«Развитие воображения у детей дошкольного возраста»

Шелевая Оксана Александровна

Автор статью посвящает теоретическому исследованию проблемы развитие воображения у детей  дошкольного возраста. Речь пойдет о такой способности, как воображение. Нужна ли человеку данная способность? В каком возрасте лучше начинать развивать воображение, и какой способ наиболее эффективен в данном вопросе? Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shelevaya_oksana_aleksandrovna.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Шелевая Оксана Александровна

Студентка Оренбургского государственного педагогического университета, института педагогики и психологии, г. Оренбург.

kasandra_83@inbox.ru

«Развитие воображения у детей дошкольного возраста»

Аннотация: Автор статью посвящает теоретическому исследованию проблемы развитие воображения у детей  дошкольного возраста. Речь пойдет о такой способности, как воображение. Нужна ли человеку данная способность? В каком возрасте лучше начинать развивать воображение, и какой способ наиболее эффективен в данном вопросе? Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Ключевые слова: воображение, психолого-возрастные особенности развития, психолого-педагогические условия, дошкольный возраст.

В современном мире, серьезные изменения во всех его сферах, требуется самостоятельная творческая личность, обладающая  знаниями и способная применять их в практической деятельности. Решение проблем в современности возможны при наличии определенных творческих способностей и стиля мышления, движущая человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Формирование творческой личности — одна из важных педагогических задач в современности. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, ведь способность к творчеству это особенностью человека, она дает возможность не только использовать действительность, но и изменять ее. У дошкольников эту задачу возможно решить через развитие у детей творческого воображения. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации комплексного подхода в обучении и воспитании. Воображение и фантазия – это важная сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения почти невозможно. Она является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно быстро в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. А также с снижением способности фантазировать у детей обедняется личность, идет на спад творческое мышление, пропадает интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация деятельности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать в условиях детского сада художественноэстетическую, психологически благоприятную образовательную среду, в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями [1]. Воображение является предметом многих психолого-педагогических исследованиях в отечественной и зарубежной науке. Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали, как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым. Проблемой развития детского воображения занимались также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.

 В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский хочет сказать о творческой деятельности, как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». [3].

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же, как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное.

Л.С. Выготский говорил, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, скудность образов. Ведь в основе образов воображения у взрослых лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте [4].

Особое внимание заслуживает анализ этапов развития воображения. По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, каким и смешными они не были, основываются на впечатлениях реальной жизни [3].

Появляются зачатки воображения к концу раннего возраста. В этот период наряду с развитием непроизвольного воображения появляется новый тип воображения – произвольное воображение. Появление и развитие воображения в этом возрасте  связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими[4]. Несколько позже произвольное воображение проявляется в видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.).

Л.С. Выготский отмечает, что большой шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи.  Воображение развивается с речью и благодаря ей.

Детально раскрыты в работах О.М. Дьяченко 3 этапа развития воображения:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на: познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек разыгрывает знакомые ему сюжеты и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания.

Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, в первую очередь всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень воображения в этом возрасте снижается. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Воображение  превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. В этом возрасте для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесного воображения, оно тесно связанно с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение». Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Продукты воображения становятся детализированными и индивидуализированными.

В дошкольном возрасте основные особенности воображения заключаются в следующем:

  • -воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  • оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  • ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [2].

Таким образом, хотим отметить, что усвоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важны особенности каждого ребенка.

Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Проявляется оно в придумывание, а затем в реализации замысла. Воображение ребенка рассматривается, как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.).

Одна  из задач взрослых – создать благоприятные условия для развития воображения. Именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

 «Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – утверждал В.А. Сухомлинский [19]. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью.

К изобразительному искусству относятся рисование, аппликация, лепка.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно определить уровень этого познания. Более развитое у детей восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей видны такие особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Особое внимание в работе с детьми следует уделить развитию способности передачи выразительности образа в лепке. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, знакомого героя конкретной сказки. Ему необходимо уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии постоянного влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность использовать образы, создавать на их основе новые. Главное способствовать формированию у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. К старшему дошкольному возрасту уже должны быть такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая доработка представлений.

