Упражнения для детей в возрасте от 7 до 18 лет «Мандалы»

Горецкая Татьяна Сергеевна

Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы  для детей и подростков с нарушениями поведения и эмоциональной сферы  с применением нетрадиционных техник рисования

  • 1 группа (7-12 лет)
  • 2 группа (12-18 лет)

Мандалы хороши, как для детей, так и для взрослых. Раскрашивание мандал  может научить детей сосредоточиваться и успокаиваться.

Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

-в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения;

- в целях диагностики настроения;

- с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (самооценки, мотивации и т.д.).

-в целях изучения групповых взаимоотношений;

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми:

- при проблемах самооценки, агрессии, страхах, тревогах;

-развитии  мелкой моторики и снятии нервного напряжения;

- воспитание терпеливости и аккуратности;

-при сопровождении адаптации; при повышении внимания у гиперактивных детей;

- при коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;

-при раскрытии творческого потенциала.

Работая с ассоциациями несовершеннолетних, психолог может определить его конкретную проблему и психологические изменения. Данный вид рисования стимулирует  положительную  мотивацию,  вызывает  радостное  настроение, снимает страх перед процессом рисования,   дает возможность ощутить незабываемые положительные эмоции. Даже простое рассматривание мандал вносит эффект радости и спокойствия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_mandaly.docx76.73 КБ

Предварительный просмотр:

«ТБИЛИССКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

        

Упражнения для детей с ограниченными возможностями в возрасте

от  7 до 18 лет

«Мандалы»

Составитель: педагог-психолог,  отделения  диагностики и разработки планов социальной реабилитации Горецкая Татьяна Сергеевна

Пояснительная записка

Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы  для детей и подростков с нарушениями поведения и эмоциональной сферы  с применением нетрадиционных техник рисования

1 группа (7-12 лет)

2 группа (12-18 лет)

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг». Можно встретить самые разные элементы: квадраты, треугольники, овалы и др. Часто ее считают символическим отражением духовной, космической или психической гармонии, отмеченной присутствием божества.

Особенности воздействия мандалы, как символа на людей, ее роль в психическом мире человека давно привлекли внимание специалистов. Карл-Густав Юнг считал мандалу чрезвычайно мощным архетипом, являющимся зримой проекцией психического и выражающим Самость. Юнг писал о том, что «символ мандалы несет в себе именно это значение: священное пространство (temenos), защищающее центр. Этот символ является одним из наиболее важных мотивов при объективации бессознательных образов. Это одно из средств защиты центра личности от посягательств извне или попыток выставить его наружу. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития. Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться. Таким образом, исчезает напряжения, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Одно из главных преимуществ работы с мандалами  - это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

Мандалы хороши, как для детей, так и для взрослых. Раскрашивание мандал  может научить детей сосредоточиваться и успокаиваться.

Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

-в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения;

- в целях диагностики настроения;

- с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (самооценки, мотивации и т.д.).

-в целях изучения групповых взаимоотношений;

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми:

- при проблемах самооценки, агрессии, страхах, тревогах;

-развитии  мелкой моторики и снятии нервного напряжения;

- воспитание терпеливости и аккуратности;

-при сопровождении адаптации; при повышении внимания у гиперактивных детей;

- при коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;

-при раскрытии творческого потенциала.

Работая с ассоциациями несовершеннолетних, психолог может определить его конкретную проблему и психологические изменения. Данный вид рисования стимулирует  положительную  мотивацию,  вызывает  радостное  настроение, снимает страх перед процессом рисования,   дает возможность ощутить незабываемые положительные эмоции. Даже простое рассматривание мандал вносит эффект радости и спокойствия. 

