Родительский клуб "Сила единства".

Баранова Любовь Владимировна

В программе описана работа родительского клуба как воздействие на профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx45.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

основная  школа №161 ст. Издревая

Родительский клуб

«Сила в единстве»

                                   Авторы:  

                                                                              педагог-психолог: Баранова Л. В.

  социальный педагог: Матяш О. В.

        

        2021 год        

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям большое

человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский

       К сожалению, перемены, происходящие в нашем обществе сегодня, с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенных мер профилактики и коррекции данной группы детей.  Предотвратить проблему отклоняющегося поведения намного легче, чем её решить. Но решить её нам, специалистам службы сопровождения, без помощи родителей трудно.

     Нельзя забывать, что в профилактике любых отклонений поведения ребенка нужно работать с самим ребенком, его законным представителем и педагогами. Только таким подходом можно надеяться на достижения в данной работе.

     Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации. Часто дети не удовлетворены взаимоотношениями с родителями.

     В нашем учреждении обучается 263 ребенка с различными образовательными потребностями и социальным статусом. То есть - это проблемы в обучении, в поведении, в воспитании, есть дети, находящиеся в социально опасном положении.

     В ходе реализации Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», самыми актуальными темами обращений со стороны родителей стали:    

     отсутствие учебной мотивации;

     организация внеурочной занятости;

     трудности в усвоении учебного процесса;

     взаимодействие ребенка со сверстниками;

     компьютерная зависимость;

     употребление ПАВ;

     вопросы по развитию ребенка (проблемы, ресурсы, возможности);

     нарушение детско-родительских взаимоотношений;

     противоправное поведение.

    

     В 2020 году администрацией нашей школы был создан родительский комитет. На родительских собраниях нам неоднократно были предложены вопросы сотрудничества, направленные на развитие детей и помощь педагогам. Родители предложили формы сотрудничества: выездные экскурсии, праздники, ярмарки, мастер-классы для ребят, различные мероприятия.  

      Мы как специалисты понимаем, что наше сотрудничество с родителями не только будет развивающим фактором для детей, но и решит проблему профилактики аддиктивного, делинквентного, суицидального поведения подростков.

    Примером стало участие родителей и ребят в массовом субботнике в рамках акции «Чистый берег». Родители часто помогают в организации поездок, экскурсий.

    Обсуждая на родительских собраниях вопросы отклоняющегося поведения среди детей, мы пришли к выводу, о необходимости развития гражданского-патриотического воспитания, нравственно-этического, трудового, учебно-познавательного, экологического, здоровьесберегающего.  

    В октябре 2021 года наша школа стала  участником проекта «Успех каждого ребенка». Открытием для нас стали кружки и секции. Родители с огромным удовольствием согласились на дополнительное образование и на сегодняшний день более 80% обучающихся посещают кружки.  В ходе реализации данного проекта, мы наблюдаем заинтересованность, активность, загруженность обучающихся.

     Учитывая проблемы отклоняющегося поведения детей и желание родительского актива нашей школы, мы приняли решение о создании родительского клуба. Работа родительского клуба будет оформлена в программу профилактики девиаций различного вида. В программе отображаются методы и способы работы педагога-психолога и социального педагога. Реализация такой программы будет способствовать объединению не только педагога-психолога и социального педагога, но и родителей для достижения цели профилактической работы.

     Программа предназначена для родителей (законных представителей) и для обучающихся в возрасте 7-16 лет.

     Цель программы – профилактика отклоняющегося поведения детей в рамках родительского клуба «Сила в единстве».

     Задачи программы:

  1. Создать условия в образовательном учреждении для реализации родительского клуба;
  2. Создать атмосферу общности интересов;
  3. Привлекать к сотрудничеству родителей детей с девиациями различного вида;
  4. Организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей, обучающихся;
  5. Предоставить возможность раскрытия личности каждого участника клуба. Развить умение проявлять себя, свои чувства, эмоции;
  6. Способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей;
  7. Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия между родителем и ребенком;
  8. Обеспечить целенаправленную работу по профилактике отклоняющегося поведения ребят, снижение риска конфликтных ситуаций между ребенком и родителем, оказать своевременную и психолого-педагогическую помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

   

          Принципы, лежащие в основе программы:

          - Акцент на эмоциональной стороне детей и родителей

          -Вариативность содержания способов и методов работы с детьми и родителями

          - Ориентация на актуальные, значимые проблемы развития и воспитания детей в семье

          Ожидаемые результаты реализации программы:

          Мы полагаем, что в результате реализации программы снизится уровень конфликтности детско-родительских отношений, улучшится психологический климат семьи, эмоциональное благополучие детей и родителей. Нам важно не только достигнуть цели профилактической работы, но и создать условия для комфортного взаимодействия детей и родителей.

          Методы отслеживания эффективности:

          - промежуточное и итоговое тестирование обучающихся

          - наблюдение, анкетирование

          - тренинговые занятия

          - индивидуальные консультации

          - анализ мероприятия

          - лектории

При реализации программы используются следующие блоки:

Перечень применяемых блоков программы:

Наименование

Содержание

1

Информационно-аналитическое

Анкетирование, диагностика

2

Познавательное

Тренинги, консультации, лектории, семинары практикумы, проектная деятельность, работа с родительским комитетом

3

Наглядно-информационное

Памятки, публикации, буклеты, видео

4

Досуговое

Праздничные мероприятия, экскурсии, поездки, походы выходного дня, конкурсы, волонтерские акции.

