«В стране цветного песка» Лекция: «Песочная терапия для детей раннего возраста» Практикум: «Волшебные секреты»

Горецкая Татьяна Сергеевна

Цель: повышение  знаний родителей о  развитии активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности и игре с цветным песком.

Задачи:

 -повысить знания родителей о свойствах песка для обогащения тактильного опыта детей раннего возраста;

-формировать навыки экспериментирования с песком;

-развивать способность родителей в активизации  речевой активности, коммуникативных навыков, внимания, памяти, мышления у детей раннего возраста;

  

Детство-это маленькая жизнь!

 

«От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_tsvetnogo_peska.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 «ТБИЛИССКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

                       

Выступление на заседании клуба:

«Малышок»

«В стране цветного песка»

Лекция: «Песочная терапия для детей раннего возраста»

Практикум: «Волшебные секреты»

                       Составитель:

                                                                                      педагог-психолог отделения

                   диагностики и разработки  планов

                                                                                  социальной реабилитации

                                                             Горецкая Т. С.

Лекция: «Песочная терапия для детей раннего возраста»

Цель: повышение  знаний родителей о  развитии активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности и игре с цветным песком.

Задачи:

 -повысить знания родителей о свойствах песка для обогащения тактильного опыта детей раннего возраста;

-формировать навыки экспериментирования с песком;

-развивать способность родителей в активизации  речевой активности, коммуникативных навыков, внимания, памяти, мышления у детей раннего возраста;

   

Детство-это маленькая жизнь!

«От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Формирование творческой личности - одна из важных задач теории и практики на современном этапе образования. Это обуславливает необходимость творческого подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий «убивает» интерес к усвоению новых знаний, умений, навыков. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, поэтому необходимо вести поиски, направленные на превращение образовательного процесса в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками.

Рисование песком - нетрадиционное направление изобразительного искусства. Цветной песок - это удивительный материал для создания картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет воплотить самые фантастические замыслы. Рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявлять свою фантазию.

Работа с песком с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Первое ощущение ребенка в мире - это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно - кинестетическим ощущениям и делает игры с песком столь результативными в работе с детьми. Для малышей песок - прежде всего материал, который интересен, как и все вокруг, это отличная среда для развития интеллекта. Ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает свойства, форму, величину, оттенки, пространственное расположение и т.д.

Рисование цветным песком лишь на первый взгляд кажется бесполезным развлечением для ребенка. На самом деле, эти простые занятия с малышами помогут им справиться со многими важными проблемами в их жизни. Работа с мелким песком и камешками развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на речевой аппарат ребенка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем активнее мышление у малыша, он быстрее начнет говорить, быстрее развивается, схватывает все на лету. Особенно такие занятия полезны детям, у которых проблемы с нервной системой, нарушена координация, плохо работают ручки, пальчикам сложно взять мелкие предметы. Постоянно рисуя с ребенком цветным песком, вы совсем скоро заметите, как ребенок стал более усидчивым, внимательным, легко запоминает цвета, настроение улучшается, а вместе с ним - и сон. Рисовать этой техникой очень просто: достаточно на липкий трафарет насыпать песок нужного цвета, и он сам приклеится на бумагу, создавая неповторимые детские работы. С такими простыми задачами могут справиться даже самые маленькие. Рисование песком придется по душе любому ребенку.

Рисовать песком хочется, потому что: 

-Процесс очень интересен и увлекателен. 
- Сам материал необыкновенно приятен на ощупь. Порой невозможно оторваться. 
- Задействованы одновременно зрительный и кинестетический каналы. 
- Техника помогает развить мелкую моторику, что особенно полезно для детей, т.к. через стимуляцию пальцев рук развивается мозг. 
- Разноцветный песок расширяет цветовое восприятие  и способствует развитию художественно-эстетического вкуса, чувства гармонии и креативности.  
- Происходит развитие всех познавательных процессов: интеллекта, речи, воображения, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственных представлений, ощущений, координации, пластики и ловкости рук. 
- Песок, обладающий свойством пропускать сквозь себя воду, заодно способен поглощать негативную энергию и психические эмоции (агрессию, печаль, внутренние конфликты), вредные для психического здоровья организма, преобразовывая их в положительные. 
- Происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению и самореализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка. 
- Это невербальное средство, раскрывающее и проясняющее переживания ребенка. 