Основные правила работы психолога с ребенком при использовании мандалы:

- Педагог-психолог показывает ребенку весь набор мандал;

- Ребенку предоставляется возможность выбора мандалы  самостоятельно;

- Педагог-психолог при необходимости  помогает, задавая наводящие вопросы;

-  На одном занятии можно работать только с одной мандалой;

- Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого;

- Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей - по степени утомляемости;

- После разукрашивания педагог-психолог обсуждает  с детьми  их чувства, переживания, допускаются наводящие вопросы со стороны психолога;

- В конце работы по желанию ребенка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить ее на стену;

- При работе с мандалами используется  наглядный материал, в дпльнейшем добавляются и рисунки несовершеннолетних;

- Главное правило: ребенок должен работать без принуждения;

- Время работы с одной мандалой 20-60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз;

- Желательно, чтобы  ребенок выбрал мандалу сам;

- Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания;

- При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет;

- В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Методика и технология реализации:

Чтобы ребенок расслабился, необходимо: создание соответствующей расслабляющей обстановки:

- отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей;

-достаточное время для работы;

- соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия; разнообразие изобразительных материалов;

- использование релаксационной и медитативной музыки;

-хорошее освещение.

Индивидуальное (групповое)
диагностико-коррекционное занятие

(7-12 лет)

Психокоррекционные упражнения с детьми  с использованием рисунка мандалы, направленные на диагностику и  коррекцию эмоционального состояния, нормализацию поведения,  снижение эмоционального напряжения, тревожности, негативизма:

Упражнение 1

«Зеркальная мандала»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы,  две стены из зеркала и зеркальное дно, небольшие предметы, декоративные цветные стеклышки, ракушки, кристаллы, веточки, пуговицы, камешки, различный бросовый материал и мелкий природный материал, зеркало;  цветные карандаши, заготовки круга.

 Опрос самочувствия

«Какое у меня настроение?»

 (с использованием разработки  методики А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»).

Цель: исследование эмоционального самочувствия несовершеннолетних.

Педагог-психолог раскладывает перед несовершеннолетними цветные карандаши:  - «Посмотрите на эти красивые разноцветные карандаши. Какие цвета вы здесь видите? У каждого из вас бывает разное настроение».  Педагог-психолог просит выбрать несовершеннолетних те карандаши, которые им больше всего нравятся.  Оттенки настроения, обозначаются цветом: радостное - красное, спокойное -  зеленое, скучное - серое, плохое -черное, тревожное – коричневое, безразличное – белое.  Педагог-психолог берет заготовки круга и говорит: - «Давайте разрисуем круг карандашами, которые вы  выбрали». Несовершеннолетние разукрашивают круг. Педагог-психолог обсуждает настроение ребят.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог становится перед детьми, просит как можно точнее повторять его движения. После этого один из детей вместе с педагогом-психологом  совершает какое-либо действие, (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другие пытаются воспроизвести его движение, как в зеркале. Педагог-психолог хвалит детей за  точность и одновременность движений.  Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое), детям предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Дети перебирают небольшие предметы, декоративные цветные стеклышки, ракушки, кристаллы, веточки, пуговицы, камешки, различный бросовый материал и мелкий природный материал. Педагог-психолог сооружает две стены из зеркала и зеркальное дно, несовершеннолетние  сами  выбирают материал. Затем вместе с педагогом-психологом придумывают рисунки мандал на зеркале.  Ребята рассматривают свои творения, педагог-психолог обсуждает полученные  впечатления.

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Упражнение 2

«Мандалы из пластилина»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы,  пластилин, подставка (поднос), цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог берет  бруски  пластилина зеленого, красного, желтого и синего цвета и предлагает  детям подержать их в руках, помять пальчиками.

Педагог-психолог отщипывает  несколько маленьких кусочков. Поначалу педагог-психолог действует  руками детей (если они не станут сопротивляться), затем предлагает им  попробовать делать это самостоятельно, кусочки выкладываются  на подставку (поднос).

Педагог-психолог скатывает шарик и круговыми движениями и раскатывает колбаски движениями вперед-назад: на плоскости стола или между ладонями (работа с большим куском), или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Несовершеннолетние выкладывают кусочки на подставку (поднос).