Итоги апробации:

Мы планируем начать реализацию родительского клуба «Сила в единстве» с января 2022 года.

Перспективы развития:

Мы полагаем, что реализация работы родительского клуба даст положительный результат на итоги профилактической работы в нашей школе. Сотрудничество с родителями – это главный шаг нашей работы.

В перспективе развития мы рассматриваем возможность реализации родительского клуба не только в условиях нашей школы, но и в других образовательных организациях.

Тематическое планирование:        

п/п

Название разделов и тем

 Сроки

Раздел I Профилактика аддиктивного поведения

Занятия с несовершеннолетними

1

Операция НАТО: наркотики, алкоголь, табак – откажись!

Один раз в четверть по одной профилактической работе.

2

Работа уголка «Береги здоровье смолоду»

В течении года

3

Акция «Время жить», посвященная дню борьбы со СПИДОМ

Декабрь (первая неделя месяца)

4

Конкурсы рисунков, газет о вреде курения

Ноябрь (вторая неделя месяца)

5

Кросс «Бегом от наркотиков»

Сентябрь (третья неделя месяца)

Занятия с родителями (законными представителями)

1

Выявление неблагополучных семей, их обследование, конкретная помощь детям.

Сентябрь / январь

2

Заседание Совета профилактики – правонарушений

Один раз в четверть

3

Работа по соблюдению прав в семье, по взаимодействию семьи и школы, ведение журнала «Нарушение прав ребенка», решение конкретных жизненных ситуаций.

21 ноября (День правовой помощи).

В течении года ведение журнала

4

Индивидуальная социально-психологическая помощь родителям детей группы-риска

В течении года

5

Проведение всеобучей, родительских собраний по вопросам семейной политики

Октябрь/ апрель

6

Проведение лекториев по пропаганде здорового образа жизни совместно со специалистами здравоохранения

Сентябрь/ февраль

7

Акция «Войди в каждый дом»

Октябрь / март

8

Волонтерские акции

«Снежный десант»,

«Неделя добрых дел»,

«Помощь бездомным животным»,

«Чистый лес» и др…

Декабрь / январь

Апрель

Декабрь

Сентябрь / май

Раздел II Профилактика делинквентного поведения

Мероприятия с несовершеннолетними и родителями

1

Волонтерское движение

В течении года

2

Социальная гостиная

В течении года

Раздел III Профилактика суицидального поведения

Занятия с несовершеннолетними

1

Тренинг «Позитивное мышление»

2 часа

2

Тренинг «Умей сказать нет!» Эмоции и чувства.

2 часа

3

Психологические игры

Один раз в четверть

4

Тренинг «Моя самооценка», «Поверь в свои возможности».

2 часа

Занятия с родителями (законными представителями)

1

Лекторий «Роль семьи в воспитании детей»

Декабрь (родительские собрания)

2

Лекторий «Ошибки в воспитании детей»

Март (родительские собрания)

3

Лекторий «Причины подросткового суицида». Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях.

Октябрь (родительские собрания)

4

Родительская неделя в школе. Организация досуга в школе на каникулах.

Март (4-я неделя месяца)

5

Тренинговое занятие «Дом моей мечты»

2 часа

Совместные занятия с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями)

1

Организация досуга: участие в праздничных мероприятиях, экскурсии, походы

В течении года

2

Вовлечение обучающихся в кружки и секции

В течении года

3

Проведение мастер-классов на темы: «Профориентация», «Кулинария», «Швейное дело», «Куклотерапия» и др.

Один раз в четверть

(октябрь, ноябрь, февраль, апрель)

4

Коррекционное занятия «Учимся доверять и понимать друг друга»

2 часа

5

Тренинговое занятие «Цветок - ЛОТОС»

1 час

Список литературы

  1. А. Айхорн   Трудный подросток – М.: Апрель 2001, 304 с.
  2. А. Баркан  «Практическая работа для родителей или Как научиться понимать своего ребенка» М.: 2000
  3. А. Н. Моховиков «Суицидология прошлое и настоящее». Москва 2013г.
  4. И. С. Кон «Психология ранней юности». Москва 1989г.
  5.  Т. А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Москва 2006г.
  6. В. Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьёй». Москва 2005г.
  7. О. В. Галичкина «Система работы по профилактике наркомании». Волгоград 2016 г.
  8. С. В. Иванова «Социально-педагогическая работа школы». Москва, 2005г.
  9. В. Г. Касаткина: Методическое пособие «Возможности использования в обучении». Новосибирск 2013г.
  10. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /Авт.-сост. Михайлина М.Ю., Павлова М. А..- Волгоград: Учитель, 2009г.
  11. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубравина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
  12. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально – политический журнал. 1995. №2
  13.  Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С. В. Титовой. СПб: Питер, 2008
  14. Осипова М. П., Бутрина Г. А., «Работа с родителями», Минск, 2003