективности во взаимоотношениях со взрослыми  и детьми;

- развитие умения осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.

Оборудование: ящик водонепроницаемый размером 50х70х20 см, наполненный чистым, просеянным,  сухим или влажным песком;  набор миниатюрных фигурок: киндер-сюрпризы, животные, игрушки, оригами из бумаги, машинки, фрукты, овощи, драгоценности, сказочные герои, геометрические фигуры и фигурок людей, солдатиков, машин, деревянный строительный материал,  морские камешки различной формы, каштаны, шишки т.п.); старые газеты или журналы,  коктельная трубочка, тазик с водой; рисунки домов, кораблей, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия:

Педагог-психолог:

- «Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.
         Крепко за руки  возьмёмся,
         И друг другу улыбнёмся.
        -  Здравствуйте, милые дети,

 вы прекрасней всех на свете».

Дети, взявшись за руки, поднимают  и опускают руки.

1.1.Установление контакта с детьми.

Организуя игры,  педагог-психолог должен соблюдать важные принципы:

  1. Добровольность.  Ребенок играет по своему желанию.
  2. Активность  педагога-психолога.

Игры на выбор: педагог-психолог соблюдает принцип стимуляции преобладающих интересов и эмоциональных пристрастий детей.

«Игры со старыми газетами или журналами»

Педагог-психолог играет вместе с детьми в "летящих птиц": подбрасывая в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу. Педагог-психолог дает  детям понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет.

Игра: «Бумажный листопад»

 В этой игре можно порвать страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: "Листья кружатся и падают!" В конце игры обязательно организуйте "уборку листьев".

  1. Основная часть.

Работа по теме: «Рисунки на песке»

Педагог-психолог говорит детям,  что им предоставляется неведомая вселенная, внутри которой они могут создавать свой волшебный мир. И сделать это  они  при помощи песочных картин.

Упражнение «Два дома»

Педагог-психолог раскладывает на столе рисунки домов. Берет чистый лист   и рисует большой и маленький  дом. Дает  несовершеннолетним лист бумаги, карандаш и свой рисунок. Указывает  на свой  рисунок и говорит: "Нарисуйте дом!". Затем вешает рисунки на доску перед песочницей и  предлагает детям вместе с ним нарисовать на песке два домика, один из которых красивый, большой, а другой - маленький, и некрасивый. Педагог-психолог говорит детям, что большой дом принадлежит им и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. "Ребята, давайте подумаем, кого мы сюда пригласим пожить, а кого поселим в маленький дом". Число выборов не ограничивается. (состав определяется сюжетом и содержанием игры, которую выбирают сами дети).  После окончания работы педагог-психолог спрашивает у детей, не забыли ли они кого-нибудь пригласить  в дом и не хотят ли поменять кого-то местами.  

Упражнение «Капитан корабля»

 Педагог-психолог показывает рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задает следующие вопросы:

- «Вы хотели бы плавать на корабле?;

- Кого бы вы взяли на корабль?;

-Кого бы не взяли с собой?;

-А кто нас ждет дома?».  

Педагог-психолог предлагает детям нарисовать на песке кораблик, плывущий по морю. Дети и педагог-психолог  выражают на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, можно смешивать песок с водой, если необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. (Можно отправить игрушечный (бумажный) кораблик в дальнее плавание по воде, применив для этой цели тазик с водой и,  используя коктельную трубочку,  попутным ветерком руководить движением морского судна т.п.).

Упражнение  «Дерево»

Педагог-психолог: - «Ребята, давайте мы будем деревьями». Педагог-психолог расставляет  руки, как ветви, и просит детей подражать ему. Затем говорит: - «Сейчас начнется ветер» - и дует  ртом, покачивает руками, как будто бы ветер покачивает ветки. Просит несовершеннолетних повторить за ним. Затем педагог-психолог рисует на песке дерево и предлагает  детям  нарисовать одно или нескольких деревьев. Дети и педагог–психолог  выражают на песке то, что спонтанно возникает во время проведения упражнения. Педагог-психолог придумывает  вместе с детьми  историю про  дерево, задавая  вопросы:

- Где нашему дереву хотелось бы расти: одному или среди других деревьев?;

- Есть ли у него друзья?  Враги?;

- Боится ли чего-нибудь это дерево?;

- Страшно ли ему?;

- О чем мечтает это дерево?;

- Какое настроение у нашего дерева?;

- Это дерево счастливое или нет?;

- На кого или на что похоже это дерево?;

- За что вы любите  это дерево?;

- Какие сны снятся  дереву?;

- Какой бы подарок вы бы ему  подарили?;

- Если дерево заболеет? Чем мы ему поможем?

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Игры на выбор (детям предлагаются игры, проводимые в начале занятия):

- «Игры со старыми газетами или журналами»;

- Игра: «Бумажный листопад»

5. Ритуал прощания (соответствует ритуалу приветствия).

Педагог-психолог:

- «Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки  возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

До свидания, милые дети,

вы прекрасней всех на свете».
Дети, взявшись за руки, поднимают  и опускают руки.

  1. Домашнее задание.

Педагог-психолог: «Уважаемые родители, предлагаем Вам вести совместный дневник о вашем ребенке. В конце  недели мы будем анализировать наши записи о поведении ребенка; о том, как проходило обучение различным навыкам. Мы будем  давать домашние задания по закреплению навыков. Вы будете писать о том, как ребенок ведет себя дома, о домашних занятиях, затем мы обсудим возникшие вопросы.

В домашних условиях целесообразно использовать такой прием, как «проговаривание» с ребенком хода занятий. Перед засыпанием ребенка озвучивайте последовательность занятия, на котором он присутствовал. Например: «Петя сегодня занимался в группе. Там были... (перечислить всех присутствовавших). Петю дети окружили, он был в центре круга и т. д.». Особую важность имеет интонация проговаривания: она должна быть размеренной, распевной, ласковой. Желательно, чтобы проговаривание перед засыпанием ребенка поочередно осуществляли оба родителя.