Педагог-психолог учит детей сначала делать круглую лепешечку, прижимая надавливающим движением указательного пальца кусочек пластилина к дощечке или листу картона. Потом педагог-психолог и дети размазывают пластилин по поверхности (делают  пластилиновую линию, надавив пальцем на пластилин, а затем сместив палец).  

Из приготовленных кусочков дети прилепляют и размазывают пластилин по поверхности мандалы. Вместе они делают  самые разнообразные «картины» из пластилина: размазывают по картону зеленый пластилин - это «травка», отщипывают  от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепляют  их - получается «полянка с ягодками». Педагог-психолог размазывает  на темном фоне разноцветные кусочки пластилина - получается  «салют», «цветочки» и т.п.

Педагог-психолог говорит: - «Ребята, давайте вместе  создадим  пластилиновые грядки».  Педагог-психолог вместе с детьми лепит  овощи  из пластилина, берет  кусок плотного картона и просит помощи у детей  в их выкладывании. Вместе с детьми педагог-психолог  сажает  овощи: горох, репку, фасоль, картошку; красные помидорчики и зеленые огурчики.  

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу. Педагог-психолог поощряет  детей маленькими сувенирами в подарок.

Упражнение 3

«Создаем мандалу с помощью наклеек»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы,  набор с наклейками с изображением разных предметов - игрушек, одежды, мебели, еды, а также людей и животных, с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики») ; цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог берет  набор с наклейками с изображением разных предметов - игрушек, одежды, мебели, еды, а также людей и животных, с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики») и говорит: -«Ребята, мы будем с вами   создавать  картину с наклейками». Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии педагога-психолога. Несовершеннолетние разукрашивают  рисунок мандалы  в черный или темно-синий  цвет, а затем  наклеивают звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка и с помощью педагога-психолога  «зажигается салют в ночном небе».

Педагог-психолог карандашами рисует дерево - ствол и крону, либо заранее готовит аппликацию, а затем  все вместе  приклеивают красные, зеленые или желтые яблоки, приклепляют несколько яблок под деревом - они «уже созрели».

Завершение упражнения 

Педагог-психолог поощряет  детей маленькими сувенирами в подарок.

Упражнение 4

«Рисование  клочком бумаги»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, клочок бумаги, емкость для воды, краски,  старые газеты (журналы),  цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог играет вместе с детьми в "летящих птиц": подбрасывая в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу. Педагог-психолог дает  детям понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет.  

На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала. Мятый клочок бумаги обмакивается в краску и несколько раз прикладывается к поверхности  мандалы с получением интересного рисунка.

Педагог-психолог вместе с несовершеннолетними рвет  страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывает  охапки бумаги вверх со словами: - «Листья кружатся и падают!». Педагог-психолог  организует  «уборку листьев».

Завершение упражнения

 Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Упражнение 5

«Рисунки  на мокрой мандале»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы,  карандаши, мелки, красками; кисточка, емкость для воды, краски, вата (губка), стакан с водой (тазик), клеенка, цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог отщипывает вместе с детьми небольшие кусочки ваты, подбрасывают вверх со словами: - «Снег идет». Вместе наблюдают за падением "снега",  дуют  на него, чтобы он подольше не падал.

На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала. Педагог-психолог вместе с  несовершеннолетними разукрашивает мандалы не на сухой бумаге, а на мокрой.  Педагог-психолог мочит в чистой воде комочек ваты, отжимает и проводит им по всему листу бумаги или по отдельной его части. Нечеткость изображения «по-мокрому» даст нужный эффект. Педагог-психолог  берет  карандаш и начинает рисовать, выражает свои чувства, рисует линии и фигуры в цвете. Не принуждает несовершеннолетних к тому, чтобы изобразить что-либо определенное. Пусть рисуют все, что придет в голову. Можно пользоваться не только карандашами, но и мелками, красками.

Из небольших кусков ваты педагог-психолог лепит снежки,  (формирует руками комок). Игра начинается  со словами: - «Давайте играть в снежки и бросать их  друг в друга».