Игра с песком помогает вдохновиться, развить внутреннюю свободу и почувствовать ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только созданной картины, но и автором своей жизни. Делаем цветной песок своими руками. Набираем светлый однородный песочек, тщательно промываем, а затем прокаливаем его в духовке. Для окраски песка используем пищевые красители или гуашь:

Насыпаем песок в стаканы, заливаем его водой, добавляем краску нужных цветов. Выдерживаем до тех пор, пока песок не окрасится до нужной нам яркости (можно оставить на ночь). Сливаем воду и просушиваем песок на бумаге. Раскладываем песочек по емкостям. Все! Можно творить.

     Несмотря на то, что мир современных игрушек просто поражает, игры в песочнице не устарели. Песочница также как и раньше - излюбленное место малышей. Трогая ручками песчинки, кроха развивает мелкую моторику, а выясняя путем, какое количество песка требуется положить в формочки, развивает глазомер. Развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Когда малыш строит песочные замки, он развивает воображение, выдумывает, фантазирует, создает свой собственный мир. Игры в песочнице должны быть безопасными. Чтобы песок не попадал в глаза и не пылил, чтобы не рассыпался при строительстве замков и выпечке пирожков, смачивайте его. Если ночью по вашей песочнице могут пройти животные – накрывайте песочницу целлофаном . Игры в песочнице немыслимы без специальных наборов, так же ребенку можно предложить различные миниатюрные игрушки (машинки, куколки, животных, бросовый материал). В возрасте от одного до трех лет малыш обожает трогать песок совком, лопаткой и, конечно же, руками. Ему доставляет удовольствие вставлять песок палочки, листики, камушки, веточки. Ребенок любит топтать песок и разбрасывать. Вы – мама и папа, бабушки и дедушки, будете показывать пример, а малыш будет смотреть, как вы это делаете, и вскоре захочет повторить. А пока самое интересное занятие для крохи – ломать сделанные кем-то куличи. Не стоит на него сердиться из-за этого! Подумайте, для малыша это действительно интересно - сначала ничего не было, затем появилось, а потом вдруг опять исчезло… расскажите и покажите малышу, какой мокрый песок, а какой сухой. Объясните, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого – нет, он рассыплется. Когда ребенок станет постарше, нужно показать ему, как лепить заборчики по кругу. Можно показать , как из палочек и дощечек можно строить мосты. На песке можно рисовать палочкой или пальчиком. Дети обожают играть с песком и водой одновременно. Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интересней, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. И мы взрослые, можем помочь им в этом – используя игры.    Я хотела бы видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.

Ребенок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.                                                                                                      

Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное» самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Именно в песочнице создается  дополнительный         акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка». На песочном листе перед взрослым раскрывается внутренний мир ребенка. Этот  мир становится реально осязаемым. Реализация данного проекта направлена на развитие исследовательской деятельности детей.

К. Д. Ушинский писал:   «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».

 Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: «КАК ИГРАТЬ С ПЕСКОМ»

В качестве сенсорного стимулятора, перед началом игры, песок можно нагреть (например, на батарее или солнце) или охладить (в морозилке).

Беспокойные, замкнутые дети положительно реагируют на теплый песок - расслабляются, расковываются. А гиперактивным, раздражительным детям нужен прохладный песок - он помогает им сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их.

При каждой организации игр с песком необходимо:

-проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены;

-просмотреть (прокопать) песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы;

-обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды; проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

-использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями; использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы; -сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);

-играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга; насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь; ходить в обуви, наполненной песком; закапывать в песок тело ребенка; лежать на песке вниз лицом;

-жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу; нюхать песок;

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их отношениями; не оставлять ребенка без присмотра.

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Применяются такие формы работы с детьми, как:

Сюжетные игры - «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.)

Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

Рассказывание сказок - лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

Читаем на песке - предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

Конструирование - используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:

- значительно повышается общий эмоциональный фон; снижается уровень тревожности;

-быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков; 

-повышается     познавательная   и         игровая         активность,         уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- усиливается самостоятельность ребенка; развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.



Практикум: «Волшебные секреты»

Цель:   формировать умение у родителей в развитии игрового опыта у детей раннего возраста посредством игр с песком.

Задачи:  

-создание положительного настроя, на совместную продуктивную работу;

- развитие у родителей умений в формировании  ручной умелости и мелкой моторики у детей раннего возраста;

-развитие у родителей умений в формировании  тактильной чувствительности, воображения у детей раннего возраста.

