«Инновационные технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

Борисова Елена Николаевна

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями».

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации.

На основе заключения ПМПК составляется программа коррекционно-развивающих занятий

Например: с Заключение ПМПК следует: коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога по развитию когнитивной сферы (по формированию умения классифицировать, обобщать и исключать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять существенные признаки предметов и явлений, активизировать произвольные память и внимание).

Программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога направлена на развитие когнитивной сферы.

Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося.

Задачи:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).

2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

4. Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

И здесь, на помощь психологу приходят инновационные технологии. 

«Инновация» - что это такое? Инновация - (итал иnnovatione - новизна, нововведение).

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети).

Целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности по сравнению с традиционной системой. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление.

Анализ литературы, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика и т. д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных форм занятий.

Рассмотрим подробнее инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

- Арттерапия, то есть терапия рисованием.

- Сказкотерапия

- Игротерапия

- Компьютерные технологии Общение с компьютером вызывает у учеников с особыми образовательными потребностями интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

- Мульттерапия – часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки.  

один из способов решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.

Мульт-терапия  имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Здесь нет ничего неправильного, главенствует принцип безусловного принятия всего, что исходит от ребенка.

При использовании методов сказкотераппи, арттерапии и мульттерапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев; происходит развитие эмпатических способностей ребенка.  В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.

- 3D ручка - как инновационная технологии в развитии познавательной сферы и креативных способностей у детей. Данные технологии позволяют не только развивать конструкторские способности, навыки моделирования и экспериментирования.  Кроме этого, у ребенка расширяется кругозор, развивается пространственное, аналитическое, образное мышление, мелкая мускулатура и моторика рук, а самое главное, это оборудование мотивирует ребенка заниматься творчеством, при этом ребенок привыкает к работе с высокотехнологичными устройствами. 

И, конечно, работа с 3д ручкой – одна из интересных, неординарных форм развития мелкой моторики. Тонкие движения руки при работе с3д ручкой способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с 3д ручкой решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их с зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Упражнения с3д ручкой создают благоприятный эмоциональный фон. В процессе этой деятельности у ребенка развивается воображение и фантазия.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, преодолеть нарушения высших психических функций, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.