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Занятие 6

«Мандалы на песке»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами мандал поднос с песком; различные формочки, лопаточки; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с водой; предметы для украшения мандалы (камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки, семена и др.), цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог достает шкатулку с разнообразными  камешками  и  все вместе   перебирают  камешки, рассматривают их, ищут  самый красивый камешек, самый большой и т.п.

Педагог-психолог говорит детям,  что им предоставляется неведомая вселенная, внутри которой они могут создавать свой волшебный мир. И сделать это  они  при помощи песочных картин.

Педагог-психолог рисует на песке в песочном подносе круг, показывает песочный рисунок, погружает руку детей  в круг, прикладывает ладошки.  Педагог-психолог  водит пальцем по песку в вертикальном, горизонтальном направлении или по кругу. Педагог-психолог предлагает детям вместе украсить круг  различными предметами. Из влажного песка можно вылепить различные элементы круга, а затем приступить к их декорированию.

В процессе выполнения задания педагог-психолог наблюдает за действиями детей и организовывает  активное участие каждого ребенка в процессе совместного действия.  

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Упражнение 7

«Рисование волшебными красками»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, акварельные  краски; тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА, гуашь;  клеенка,  тазик с водой, губка, кисточка, цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог со словами: - «Плыви, кораблик!»  дует  на маленький легкий кораблик на воде (можно  через трубочку). Просит детей повторить.

Педагог-психолог: «Мы сегодня с вами попадем  в сказочную страну, и  будем  волшебниками.  Мы с вами, ребята, открыватели  мира и не боимся новых ощущений, будем  делать чудесные  краски. С помощью красок мы расскажем друг другу   о том, что мы  чувствуем и  думаем, чего хотим».

Педагог-психолог вместе с детьми делает тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА, потом добавляют в него гуашь. Такими красками, созданными своими руками, приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след…

Рецепт «волшебных красок»: 2 столовые ложки муки смешать с 1,5 столовыми ложками соли, добавить 1/3 чайной ложки подсолнечного масла и чуть-чуть воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, до густоты блинного теста. После этого добавляют 2 столовые ложки клея ПВА. Далее в тесто добавляется гуашь нужного цвета.

 Педагог-психолог и дети договариваются, какие  цвета нужны. Педагог-психолог совместно с детьми  рисует  на грубом картоне, не размазываются, а выливаются на картон, создавая  объем. В процессе смешивания компонентов можно попросить участвующих прокомментировать свои чувства. Готовая краска выставляется в центр. Педагог-психолог и несовершеннолетние берут круги из картона и создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками.

Педагог-психолог со словами: - «Катись, шарик!» пускает маленький шарик (например, для пинг-понга) по воде и  дует на него сначала просто, потом  через трубочку. Приглашает детей к участию в игре.

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Упражнение 8

«Рисуем   на мятой мандале»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, емкость для воды, кисти, краски (гуашь), салфетки,  цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог со словами: - «Снег пошел» - дует  на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала. Приглашает несовершеннолетних к участию в игре.

Педагог-психолог вместе с детьми перед рисованием мандалы  аккуратно мнут  бумагу.  Педагог-психолог: - «Мы будем  рисовать по мятой бумаге, это очень просто». Педагог-психолог с детьми  аккуратно разглаживают мандалу  и начинают  рисовать (краска при закрашивании делается более интенсивной - эффект мозаики).

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Упражнение 9

«Рисунок на стекле»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы,  небольшие предметы, декоративные цветные стеклышки, ракушки, кристаллы, веточки, пуговицы, камешки, различный бросовый материал и мелкий природный материал, стекло, пластмасса, цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог достает шкатулку с небольшими предметами,  цветными стеклышками, ракушками, пуговицами, камешками и т.п. Дети рассматривают и перебирают их в течении 5 минут.

