Родительский клуб "Сила единства".
В программе описана работа родительского клуба как воздействие на профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.docx | 45.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
основная школа №161 ст. Издревая
Родительский клуб
«Сила в единстве»
Авторы:
педагог-психолог: Баранова Л. В.
социальный педагог: Матяш О. В.
2021 год
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям большое
человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
К сожалению, перемены, происходящие в нашем обществе сегодня, с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенных мер профилактики и коррекции данной группы детей. Предотвратить проблему отклоняющегося поведения намного легче, чем её решить. Но решить её нам, специалистам службы сопровождения, без помощи родителей трудно.
Нельзя забывать, что в профилактике любых отклонений поведения ребенка нужно работать с самим ребенком, его законным представителем и педагогами. Только таким подходом можно надеяться на достижения в данной работе.
Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации. Часто дети не удовлетворены взаимоотношениями с родителями.
В нашем учреждении обучается 263 ребенка с различными образовательными потребностями и социальным статусом. То есть - это проблемы в обучении, в поведении, в воспитании, есть дети, находящиеся в социально опасном положении.
В ходе реализации Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», самыми актуальными темами обращений со стороны родителей стали:
отсутствие учебной мотивации;
организация внеурочной занятости;
трудности в усвоении учебного процесса;
взаимодействие ребенка со сверстниками;
компьютерная зависимость;
употребление ПАВ;
вопросы по развитию ребенка (проблемы, ресурсы, возможности);
нарушение детско-родительских взаимоотношений;
противоправное поведение.
В 2020 году администрацией нашей школы был создан родительский комитет. На родительских собраниях нам неоднократно были предложены вопросы сотрудничества, направленные на развитие детей и помощь педагогам. Родители предложили формы сотрудничества: выездные экскурсии, праздники, ярмарки, мастер-классы для ребят, различные мероприятия.
Мы как специалисты понимаем, что наше сотрудничество с родителями не только будет развивающим фактором для детей, но и решит проблему профилактики аддиктивного, делинквентного, суицидального поведения подростков.
Примером стало участие родителей и ребят в массовом субботнике в рамках акции «Чистый берег». Родители часто помогают в организации поездок, экскурсий.
Обсуждая на родительских собраниях вопросы отклоняющегося поведения среди детей, мы пришли к выводу, о необходимости развития гражданского-патриотического воспитания, нравственно-этического, трудового, учебно-познавательного, экологического, здоровьесберегающего.
В октябре 2021 года наша школа стала участником проекта «Успех каждого ребенка». Открытием для нас стали кружки и секции. Родители с огромным удовольствием согласились на дополнительное образование и на сегодняшний день более 80% обучающихся посещают кружки. В ходе реализации данного проекта, мы наблюдаем заинтересованность, активность, загруженность обучающихся.
Учитывая проблемы отклоняющегося поведения детей и желание родительского актива нашей школы, мы приняли решение о создании родительского клуба. Работа родительского клуба будет оформлена в программу профилактики девиаций различного вида. В программе отображаются методы и способы работы педагога-психолога и социального педагога. Реализация такой программы будет способствовать объединению не только педагога-психолога и социального педагога, но и родителей для достижения цели профилактической работы.
Программа предназначена для родителей (законных представителей) и для обучающихся в возрасте 7-16 лет.
Цель программы – профилактика отклоняющегося поведения детей в рамках родительского клуба «Сила в единстве».
Задачи программы:
- Создать условия в образовательном учреждении для реализации родительского клуба;
- Создать атмосферу общности интересов;
- Привлекать к сотрудничеству родителей детей с девиациями различного вида;
- Организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей, обучающихся;
- Предоставить возможность раскрытия личности каждого участника клуба. Развить умение проявлять себя, свои чувства, эмоции;
- Способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей;
- Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия между родителем и ребенком;
- Обеспечить целенаправленную работу по профилактике отклоняющегося поведения ребят, снижение риска конфликтных ситуаций между ребенком и родителем, оказать своевременную и психолого-педагогическую помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Акцент на эмоциональной стороне детей и родителей
-Вариативность содержания способов и методов работы с детьми и родителями
- Ориентация на актуальные, значимые проблемы развития и воспитания детей в семье
Ожидаемые результаты реализации программы:
Мы полагаем, что в результате реализации программы снизится уровень конфликтности детско-родительских отношений, улучшится психологический климат семьи, эмоциональное благополучие детей и родителей. Нам важно не только достигнуть цели профилактической работы, но и создать условия для комфортного взаимодействия детей и родителей.
Методы отслеживания эффективности:
- промежуточное и итоговое тестирование обучающихся
- наблюдение, анкетирование
- тренинговые занятия
- индивидуальные консультации
- анализ мероприятия
- лектории
При реализации программы используются следующие блоки:
Перечень применяемых блоков программы:
№ | Наименование | Содержание |
1 | Информационно-аналитическое | Анкетирование, диагностика |
2 | Познавательное | Тренинги, консультации, лектории, семинары практикумы, проектная деятельность, работа с родительским комитетом |
3 | Наглядно-информационное | Памятки, публикации, буклеты, видео |
4 | Досуговое | Праздничные мероприятия, экскурсии, поездки, походы выходного дня, конкурсы, волонтерские акции. |
Итоги апробации:
Мы планируем начать реализацию родительского клуба «Сила в единстве» с января 2022 года.
