Исследование развитие воображения у старших дошкольников средствами изотерапии.

Шелевая Оксана Александровна

В статье автор описывает теретическое исследование литературы, а также результаты практического исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_vtoraya_statya_office_word.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование развитие воображения у старших дошкольников средствами изотерапии.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Результаты зарубежных и отечественных психологических исследований показывают, что воображение положительно влияет на психику ребенка, его интеллектуальную деятельность, общее развитие и характер. Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали, как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С.Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником, В.А. Сластениным, В.А. Черкасовым. Проблема развития детского воображения нашла отражение также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко. В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л.С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Психологи установили, что воображение развивается особенно интенсивно в детском возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организационная работа психолога.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии».

Для исследования мы воспользовались методиками:

  1.  « что-нибудь» .С. Немов ( для определения уровня развития воображения);
  2.  « фигур» О.. Дьяченко ( для определения способности создавать оригинальные образы);
  3. «Неполные » Е. Торренс ( для исследования особенностей воображения).

В уже   как  исследования  как  использовались  методы: как   эксперимент, формирующий , тестирование.

На уже   этапе было   проведено экспериментальное   исследование его   тот  собой   у тот   могут  дошкольников   собой  в   двух группах №4   и №6 детского сада МБДОУ№6 г.Оренбурга.

На тот    втором этапе   разработали как   его  реализовали   программу уже   его  развитию   собой  воображения   детей тот    в одной из групп.

На третьем   уже  провели  тот  срез   собой  в   двух группах (№4 и №6) как  и   сравнили тот   его  результатами   первого констатирующего .

Для   обработки его   эмпирического как   как  использовалась  Критерий Манна-.

Предназначена могут   ему  оценки  значимости  между   двумя группами.  уже  позволяет   собой  выявлять   различия, уже   как  изменяются  его  результаты  как  испытуемых   и насколько   собой  в гр.№4 как  и гр.№6  тот  собой  тот  ситуации «» как  и «» его  реализации   программы уже   его  развитию   собой  воображения.

 его  результаты  эксперимента уже   ему  обеим  ему  отличаются  значительно, но   собой  все  уже  показатели 6  ниже уже   4 группы. Исследую  его  развития   собой  воображения   собой  в 6  тот  с  уровнем на 4   ребенка больше,  тот  собой   4 группе. Исследуя  тот  собой  , тот  собой   6 группе 2 его   ему  относятся  0 типу, это  нам ему   не тот    владении уже   тот  собой  . В 4 группе  этому типу   относящихся могут   нет. Также   исследуя ему  , гибкость как   уже  продуктивность   деятельности  тот    в 4 группе  6 человек тот   низким уровнем , чем тот    в 6 группе.  тот  собой   как  из   полученных его  , что могут   6 группы нуждаются  тот  собой   его  работе  его  развитием   собой  воображения,   определяем как   тот  собой   экспериментальную группу.  них его   его  развивающая   программа. А   дети 4 группы   определяются тот    в контрольную .

Результаты уже   математико-статистический  U-критерий -Уитни как   тот  следующие  172, которое уже   тот  собой   зону не . Следовательно это  ему  об   отсутствии его   между уже   уровня тот    воображения тот    в КГ   и ЭГ .

Развивающая программа с занятиями по изотерапии с использованием нетрадиционной техникой изображения. Способствует не только   развитию тот    воображения у   детей, но   и уже   уже  проявления  ему  отзывчивости,   самостоятельности тот    в уже   могут  деятельности,   индивидуальности. Работа   проводилась тот   могут  детьми  группы.

Принцип   проведения занятий –   от уже   к тот  . Комплекс занятий   состоит как   циклов, тот    в каждом  4 занятия. Длительность занятий 30 минут, 2 раза в неделю. Продолжительность развивающей программы 6 недель.

 е результаты после реализации развивающей программы  уже   ему  обеим  ему  отличаются . Исследуя уровень   развития тот    воображения тот    в 6 группе  уровень не   присутствует, тогда   могут  до   проведения уже   было 16 могут  . В 4 группе   с низким  ему  осталось 4   ребенка, а  констатирующем этапе  12 человек. Исследуя  тот  собой   тот  собой   6 группе к 0   и 1 типу  не ему  , зато тот    возросло количество  тот  собой   ему  остальных  (2,3,4,5) на 4 человека.  4 группе также  0 типу никого  ему  отнесли,   остальные типы   практически не   изменились, но 5  не уже  . Также как   ему  оригинальность,  как  и   продуктивность могут    тот  собой   6 группе уже   низкие уровни (1, 2) ,  уже  появились   собой  высокие (5,6).  говорит ему   эффективности нашей   программы. А   результаты тот    в 4 группе   изменились незначительно,  уровень ему  , а ему   уже  показатели   изменились тот    в его   (2,3,4).

Результаты уже   математико-статистический  U-критерий -Уитни как   тот  следующие  112, которое уже   тот  собой   зону значимости.  это уже    его  различия  уже  показателями  тот  собой   тот  собой   КГ как   ЭГ группе   после его   уже  программы.

Исследования уже  , что тот    воображение может   развиваться тот    в условиях   специально ему   могут  деятельности,   собой  в   данном тот  ,  тот средствами   изотерапии. Следовательно,   для его   тот  собой   необходимо ему   ему  опыта   ребёнка, насыщение   новыми знаниями   и тот   ему  об   окружающем мире.

 ему  образом,  тот  собой  , что уже   уже  программа   положительно тот    влияет на   развитие тот    воображения могут  . Дети экспериментальной  научились уже   как  и   рисовать ему  , необычные его  , уже  проявляя  фантазию, богатое   собой  воображение.  тот  стали , ему  образы   и могут   тщательно уже  .

Дети тот   как  использовать  эталоны качественно   по-новому   для уже   как  их  только тот    в центральную  его  рисунка,  как  и   собой  во   собой  второстепенную   деталь. Например,   дети контрольной , как  уже  , могут  дорисовывали , могут  добавляя  фигуре-эталону   различные могут  , как  и   получалось законченное   предметное как  . В экспериментальной  уже  появились   рисунки, где  элемент тот   лишь могут  , тот  собой   тот  собой   некоторый новый  ему  образ. , что здесь   появлялись более  тот  собой   уже  построения   образа тот    воображения. Появилась  тот  свобода   использования уже   элементов могут   уже  построения   образов тот    воображения. Образ   стал тот   новым тот  , что направило   ребенка на   дифференцированное как   как  индивидуализированное   решение задач.

  могут  деятельность   собой  воображения,   собой  выявляя   одно как   ему  основных   тот  свойств –   собой  видение  его  раньше . Предлагаемые  фигуры   стали тот    восприниматься  тот    в качестве  как их- целостностей как   могут  достраиваться,   реконструироваться (возможность   осуществления такой   реконструктивной функции   собой  воображения  тот  собой   тот  самой   специфике этого   психического уже  ).