Вариант 1

Изначально под  кусок пленки (стекла, пластмассы, зеркала) кладется уже разрисованный рисунок мандалы.  Несовершеннолетние выкладывают на стекле  предметы поверх мандалы.

Вариант 2

Под  кусок пленки (стекла, пластмассы) кладется разрисованный рисунок мандалы.  Рядом с ней сверху на пленку  накладывается лист чистой мандалы и закрепляется  к поверхности. Наглядный материал находится   под пленкой, а  рисунок детей зеркально отразится на второй половине.  Несовершеннолетние сами создают   мандалу, педагог-психолог помогает по необходимости. При желании несовершеннолетние выкладывают на стекле поверх  разрисованной мандалы разнообразные предметы.

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Упражнение 10

«Рисование тампоном»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, марлевый тампон (кусочек поролона),  кисточка, емкость для воды, краски, цветные карандаши, заготовки круга.

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Заранее готовятся рисунки с изображением мандалы (на каждого ребенка или один общий). Педагог-психолог берет марлевый тампоном (кусочек поролона) и предлагает несовершеннолетним вместе с ним заполнить детали рисунка мандалы:

 - «Сейчас мы с вами наберём краски, и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное».

Завершение упражнения

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие

(12-18 лет)

Психокоррекционные упражнения с использованием рисунка мандалы, направлены на диагностику и  коррекцию эмоционального состояния, нормализацию поведения,  снижение эмоционального напряжения, тревожности, негативизма:

Используемая технология: арт-терапия.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами: восковыми мелками,  мозаикой, шерстью, крупами, солью, щетками, мятой бумагой и на мятой бумаге.

Цель: снизить эмоциональное напряжение, тревожность, негативизм.

Задачи:

 - диагностика;

- развитие произвольности поведения;

- снятие внутреннего напряжения, релаксация;

- развитие мелкой моторики рук; воспитание аккуратности;

- активизация бессознательного;

-формирование установки позитивного отношения к себе,;

-актуализация чувств;

-активизация бессознательного;

- развитие творческого потенциала.

- гармонизация эмоциональной сферы;

-снятие внутреннего напряжения;

- повышение собственной личностной ценности.

- развитие творчества, развитие креативности;

- сенсорно-перцептивная стимуляция;

-развитие способности к сосредоточению;

-накопление кинестетического опыта;

- эмоциональная гармонизация и релаксация.

Форма работы  -  индивидуальная, подгрупповая, групповая (в зависимости от категории несовершеннолетних).

Упражнение 1

«Волшебство   восковых мелков»

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, восковые мелки (парафиновая свеча, кусочек сухого мыла), кисточка, емкость для воды, акварель (гуашь), заготовки разноцветных листочков, дерево.

В начале упражнения выясняется настроение детей

Опрос самочувствия

«Дерево настроения» (с использованием  методики «Цветодиагностика эмоциональных состояний» Е. Ф. Бажин и А. М. Эткинд (1985 г.).  Детям  предлагается выбрать цвет своего настроения в настоящее время. Для этого педагог-психолог просит несовершеннолетних выбрать цветной листочек и повесить на дерево.  Цвет листьев дети выбирают сами, что позволяет диагностировать их настроение:

Красный цвет – восторг

Оранжевый - радость,веселье

Жёлтый - мне приятно

Зелёный - спокойно

Синий - грустное настроение, неуверенность

Фиолетовый - тревожно

Чёрный - унылое настроение

Белый - состояние страха Более глубокий анализ – вторичная обработка цветоматрицы – требует квантификации полученных данных: числового преобразования оценок.

Оценка символизирует интенсивность выраженности эмоциональных состояний:

красный +3 балла

оранжевый +2 балла

желтый +1 балл

зеленый 0 баллов

синий -1 балл

фиолетовый -2 балла

черный -3 балла

белый 0 баллов

Примечание.

На протяжении всех занятий листочки на деревьях не снимаются, а нумеруются  (по мере проведения упражнений №1…№2 и т.д).

Включается музыка (все  варианты создания мандалы проводятся под музыку).

