Работа с гиперактивными детьми, рекомендации родителям

Тюгаева Надежда Борисовна

Гиперактивность. Это диагноз? или это особенности характера? Предлагаю  критерии оценивани гиперактивного ребенка, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ваш ребенок гиперактивный

Гиперактивный ребенок постоянно активный, импульсивен, его могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длительные задания. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном.

Чтобы помочь гиперактивному ребенку необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и  в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

Правило 1. Не ожидать всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции. Например внимания.

Правило 2. Предупреждать переутомление  и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды и занятия, но не слишком часто.

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры быть подобраны в следующих направлениях:

  • игры на развитие внимания;
  • игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
  • игры, способствующие закреплению умения общаться


Предварительный просмотр:

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания

  1. непоследователен, трудно длительное время удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему адресуются
  3. С большим энтузиазмом хватается за задание, но так и не заканчивает его
  4. Переживает трудности в организации
  5. Часто теряет предметы
  6. Избегает скучных, требующих интеллектуальных усилий заданий
  7. Нередко бывает забывчив

Двигательная расторможенность

  1. постоянно вертится
  2. проявляет симптомы беспокойства (барабанит пальцами, вертится в кресле,  бегает, забирается куда-либо)
  3. спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве
  4. очень словоохотлив

импульсивность:

  1. начинает отвечать не дослушав вопроса
  2. не способен дождаться своей очереди, часто ввязывается, прерывает
  3. плохо концентрирует внимание
  4. не может дождаться награды (если между действием и и вознаграждением есть пауза)
  5. не может контролировать и регулировать свои поступки. Поведение слабо управляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и  показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях он спокоен, на других – нет. На некоторых уроках он успешен, на других нет)

6 признаков проявляется в ребенке, то можно предположить, что он гиперактивен.

Признаки импульсивности (анкета)

  1. всегда стремиться находить ответ, когда его о чем-то спрашивают (даже если он неправилен)
  2. у него часто изменяется расположение духа
  3. многие вещи ему действуют на нервы, выводя из себя
  4. ему по душе работа, которую можно делать быстро
  5. обидчив, но не злопамятен,
  6. часто чувствует, что ему все прискучило,
  7. быстро не сомневаясь принимает решение,
  8. может грубо отказаться от еды, которую он не любит,
  9. часто отвлекается на занятиях,
  10. когда кто-то из ребят на него кричит, он начинает кричать в ответ,
  11.  обычно, уверен, что осилит любое задание,
  12.  может надерзить родителям, воспитателю, учителю,
  13.  время от времени, кажется, что он полон энергией
  14. это человек действия рассуждать не умеет и не любит,
  15. требует к себе внимания, не хочет ждать,
  16. в играх не подчиняется  общим предписаниям
  17. выходит из себя во время разговора, часто повышает голос,
  18. легко забывает задание старших, увлекается игрой,
  19. любит организовывать и предводительствовать,
  20. похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других

15-20 баллов – высокая импульсивность, 7-14 – о средней, 1-6 б  - о низкой

Критерии для диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

  1. производит суматошные движения руками и ногами или сидя на стуле, извивается
  2. с трудом остается на стуле при  выполнении каких-либо поручений,
  3. легко отвлекается на посторонние стимулы,
  4. с трудом ожидает очередности для вступления в игру,
  5. отвечает на вопросы, не поразмыслив, и раньше, чем вопрос окончен,
  6. с трудом выполняет указание других,
  7. с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях,
  8. часто  переключается  от одного незаконченного дела к другому,
  9. во время игры беспокоен,
  10. часто излишне словоохотлив,
  11. в разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх нередко является «мишенью»
  12. Часто кажется , что не слышит, что сказано ему или ей.
  13. Часто теряет предметы и вещи, нужные для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги)
  14.  Игнорирует вещественную опасность и возможные последствия (к примеру, бежит по улице «без оглядки»).

8 признаков из 14 должны быть для постановки диагноза, их проявление в возрасте до 7 лет и продолжительность не менее 6 месяцев олбязательна.