Поэтому развивать воображение у детей дошкольного возраста рекомендуется в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию воображения у ребенка дошкольного возраста.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить следующее определение «творческое воображение» — это воображение, в ходе которого, человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Воображение играет в жизни ребенка большую роль. Работа воображения — это путь, ведущий к познанию и освоению детьми окружающего мира. Целенаправленное развитие воображения у детей происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А также дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В первую очередь этот процесс можно увидеть в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов в воображаемых ситуациях. Творческий характер воображения зависит от того, как дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает различными видами воображения и учится произвольно им пользоваться. [2]. Процесс воображения включает умение сопоставления, выявление важных свойств объекта, мысленное достраивание объекта, воплощение слов в художественный образ, преобразование объекта различными приемами. Развитие воображения является основой для совершенствования творческих способностей ребенка, в том числе важнейшей характеристикой и условием развития детей дошкольного возраста. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не является частью процесса создания новых, социально значимых общественных продуктов труда, но активно участвует в развитии операций воображения, в создании предпосылок для «взрослого» творчества в будущем. Дети с развитым воображением сохраняют творческий подход к решению любых задач, у них больше шансов занять лидирующие позиции в социуме. Старший дошкольный возраст сенситивен для развития воображения. Дети в процессе воображения осваивают алгоритм преодоления стереотипов, установленных рамок реального: чем сильнее развита их фантазия, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и результаты деятельности. Творческое воображение старших дошкольников отличается подвижностью образов, вариативностью решения заданной темы, индивидуально-оригинальным подходом. И всегда творчество детей сопровождается положительными эмоциями, благодаря чему «обладает большой притягательной силой» для дошкольников. Для развития воображения большие возможности имеет изобразительное искусство. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения детей. Рисование помогает лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Процесс развития воображения лучше осуществляться с учетом следующих принципов построения занятий:

  • идти от простого к сложному;
  • обеспечивать дозированный дефицит информации;
  • осуществлять интеграцию образовательных областей;
  • применять комплекснотематический подход;
  • использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.

Автор выделяет ряд условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения детей:

  • проведение оперативной диагностики, для получения первичной информации, об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте. Воспитатель, обладающий готовностью к проектированию психологически безопасной образовательной среды, способен диагностировать количественные и качественные изменения в когнитивном и личностном развитии ребенка. [11, c.30];
  • работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагает педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;
  • творческая переработка прошлого опыта ребенка, который рождает новые фантазии. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения;
  • полноценное эмоциональное общение детей с взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;
  • использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;
  • использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью.
  • создание комфортной и психологически безопасной среды. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех. Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности. [13, c.26].

В заключение хотелось бы сказать, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Таким образом, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, оказывать ему помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечивать атмосферу психологического комфорта.

Список литературы

1.        Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1988. - №11. - стр. 32-38.

2.        Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2007. – 448с. – ISBN 978-5-222-11688-3.

3.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с. – ISBN 5-09-003428-1.

4.        Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1993. – 368с.

5.        Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 2015. – 96с.

6.        Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. – с.34-35

7.        Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 2007. - №12. - стр. 73-75.

8.        Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 1993. - №2. - стр. 54-58.

9.        Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с. – ISBN 978-5-89415-671-2.

10.        Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 2008. – 246с.

11.        Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.

12.        Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – с.45-47

13.        Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2013. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.

14.        Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.: Знание, 1995. – 50с.

15.        Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2014. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5

16.        Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2006. – 144с. – ISBN 5-7301-0204-6.

17.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 374с.

18.        Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. – ISBN 5-222-00483-Х.

19.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9.

The slotted Oksana Alexandrovna

Student Orenburg State Pedagogical University, Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg.

kasandra_83@inbox.ru

"The development of imagination in preschool children"

Annotation: Author of the article is dedicated to the theoretical study of the problem of imagination development in preschool children. It's about this ability as imagination. Do I need a man this ability? At what age is best to begin to develop their imagination, and which method is most effective in this regard? The author lists teaching methods that foster the creative imagination, as well as providing psychological and pedagogical conditions for its effective development.

Keywords: imagination, psychological and age peculiarities of development of psycho-pedagogical conditions of preschool age.