На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала. Заранее готовятся  рисунки с изображением мандалы (на каждого несовершеннолетнего или один общий). Педагог-психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования. Дает  инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг».

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

 Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру.  Восковыми мелками, парафиновой свечой или же кусочком сухого мыла педагог-психолог вместе с детьми заполняет пространство  на мандале. Дальше педагог-психолог  разводит немного гуаши или акварели в воде, должна получиться немного подкрашенная водичка и начинает вместе с несовершеннолетними  поливать весь лист или закрашивать толстой кисточкой (можно нанести краску на все изображение поролоном или ватой). Краска ложится на воск, поэтому рисунок проявляется неожиданно перед глазами несовершеннолетних. В итоге рисунок воском не закрашивается, а как бы проступает поверх цветного фона.

Завершение упражнения

После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает несовершеннолетним вопросы:

- Хотели ли вы что-нибудь изменить?

По желанию несовершеннолетних можно вносить изменения в  рисунок.

- Почему вы выбрали этот «волшебный круг»?;

-Вам нравятся  эти цвета?;

- Вам было сложно рисовать или  легко?;

- Вам хорошо сейчас?

Педагог-психолог берет заранее приготовленную  свечу на подставке, устанавливает  ее устойчиво в центр мандалы  и зажигает:

-  «Смотрите, ребята, как свечка горит. Какая  красивая картина у нас получилась! Все сделали вы сами, молодцы!».  Обращает внимание всех ребят на детей, которые успешно справились с заданием. Педагог-психолог предлагает всем  вместе  подуть на пламя:

-  «А теперь подуем… Не сильно…Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотрите, какой поднимается дымок.  Его подхватит ветерок и расскажет всем, как интересно мы с вами проводим время… играем в увлекательную игру. Мы  снова и снова будем играть с «волшебным» кругом, от которого у нас хорошее, радостное настроение…»

После окончания рисования пелагог-психолог предлагает посидеть молча, найти место «волшебной мандале» (прижать к себе, повесить на стену). Если работа проводится в группе, мандалы всех участников стоит поместить в определенное место для всеобщего обозрения, чтобы все могли увидеть рисунки других участников группы, посмотреть, как разнообразны внутренние миры других, чем отличаются они друг от друга.

Выключается музыка, педагог-психолог благодарит несовершеннолетних  за работу.

Упражнение 2

«Капли краски на мандале»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы;  пипетка (кисточка); емкость для воды, акварель (гуашь), заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала. Педагог-психолог:

- «Мы можем  создать вместе с вами   волшебную  картину, которая легко рисуется сама: не жалея краски, капаем ею на лист рисунка  с мандалой. В эти капли добавляем еще и другой цвет, так будет интереснее (мелкие брызги не помешают). Не позволяем краске высыхать:  сразу поднимаем лист в вертикальное положение плоскости, наблюдаем, как краска стекает вниз. Можно добавить еще другого цвета краски, пририсовать все, что захочется».

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 3

«Рисование на мокрой мандале»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы,  карандаши, мелки, красками; кисточка, емкость для воды, краски, вата (губка), стакан с водой (тазик), клеенка, заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. На стол или на пол педагог-психолог подкладывает  клеенку. Намачивает  плотный лист мандалы (просто окунув в тазик с водой), и кладет на клеенку, пригладив влажной губкой (ватой). Окунает  кисточку в одну из красок и осторожно проводит по бумаге. Продолжает вместе с детьми  другими красками. Педагог-психолог, как-бы случайно, проводит по рисунку кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Педагог-психолог экспериментирует вместе с детьми!

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 4

«Создание мандалы с помощью мозаики,  природного и бросового материала».

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, плоскостная мозаика с различными геометрическими формами, различных цветов; детские мозаика Мозаичные элементы можно изготовить самостоятельно (из картона, дерева);  круги разных размеров из плотного упаковочного картона;  различный бросовый материал: камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки, семена, бисер и др., клей ПВА, заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. Педагог-психолог использует  игры с мозаикой. Клей ПВА следует наносить густым слоем на поверхность мандалы, затем выкладывается  узор из мелких предметов. При высыхании клей становится прозрачным, поэтому эстетика работы не нарушается.