-развивать умение у родителей в воспитании аккуратности и способности сопереживать, сочувствовать у детей раннего возраста;

 -вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Ход работы.

1.Приветствие.

Педагог-психолог: - «Уважаемые родители, сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы узнаем, как и чем интересным занимаются детки в нашем центре. Сегодня мы будем учиться хорошо и весело  заниматься с нашими детьми в домашних условиях».

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке.

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…  

Иоахим Рингельнац

       2.Основная часть.

 Упражнение «Волшебный камешек».

 Цель: создание положительного настроя, на совместную продуктивную работу.

 Педагог-психолог: - «Чтобы настроиться на работу и позаниматься очень хорошо мы с вами сделаем первое упражнение, оно называется «Волшебный камешек». Вам необходимо сесть на стулья, положить руки на столы, ладонями вверх, закрыть глаза и ждать, когда на вашей ладони появится волшебный камешек. Чтобы камешек быстрее появился на вашей ладони, вам необходимо расслабиться, не двигаться и не открывать глаза. Все тело должно быть расслабленным. Ну вот, у каждого в руке по волшебному камешку (какой он?) (холодный, гладкий, голубой, прозрачный), посмотрите на свой камешек, сожмите его в своей ладошке, погрейте его. Камни обладает большой силой, что как только они коснулись вашей ладошки, так сразу вы становитесь самыми умными, самыми добрыми, самыми внимательными, самыми послушными и все, что вы будете делать, у вас обязательно сегодня получится! Вот как здорово!

Упражнение с массажными мячиками.

 Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику.

Педагог-психолог: -«Вот мы с вами и подготовились, а теперь нам необходимо подготовить наши руки и пальчики к работе. Чтобы руки и пальчики были ловкие и умелые мы с вами сделаем им массаж. Массаж мы будем делать массажными мячиками:

 Этот шарик не простой,

Весь колючий он такой.

Меж ладошками кладем,

им ладошки разотрем.

 Вверх и вниз его катаем

 Свои ручки развиваем!

 Педагог-психолог: - «Наши руки готовы, чтобы нам продолжить занятие, отгадайте загадку: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя. Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (песок) Снимите салфетки, перед вами - песок. А вы любите играть с песком?

Прежде, чем мы начнем играть с песочком, давайте вспомним правила игры:

-Нельзя брать песок в рот.

-Нельзя бросать песок в глаза, на пол.

-Нельзя вдыхать песок.

-Нужно мыть ручки после игры с песком.

Создаем аппликацию.

Педагог-психолог:- Аппликация из цветного песка имеет свои особенности: предметы на листе должны быть крупными, а границы не очень извилистыми, тогда аппликация получится более ровной и красивой.
Очень хорошо в качестве основы подходят раскраски для самых маленьких -с крупными четкими рисунками.
 Аккуратно намажем  рисунок клеем. Просыпать картинку цветным «песком». Это очень хорошее упражнения для развития руки: тренирует мелкую моторику, щипковый захват, точность. Через некоторое время, аккуратно стряхиваем с листа весь лишний песок. На листе останется только тот песок, который приклеился к рисунку. Повторяем эти шаги для всех нарисованных объектов. Несмотря на кажущуюся простоту, работа с цветным «песком» требует определенных навыков: точности, аккуратности, умения захватывать небольшие предметы… Красивый цветной песок очень привлекает детей.

Рисование цветным песком по трафарету.

Педагог-психолог: - Цветным песком можно раскрасить любую детскую раскраску или рисунок. Нужно наносить на детали рисунка клей ПВА, посыпать песком, а потом ждать, пока клей высыхает. И только после этого стряхивать излишки песка. Это дольше, сложнее, но дешевле. Условие одно – бумага должна быть достаточно плотной, чтобы выдержать и клей, и песок.

Заключение.

Игра: «Необыкновенные следы»

Цель: развитие у родителей умений в формировании  тактильной чувствительности, воображения у детей раннего возраста.

Родители вместе с педагогом-психологом повторяют действия:

- «Идет медведь» - кулачками с силой надавить на песок: Мишка косолапый по лесу идет, топ-топ-топ…

-«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!

-«Ползет змея» - родители расслабленными пальчиками делают поверхность волнистой в разных направлениях:

 Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

 Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

-«Бегут жучки-паучки» - родители двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»)

Подарите детям красочное детство!