Семинар-практикум "Можно ли обойтись без наказания?"

Дрюмова Екатерина Ивановна

Семинар о важной проблеме, с которой сталкиваются все взрослые, о проблеме целесообразности применения наказаний в отношении детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум "Можно ли обойтись без наказания?"

Наказание – очень трудная вещь,

она требует от взрослых огромного

таланта и осторожности.

А. С. Макаренко

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все взрослые, о проблеме целесообразности применения наказаний.

Прежде чем перейдем к обсуждению темы я предлагаю по очереди каждого педагога представиться и назвать три самых замечательных качества своего ребёнка (ответы родителей). Как и у любой медали есть обратная сторона, так и у каждого ребёнка есть не только положительные качества, но и отрицательные. Перечислите, пожалуйста, что вас беспокоит в ребёнке (ответы родителей). Говоря о негативных проявлениях детей, мы невольно переходим к теме наказания.

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребёнок в том или ином случае.

Дискуссия.

Вопросы к слушателям:

1. Как вы считаете, что даёт наказание ребёнку?

Комментарий психолога: Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает.

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в 47% случаев. Поощрение, например, когда ребёнка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством.

•2. Можно ли обойтись без наказаний?

Комментарий психолога: Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей можно обойтись без него. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендуется применять:

- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношений к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.

- Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

- Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

- Следует учитывать срок давности проступка.

- Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

3. Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Комментарий психолога: К педагогически оправданным наказаниям относятся:

- замечания, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;

- выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

- лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

4. Если ребёнка всё время наказывать, то каким он вырастет?

Комментарий психолога:

Конечно, озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому, прежде всего, нужно любить ребёнка, отдавать ему своё сердце, нежность, ласку.

5. Как вы относитесь к телесным наказаниям?

Комментарий психолога:

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

Упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?».

Выбирается один из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные – встают в круг – это «взрослые». «Ребёнок» присаживается на корточки в середине круга. «Взрослые» вспоминают слова, фразы, интонации, которые они используют для выражения своего недовольства ребёнку. Затем «взрослые» все вместе идут по кругу в одном направлении и хором ругают «ребёнка». (Упражнение повторяется несколько раз с разными «детьми»).

По завершению упражнения психолог предлагает поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделать заключение на основе личного опыта.

Упражнения «Ладошка»

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Психолог предлагает выполнить следующее задание: возьмите лист бумаги и карандашом обведите одну руку. Затем в каждом пальце напишите, как вы думаете, какие чувства испытывает ребёнок в момент наказания? Прежде чем наказывать ребёнка, подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере.

Подведение итогов

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учётом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы