Тема по самообразованию: «Коррекция эмоционально - личностной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии»
Актуальность выбранной темы
Психика ребенка очень ранима и требует к себе бережного отношения, ведь дошкольник только начинает узнавать самого себя и мир вокруг. На своем пути дети часто сталкиваются с разнообразными трудностями. Часто они затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Поэтому арт-терапия является наиболее естественным способом психологической помощи.
Увеличение количества «особых» детей в детском саду (с трудностями общения, застенчивых, тревожных, агрессивных, гиперактивных) диктует необходимость пересмотра и поиска новых методов, приёмов и технологий коррекционно-развивающей работы. Я решила апробировать некоторые арттерапевтические приёмы, а в частности, изотерапию в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Коррекция эмоционально - личностной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии» | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Психика ребенка очень ранима и требует к себе бережного отношения, ведь дошкольник только начинает узнавать самого себя и мир вокруг. На своем пути дети часто сталкиваются с разнообразными трудностями. Часто они затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. П оэтому арт-терапия является наиболее естественным способом психологической помощи. Увеличение количества «особых» детей в детском саду (с трудностями общения, застенчивых, тревожных, агрессивных, гиперактивных ) диктует необходимость пересмотра и поиска новых методов, приёмов и технологий коррекционно-развивающей работы. Я решила апробировать некоторые арттерапевтические приёмы, а в частности, изотерапию в работе с дошкольниками.
Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности? Это самый доступный и привлекательный вид творческой деятельности, при котором не требуется опыта в рисовании. Здесь важен сам процесс творчества, а не результат. Это прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства, ненавязчиво гармонизировать психику. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Это способ творческого самовыражения, развития воображения, эстетического опыта. Это опора на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Это способ увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Это мягкий метод установления контакта с «трудными проблемами». Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким - либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Это способ снять психическое напряжение. Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. Это способ пережить радость, успех в творчестве, который в психике ребёнка бессознательно переносится и на обычную жизнь. Создает положительный эмоциональный настрой.
Цель программы : создание условий для эмоционально- личностного развития детей методами арт-терапии. В программе реализуются следующие задачи : Способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит в виде негативизма, замкнутости, повышенной тревожности; С оздавать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции ; Оказывать влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; Формировать позитивную " Я-концепцию" и уверенность в себе; Развивать у детей воображение.
Сроки реализации программы: занятия проводятся 3 месяца с момента выявлении у ребенка проблем, требующих психологической работы по данной программе. Участники программы : дети - 5-7 лет. Периодичность - занятия проводятся индивидуально или в подгруппе 1 раз в неделю.
Этапы реализации ФОРМЫ РАБОТЫ Сроки Подготовительный Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии. Изучение психолого –педагогической, методической литературы по теме самообразования Март – Апрель 2022г. Практический - Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии; -Использование приёмов арт-терапии в работе; Разработка цикла занятий. Апрель 2022г. Заключительный Оценка результативности использования данного метода. После 3 месяцев занятий, с ребенком проводится повторная диагностика. Результаты сравниваются. Этапы реализации программы:
Техники рисования : Рисование красками Эбру ; Кляксография ; Монотипия; Рисование шоколадом; Рисование на прозрачном мольберте ; Рисование ладошкой; Рисование на песке; Пластелинография ; Пастель и акварель; Ц ветной граттаж ; Мандала -терапия и др. Условия подбора техник и приемов создания изображений Техники и приемы подбирались по принципу простоты и эффектности. Изобразительные техники и способы были нетрадиционными.
Структура занятий: 1.Приветствие Основная цель – настроить детей на работу, создать положительный эмоциональный настрой. 2. Вводная часть Основная цель - психологическая подготовка детей к активной работе на занятии по овладению изучаемым материалом. 3. Основная часть (практическая). На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия: релаксационное упражнение, физкультминутка, творческая работа. 4. Рефлексия Основная цель – закрепление у ребёнка положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы, либо анализ своих действий и действий товарищей на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось. 5. Прощание Завершение взаимодействия
Ожидаемый результат: снятие эмоционально напряжения и снижение тревожности ; совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей ; воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества ; развитие познавательных процессов и расширение эмоционального опыта.
Практический этап Рисование красками Эбру
Монотипия
Рисование на прозрачном мольберте
Рисование на песке
Рисование шоколадом
Кляксография Кляксография
Рисование ладошкой
Источники информации:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!