Тема по самообразованию: «Коррекция эмоционально - личностной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии»

Ровкина Лидия Валерьевна

Актуальность выбранной темы

 

     Психика ребенка очень ранима и требует к себе бережного отношения, ведь дошкольник только начинает узнавать самого себя и мир вокруг. На своем пути дети часто сталкиваются с разнообразными трудностями. Часто они затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Поэтому арт-терапия является наиболее естественным способом психологической помощи.

 Увеличение количества «особых» детей в детском саду (с трудностями общения, застенчивых, тревожных, агрессивных, гиперактивных) диктует необходимость пересмотра и поиска новых методов, приёмов и технологий коррекционно-развивающей работы. Я решила апробировать некоторые арттерапевтические приёмы, а в частности, изотерапию в работе с дошкольниками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: Педагог-психолог Ровкина Л.В. « Коррекция эмоционально - личностной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии» МАОУ ДОД детский сад «Сказка» с. Омутинское

Слайд 2

Актуальность: Психика ребенка очень ранима и требует к себе бережного отношения, ведь дошкольник только начинает узнавать самого себя и мир вокруг. На своем пути дети часто сталкиваются с разнообразными трудностями. Часто они затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. П оэтому арт-терапия является наиболее естественным способом психологической помощи. Увеличение количества «особых» детей в детском саду (с трудностями общения, застенчивых, тревожных, агрессивных, гиперактивных ) диктует необходимость пересмотра и поиска новых методов, приёмов и технологий коррекционно-развивающей работы. Я решила апробировать некоторые арттерапевтические приёмы, а в частности, изотерапию в работе с дошкольниками.

Слайд 3

Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности? Это самый доступный и привлекательный вид творческой деятельности, при котором не требуется опыта в рисовании. Здесь важен сам процесс творчества, а не результат. Это прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства, ненавязчиво гармонизировать психику. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Это способ творческого самовыражения, развития воображения, эстетического опыта. Это опора на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Это способ увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Это мягкий метод установления контакта с «трудными проблемами». Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким - либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Это способ снять психическое напряжение. Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. Это способ пережить радость, успех в творчестве, который в психике ребёнка бессознательно переносится и на обычную жизнь. Создает положительный эмоциональный настрой.

Слайд 4

Цель программы : создание условий для эмоционально- личностного развития детей методами арт-терапии. В программе реализуются следующие задачи : Способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит в виде негативизма, замкнутости, повышенной тревожности; С оздавать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции ; Оказывать влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; Формировать позитивную " Я-концепцию" и уверенность в себе; Развивать у детей воображение.

Слайд 5

Сроки реализации программы: занятия проводятся 3 месяца с момента выявлении у ребенка проблем, требующих психологической работы по данной программе. Участники программы : дети - 5-7 лет. Периодичность - занятия проводятся индивидуально или в подгруппе 1 раз в неделю.

Слайд 6

Этапы реализации ФОРМЫ РАБОТЫ Сроки Подготовительный Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии. Изучение психолого –педагогической, методической литературы по теме самообразования Март – Апрель 2022г. Практический - Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии; -Использование приёмов арт-терапии в работе; Разработка цикла занятий. Апрель 2022г. Заключительный Оценка результативности использования данного метода. После 3 месяцев занятий, с ребенком проводится повторная диагностика. Результаты сравниваются. Этапы реализации программы:

Слайд 7

Техники рисования : Рисование красками Эбру ; Кляксография ; Монотипия; Рисование шоколадом; Рисование на прозрачном мольберте ; Рисование ладошкой; Рисование на песке; Пластелинография ; Пастель и акварель; Ц ветной граттаж ; Мандала -терапия и др. Условия подбора техник и приемов создания изображений Техники и приемы подбирались по принципу простоты и эффектности. Изобразительные техники и способы были нетрадиционными.

Слайд 8

Структура занятий: 1.Приветствие Основная цель – настроить детей на работу, создать положительный эмоциональный настрой. 2. Вводная часть Основная цель - психологическая подготовка детей к активной работе на занятии по овладению изучаемым материалом. 3. Основная часть (практическая). На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия: релаксационное упражнение, физкультминутка, творческая работа. 4. Рефлексия Основная цель – закрепление у ребёнка положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы, либо анализ своих действий и действий товарищей на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось. 5. Прощание Завершение взаимодействия

Слайд 9

Ожидаемый результат: снятие эмоционально напряжения и снижение тревожности ; совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей ; воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества ; развитие познавательных процессов и расширение эмоционального опыта.

Слайд 10

Практический этап Рисование красками Эбру

Слайд 12

Монотипия

Слайд 13

Рисование на прозрачном мольберте

Слайд 15

Рисование на песке

Слайд 16

Рисование шоколадом

Слайд 18

Кляксография Кляксография

Слайд 19

Рисование ладошкой

Слайд 21

Источники информации:

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!