Перспективы развития:
Мы полагаем, что реализация работы родительского клуба даст положительный результат на итоги профилактической работы в нашей школе. Сотрудничество с родителями – это главный шаг нашей работы.
В перспективе развития мы рассматриваем возможность реализации родительского клуба не только в условиях нашей школы, но и в других образовательных организациях.
Тематическое планирование:
п/п | Название разделов и тем | Сроки |
Раздел I Профилактика аддиктивного поведения | ||
Занятия с несовершеннолетними | ||
1 | Операция НАТО: наркотики, алкоголь, табак – откажись! | Один раз в четверть по одной профилактической работе. |
2 | Работа уголка «Береги здоровье смолоду» | В течении года |
3 | Акция «Время жить», посвященная дню борьбы со СПИДОМ | Декабрь (первая неделя месяца) |
4 | Конкурсы рисунков, газет о вреде курения | Ноябрь (вторая неделя месяца) |
5 | Кросс «Бегом от наркотиков» | Сентябрь (третья неделя месяца) |
Занятия с родителями (законными представителями) | ||
1 | Выявление неблагополучных семей, их обследование, конкретная помощь детям. | Сентябрь / январь |
2 | Заседание Совета профилактики – правонарушений | Один раз в четверть |
3 | Работа по соблюдению прав в семье, по взаимодействию семьи и школы, ведение журнала «Нарушение прав ребенка», решение конкретных жизненных ситуаций. | 21 ноября (День правовой помощи). В течении года ведение журнала |
4 | Индивидуальная социально-психологическая помощь родителям детей группы-риска | В течении года |
5 | Проведение всеобучей, родительских собраний по вопросам семейной политики | Октябрь/ апрель |
6 | Проведение лекториев по пропаганде здорового образа жизни совместно со специалистами здравоохранения | Сентябрь/ февраль |
7 | Акция «Войди в каждый дом» | Октябрь / март |
8 | Волонтерские акции «Снежный десант», «Неделя добрых дел», «Помощь бездомным животным», «Чистый лес» и др… | Декабрь / январь Апрель Декабрь Сентябрь / май |
Раздел II Профилактика делинквентного поведения | ||
Мероприятия с несовершеннолетними и родителями | ||
1 | Волонтерское движение | В течении года |
2 | Социальная гостиная | В течении года |
Раздел III Профилактика суицидального поведения | ||
Занятия с несовершеннолетними | ||
1 | Тренинг «Позитивное мышление» | 2 часа |
2 | Тренинг «Умей сказать нет!» Эмоции и чувства. | 2 часа |
3 | Психологические игры | Один раз в четверть |
4 | Тренинг «Моя самооценка», «Поверь в свои возможности». | 2 часа |
Занятия с родителями (законными представителями) | ||
1 | Лекторий «Роль семьи в воспитании детей» | Декабрь (родительские собрания) |
2 | Лекторий «Ошибки в воспитании детей» | Март (родительские собрания) |
3 | Лекторий «Причины подросткового суицида». Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях. | Октябрь (родительские собрания) |
4 | Родительская неделя в школе. Организация досуга в школе на каникулах. | Март (4-я неделя месяца) |
5 | Тренинговое занятие «Дом моей мечты» | 2 часа |
Совместные занятия с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями) | ||
1 | Организация досуга: участие в праздничных мероприятиях, экскурсии, походы | В течении года |
2 | Вовлечение обучающихся в кружки и секции | В течении года |
3 | Проведение мастер-классов на темы: «Профориентация», «Кулинария», «Швейное дело», «Куклотерапия» и др. | Один раз в четверть (октябрь, ноябрь, февраль, апрель) |
4 | Коррекционное занятия «Учимся доверять и понимать друг друга» | 2 часа |
5 | Тренинговое занятие «Цветок - ЛОТОС» | 1 час |
Список литературы
- А. Айхорн Трудный подросток – М.: Апрель 2001, 304 с.
- А. Баркан «Практическая работа для родителей или Как научиться понимать своего ребенка» М.: 2000
- А. Н. Моховиков «Суицидология прошлое и настоящее». Москва 2013г.
- И. С. Кон «Психология ранней юности». Москва 1989г.
- Т. А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Москва 2006г.
- В. Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьёй». Москва 2005г.
- О. В. Галичкина «Система работы по профилактике наркомании». Волгоград 2016 г.
- С. В. Иванова «Социально-педагогическая работа школы». Москва, 2005г.
- В. Г. Касаткина: Методическое пособие «Возможности использования в обучении». Новосибирск 2013г.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /Авт.-сост. Михайлина М.Ю., Павлова М. А..- Волгоград: Учитель, 2009г.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубравина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
- Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально – политический журнал. 1995. №2
- Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С. В. Титовой. СПб: Питер, 2008
- Осипова М. П., Бутрина Г. А., «Работа с родителями», Минск, 2003