Подобные мандалы легко разобрать и построить заново. Возможность контролировать процесс повысит у ребенка уверенность в себе и в своих силах.

 Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 5

«Рисование шерстью»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, клей ПВА, шерсть,  заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала. Заранее готовятся рисунки с изображением мандалы (на каждого ребенка или один общий). Педагог-психолог вместе с несовершеннолетними заливает пустое пространство мандалы клеем ПВА и заполняет рисунок шерстью,  приглашая детей к активному участию.

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 6

«Рисование крупой»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, клей ПВА, крупа (гречка, рис, и т.п);  заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала. Педагог-психолог берет  рисунок мандалы и  аккуратно покрывает клеем  ПВА часть рисунка,  на  которую будет насыпаться крупа. Показывает детям, как правильно  набирать  крупу щепотью и аккуратно ссыпать на рисунок с нанесенным клеем. Просит несовершеннолетних ей помочь. Когда будет засыпан рисунок полностью, педагог-психолог прижимает  лист бумаги к рисунку,  просит детей ей помочь.  Аккуратно встряхивает лишнюю крупу».

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 7

«Рисование солью»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, наклеенную на картон, клей ПВА, соль, заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала.

1.Вариант

Педагог-психолог наносит клей ПВА на рисунок мандалы (просит несовершеннолетних ей помочь), посыпает солью и дает высохнуть. Педагог-психолог  с помощью кисточки набирает краску и капает ее на солевую основу (просит несовершеннолетних сделать так же). Дети наблюдают, как краска сама растекается и смешивается красивыми узорами. 

2.Вариант.

 Соль предварительно окрашивается в разные цвета акварелью.

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 8

«Рисование кляксой»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, кисточка, емкость для воды, краски, акварель (гуашь),  тушь, чернила, пипетка, емкость с водой; заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

 Включается музыка. На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала.

Педагог-психолог краску наносит на поверхность листа с помощью пипетки. Получается  одноцветное изображение, при этом пятна-кляксы получаются случайными по форме и размерам, далее преображение кляксы. Для создания многоцветного изображения педагог-психолог используйт не один, а несколько цветов. 

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 9

«Рисование щеткой»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы,  зубная щётка, стека, емкость для воды, краски,  заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал и использует их в виде наглядного материала.  Педагог-психолог разбрызгивает  капли  краски с помощью зубной щётки.  Набирает  немного краски зубной щёткой в левой руке, а стекой проводит по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу  и  не только на неё, что создает атмосферу позитива.

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).

Упражнение 10

«Рисование штриховка»

Опрос самочувствия (смотри упражнение №1).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, рисунок мандалы, карандаш (шариковая ручка, фломастер, перо и т.д), заготовки разноцветных листочков, дерево.

Наблюдение. Погружение в творческий процесс. 

Включается музыка. На столе педагог-психолог раскладывает несколько разукрашенных мандал, и использует их в виде наглядного материала. Педагог-психолог с помощью штриха создает   разнообразные образы: проводит штрих - линию, которая может быть короткой и длинной; наклонённой, дугообразной, зигзагообразной и волнообразной. Штрихи могут пересекаться, находить друг на друга.

Завершение упражнения (смотри упражнение 1).


Литература:

 1. Диагностика в арттерапии. Метод "Мандала", А.И. Копытин;

 2. Теория и практика арттерапии. Копытин А.И. 3. Психология цвета: Теория и практика. Базыма Б.А. Речь., год: 2005 г.;

3. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 444.;

4.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 г.;

5. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1996. - С.;

6.Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968.;

7. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика.-  СПб.: Речь, 2005.;

8.Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» -СПб.: Речь, 2002 г.;

9. интернет ресурсы:

https://pedportal.net;

https://kopilkaurokov.ru